Диалоги культур

Sep 23, 2008 13:48

В эпоху Судей, т.е. примерно 3000 лет назад, у иудеев был обычай, похожий на обычай индейцев снимать скальпы. Только в наших краях у поверженного врага отрезали крайнюю плоть.
Кое-где это упоминается в Библии: например, царь Саул требует с Давида, сватающегося к его дочери, выкуп в виде нескольких сот филистимских обрезаний (евреи на тот момент, если кто не помнит, воюют с филистимлянами).
Как и у индейцев, смысл этого обычая достаточно прост: продемонстрировать свою воинскую доблесть. Похожие традиции были и в других регионах - например, скифы тоже коллекционировали скальпы, в Японии нередко забирали в качестве трофея голову противника, в ряде стран было принято собирать уши или большие пальцы покойников...
Но обратите внимание, насколько остроумнее решена эта задача у евреев:
- Крайнюю плоть проще хранить, чем скальпы или головы.
- Крайняя плоть однозначно показывает, что убитый был взрослым мужчиной - это автоматически делает невозможным избиение женщин или детей ради трофеев, как это бывало в Америке или во Вьетнаме.
- Наконец, крайняя плоть может быть снята только с трупа врага, но никак не с трупа другого еврея.
По-моему, великолепное инженерное решение...
(kontei)

===

...где-то я читал, что св. Патрик просил у Бога, чтобы ни один ирландец не дожил до последних времен (речь идет не о Страшном суде, на который всем воскресать, но о временах антихриста, массовых отпадений, космических катастроф и т.п., которые, конечно, лучше всего пережидать в гробу), - и Бог обещал Патрику, что последний ирландец умрет, не помню, то ли за пять, то ли за семь лет до расчетного времени. А пока ирландцев более чем достаточно, мы можем быть более или менее уверены в завтрашнем дне. Но вообще следить за ними надо, за ирландцами то есть. Прикармливать, что ли, как-то. Создавать им условия наибольшего благоприятствования в репродуктивном смысле. В наших же интересах.
(roman_shmarakov, наводка petro_gulak)

===

Заблудший

Видит прихлебатель на улице: идет хорошо одетая компания, не иначе - в гости на пир; он и пристроился сзади. Они идут - и он за ними; они в султанский дворец - и он в султанский дворец. А там султан сидит на ковре, и эти люди выстраиваются перед ним в ряд и по очереди читают ему по хвалебной оде, а султан их одаряет серебром. Наконец, все отчитались - кроме прихлебателя. Султан говорит:
- Ну, твой черед стихи читать, я слушаю!
- Так я ж не поэт! - разводит тот руками.
- А кто ж ты такой и что тут тогда делаешь?
- Я - заблудший, из тех, о ком Аллах всевышний сказал в Коране: "и поэты, за ними же следуют заблудшие".
Султан рассмеялся и выдал ему такой же подарок, как поэтам.

"...Не тот, кто пролил соус..."

Сидит на пиру со своими командирами воевода (и правитель Египта) Ахмад ибн Тулун в шитом серебром кафтане. Слуга-подавальщик нечаянно споткнулся и вывалил ему на полу все блюдо, которое подносил. Ахмад нахмурился, покраснел, оглядел гостей и рявкнул на обмершего со страху слугу:
- Что, ты не мог словами сказать, что тебе мой кафтан так нравится? Забирай его - будешь теперь загаженный носить!

"Мы - язычники"

Путешествует Васил ибн Ата (основоположник мутазилизма) с учениками, а навстречу - вооруженный отряд хариджитов, представители какового толка мутазилитов считали страшными еретиками и порою резали. Ученики перепугались, Васил говорит им:
- Вы помалкивайте, а я с ними объяснюсь.
Хариджиты уже копья наклонили - Васил спрашивает: «Почему вы хотите напасть на людей, не узнав, кто они и зачем тут оказались?»
- Ладно, - говорит главный хариджит, - и кто же вы такие?
- Мы язычники, и приехали просить вас наставить нас в учении Аллаха.
Тогда хариджиты оружие отложили, и один из них стал читать пришельцам Коран наизусть. Когда он умолк, Васил ему говорит: «Слово Аллаха мы услышали - теперь проводите нас в спокойное место, где мы могли бы его обдумать».
- Верно! - говорят хариджиты.
И отправились они в путь,а хариджиты их сопровождали и защищали, пока не достигли путники города, где власть была не у хариджитов.
- А здесь вы в безопасности? - спросил их вожак.
- Мы - да, а вы - нет; спасибо вам, и ступайте, - отвечает Васил; что те и сделали.
Спрашивают ученики Васила:
- А почему ты был так уверен, что нас, назвавшихся язычниками, не перережут?
Он в ответ:
- Хариджиты - тоже люди благочестивые, и Коран толкуют буквально, а сказано в нем: «Если кто-либо из многобожников просил у тебя убежища, приюти его, пока не услышит он слова Аллаха; потом же доставь его в безопасное для него место»... (Коран 9:6)

(Kell)

===

Америка. Привезли в больницу старичка на операцию. Обыкновенный такой американский дедушка лет девяноста пяти с лишком по имени, скажем, Джон Миллиган. Лысенький, весь в старческой гречке, медицинская карта толще его самого, но совершенно еще в своем уме.
Спросили адрес. Город такой-то (городишко тысяч на 15 жителей, окраина Сиэттла), Джон Миллиган стрит, дом 1.
Регистрационная сестра замечает:
- Надо же какое совпадение: вы - Джон Миллиган и улица тоже Джона Миллигана.
Дедушка говорит:
- Ну так ничего удивительного, это ж я ее и основал. Я когда приехал в эти края в начале тридцатых, там еще никто не жил. Чистое поле. Я выбрал местечко покрасивее, поставил хибарку. Повесил почтовый ящик, прихожу на почту: вот сюда мне письма и газеты, пожалуйста. Они спрашивают, какая улица, какой номер дома. Да какая к чертям улица, я там от дороги немножко гравия насыпал, чтобы "Форд" не буксовал, вот и вся улица. Все равно, говорят, так нельзя, назови как-нибудь. Ну я и назвал, недолго думая. А потом вокруг народ стал селиться, места-то красивые. Теперь уже не все помнят, что я тот самый Джон Миллиган.

===

Drums of war

Влияние музыки на примитивные народы - интересная тема для исследования. Говорят, даже туземцы-каннибалы вполне понимают Моцарта и плачут от нахлынувших чувств. Или вот зулусы... В конце войны с зулусами возникла необходимость переговоров. Их поручили вести генералу сэру Эвелину Вуду. Отправился Вуд на переговоры с хорошей свитой и даже с оркестром. Пока генерал общался с вождями, остальные дикари расположились полумесяцем вокруг англичан и апатично сидели на песке. Но вот генерал вышел из поставленной для переговоров палатки и приказал оркестру играть «Боже, храни королеву!».
Рядовые зулусы тут же повскакивали с мест и приняли угрожающие позы, но быстро уселись, поскольку их вожди остались сидеть. Вожди же приняли самый мрачный вид, какой только можно представить, и погрузились в молчание. Переговоры зашли в тупик. Генерал скомандовал дирижёру сыграть что-нибудь поживее. Будучи ирландцем, дирижёр решил ударить по аудитории «Утром Дня Св.Патрика».
То, что было дальше, очевидцы пересказывали с огромным изумлением. Сначала несколько зулусов, потом ещё и ещё, наконец все они встали и принялись радостно танцевать под музыку. Когда композиция закончилась, дикари со смехом окружили оркестр, шутили и похлопывали их лошадей, будучи в наилучшем расположении духа. Больше всего их потряс барабанщик с огромным барабаном, который даже сидя верхом умудрялся так круто лупить по своему инструменту.
Переговоры закончились очень хорошо, и армия зулусов даже эскортировала англичан весь первый день обратного пути.
(по воспоминаниям сержант-майора Моула «Королевский гусар», изданным в 1893 году)
(antoin)

гитик, культура

Previous post Next post
Up