Британские россыпи

Sep 04, 2008 17:24

Tempora mutandis

В 1585 году Елизавета I пожаловала Уолтеру Рейли рыцарское звание за успехи в деле колонизации.
В 1994 году Елизавета II пожаловала Роберту Мугабе рыцарское звание за успехи в борьбе с колониализмом.

===

О здоровом образе жизни

Ее Величество Елизавета с детских лет, мягко говоря, не отличалась крепким здоровьем. Одна из причин, по которой ее не отправили к праотцам при Марии, было мнение: "все равно все время болеет, скоро сама умрет".
Но она, как вы знаете, в юности не умерла. Что же ей помогло дожить до вполне преклонного возраста? А вот это самое и помогло. Деликатно выражаясь, ахиллесовой пятой Елизаветы был желудок. И по этой причине она не могла разделить некоторых увлечений своих современников и сограждан. Пожрать англичане того времени любили в феерических количествах (разумеется, кому средства позволяли), а пища была довольно тяжелая, основной принцип - "Мяса, и побольше!" Елизавета же вынуждена была питаться более легкой пищей; известно также, что она регулярно соблюдала, выражаясь современным языков, разгрузочные дни, то есть вообще воздерживалась от еды. Такую же воздержанность приходилось соблюдать и по части крепких напитков, что тоже было нехарактерно для того времени.
О приверженности Елизаветы к гигиене подробно рассказано Антрекотом, и я не буду повторять. Но добавлю - не имея возможности как следует выпить-поесть, Елизавета имела другие постоянные увлечения (нет, я не про Лестера-Рейли-Эссекса). Она любила охоту, верховую езду и танцы. И с завидным постоянством предавалась этим удовольствиям. А это у нас что? Физические упражнения, преимущественно на свежем воздухе.
таким образом, Елизавета со своими хворобами прожила дольше, чем многие здоровые люди того времени. Впрочем, причиной последней болезни, от которой она скончалась, называют длительную верховую поездку по зимнему времени...
(goldenhead)

===

Лорд Джордж Гордон (1751-1793) происходил из аристократического шотландского рода, был младшим сыном герцога Гордона. Закончив Итон, служил в военном флоте, но вошел в конфликт с главой адмиралтейства, не давшим ему командования кораблем, и вышел в оставку. Вообще у Гордонов была репутация людей вспыльчивых и не всегда адекватных (можете судить по Джорджу Гордону Ноэлю Байрону, у которого матушка была из этого рода). Но тут дело усугублялось тем, что Гордон был истовым протестантом. "Библия была скалой, на которой он строил все свои дела"(с), и очень крепко не любил он католиков. Войдя в парлемент, он возглавил т.наз. Пртестантскую ассоциацию, и когда в 1780 г. парламент принял билль о правах для католиков, Джордж Гордон, бубучи пламенным оратором, поднял лондонские низы. Толпа сначала рванула громить католиков, но это быстро переросло в антиправительственныый мятеж. Бунтовщики ворвались в Палату Общин, подожгли Ньютейтскую тюрьму, из которой предварительно выпустили всех заключенных, штурмовали Вестминстерский дворец. Все это вошло в историю под названием "гордоновского бунта". Естественно, подавляли бунт войсками, естественно, с обеих сторон пролилось немало крови (официальная цифра - 400 погибших). Гордон был арестован, заключен в Тауэр и обвинен в государственной измене. Обвинение добивалось смертной казни, но благодаря умелой защите, в суде, состоявшемся через полгода, Гордона оправдали.
выйдя на свободу, он не успокоился, и в последующие годы у него началлся конфликт уже с протестантской церковью.и лично архиепископом Кентерберийским.
И в 1786 г. в Бирмингеме Джордж Гордон официально объявил о своем переходе в иудаизм. Прошел гиюр по всем правилам и принял имя Исраэль бар Авраам.
После этого он уехал во Францию. Не лучшая идея, учитывая его отношение к католикам. Короче, вскоре, после публикации пары памфлетов его обвинили в клевете на королеву Марию-Антуанетту и опять-таки на английское правительство.
Был отдан приказа об его аресте. Проводить сравнительный анализ между Тауэром и Бастилией Гордону, видимо, не хотелось, и он бежал в Голландию. Через год - в 1788 г. - решил вернуться на родину. Но тут его арестовали и заключили в уголовную тюрьму Ньюгейт (уж не знаю, способствовал ли пожар ей к украшенью).
Надобно заметитить, что после обращения Исраэль бар Авраам Гордон стал столь же истовым иудеем, каким раньше был протестантом. Он одевался. как подобаем ортодоксальному еврею, запустил длинную бороду и пейсы (сохранился портрет, запечатлевший его в это период). В тюрьме он изучал Тору и Талмуд, строго соблюдал кашрут, субботу, и все положенные праздники. Множество народу хотело пообщаться с ним - и христиане, и евреи. Но если христиан он принимал без ограничения, то за евреев он считал только религиозных, светских же презирал и предупредил охрану, чтоб их к нему не пускали.
Еврейская община Лондона относилась к нему с уважением, он получил прозвище "гер цедек", отдельные энтузиасты даже называли его "Моисеем, воскресшим из мертвых".
Через пять лет отсидки Гордона решили было выпустить - при условии, что он даст присягу не устраивать более общественных возмущений. Но, по мнению судей, он повел себя при этом вызывающе. В суде отказался снять шляпу, сказав, что вера ему этого не позволяет, в качестве свидетелей, привел, естственно, ортодоксальных евреев - а их свидетельства английскими законами не признавались, вместа текста присяги зачел составленный заранее меморандум о том, что пять лет в тюрьме среди убийц, воров и грабителей только укрепили его веру... в общем, Гордона вернули в тюрьму.
Его родственники были в отчаяннии. Брат и сестра просили, чтоб он подал прошениие о помиловании, но он отказался, сказав, что прошение означает признание вины, а он себя ни в чем виновным не считает.
Несколько месяцев спустя Исраэль бар Авраам Гордон умер в тюрьме от лихорадки в возрасте 42 лет.
(goldenhead)

===

Штирлиц ирландского разлива

В семье, как известно, не без урода. В старинной ирландской семье Лениханов таким вот уродом полвека считался дядюшка Джо. Ну, двоюродный дядюшка, не прямой, оправдывались в течение всей своей политической карьеры министры Брайан Ленихан и Конор Ленихан. Ну, он нам дальний-дальний родственник, почти не считается, сконфуженно бормотали идущие в политику более молодые Лениханы.
Но отныне все они могут спать спокойно. Черное пятно с репутации их семьи смыто. Ну, почти. Да, да, ДА, дядюшка Джо шпионил в пользу англичан. Но ведь он же их ненавидел! И сребреников их не трогал, так и копились они на банковском счету. И нервы им мотал, эти англичане уже не знали, как от него отделаться, деньги предлагали, только чтобы этот чертов ирландский Штирлиц уже наконец, уволился. А он не уволился. И успешно доводил их до нервных срывов вплоть до конца войны. Недавно британские секретные службы рассекретили очередную порцию своих архивов. Тут-то и всё и обнаружилось.
А дело было так. Довоенную молодость дядюшка Джо провел на ирландской таможенной службе. Но оступился, и заработал тюремный срок. Отсидев, он решил начать новую жизнь и покинул родную страну. Потом, став уже и дядюшкой, и двоюродным дедушкой, он любил рассказывать как гонял японцев по всему Китаю. Однако, когда в 1940 году немцы высадились на Джерси, он обнаружился именно там, делая то, что в те времена умел делать любой ирландец: работая на картофельных полях.
Решив, что немцы ему несимпатичны, он, по его собственным словам, (при)стукнул какого-то охранника, сел в лодочку и выгреб в Ла-Манш. Однако коварный ветер доставил его не к британскому берегу, а к французскому. Там его взяли в оборот не менее коварные немцы и сделали предложение, отказаться от которого на тот момент было вряд ли возможно: шпионить в их пользу на территории нейтральной Ирландии. Ничего особенного, так, радировать им погоду с побережья графства Слиго, да передавать информацию о результатах бомбежек британских территорий.
Ну, нейтральность Ирландии - это отдельная история. С одной стороны, тогдашний премьер де Валера не скрывал своих симпатий к Гитлеру, да и после войны немало беженцев из Германии скрывались именно здесь. Включая тех, чьи руки были в крови по локоть. Многие и не скрывались особо. С другой же стороны как-то так получалось, что выловленных в море представителей обеих воюющих сторон сдавали по одному и тому же британскому адресу. Говорят даже, что та единственная бомбежка Дублина была вовсе не ошибочной, и что врали немцы, утверждая, будто перепутали в темноте с Ливерпулем, а был это просто такой толстый намек. Но довольно отступлений.
Итак, в 1941 году дядюшку Джо сбрасывают с парашютом посередь графства Меат. Новоявленный шпион встает, отряхивается, складывает парашют и... садится на ближайший поезд в Белфаст, а там топает прямиком в британскую службу разведки и говорит здрасте. Двойного агента заказывали? Поздно, я уже здесь. Вас, сволочей и мерзавцев британских, я, конечно, ненавижу (и в архивах разведки сохранились эти его неоднократные заявления!), но германские эти выродки мне не понравились еще больше. Так что это вам комплимент. Короче, у меня тут через пару дней первый сеанс радиосвязи, че им передавать-то?
Разведка перевела его в Лондон, дабы оттуда он скармливал немцам различную дезу.
И началось. Формально находясь на британской службе, Джозеф Ленихан посылал их практически открыто, путая и не выполняя простейшие инструкции. Правда, похоже, немцев он путал не меньше. Умом и сообразительностью, при этом, отличаясь не хуже знаменитой птички, во внутренней переписке секретных служб это отмечено не раз. В общем, "он над ними издевался...".
В конечном итоге, за... в общем, усталые чиновники от разведки предложили ему полсотни фунтов, чтобы только сам уволился и не тревожил бы их больше. Нетушки, заявил Джо в ответ, нанимали - получите по полной. И они получали. По полной. Вплоть до конца войны.
По материалам рассекреченных архивов оксфордский историк профессор О'Халпин опубликовал книгу "Шпионаж за Ирландией", куда и вошла история Джозефа Ленихана. "Теперь семья Лениханов вздохнет свободно," - заявил он в недавнем интервью "Ирландской независимой газете".
(Митриллиан)

===

В 1817-м году на похоронах принцессы Шарлотты, дочери Принца Регента, вся похоронная команда была мертвецки пьяна.
В 1821 году на коронации Георга IV пришлось нанять вышибал, чтобы разнимать дерущихся гостей, а королева Каролина не смогла зайти в Вестминстерский дворец, чтобы присутствовать на коронации.
В 1827-м году на похоронах герцога Йоркского организаторы не потрудились прогреть часовню в Виндзоре, и потому все присутствовавшие на похоронах заболели, премьер-министра Каннинга схватил приступ ревматизма, а епископ лондонский скончался после похорон.
В 1830-м году на похоронах Георга IV его брат Вильгельм (король Вильгельм IV) без умолку болтал и покинул похороны раньше, чем они завершились.
Сама же коронация Вильгельма вошла в историю как "полукоронация", потому как он, решив, видимо, потратить как можно меньше денег, урезал церемонию в разы. Похороны же Вильгельма ознаменовались тем, что присутствовавшие у его гроба без устали смеялись и сплетничали, превратив церемонию в фарс.
Коронация королевы Виктории прошла без репетиции, хор пел вразнобой, священники сбивались во время молитв, а архиепископ Кетерберийский попытался надеть на палец Виктории кольцо, которое было слишком мало.
В 1863-м году после свадьбы Принца Уэльского гости вынуждены были разъезжаться из "заброшенной беркширской деревушки, знаменитой только старым замком без уборных" - Виндзора, кто чем может - премьер-министр лорд Пальмерстон вынужден был ехать третьим классом, а Дизраэли вообще ехал на одном сидении с супругой.
(i_grappa)

===

Туристам, любующимися нынче красотами горной Шотландии, и в голову не придет заказать аналогичный тур в Чечню. Между тем еще каких-то 250 лет назад - а что это такое на фоне двух тысячелетий британской писанной истории? - Чечню и Шотландию населяли абсолютно идентичные по менталитету и повадкам народы.
Читая у английских историков красочные описания шотландских горцев не можешь отделаться от стойкого ощущения дежа-вю. Тут вам и кланы, полный аналог тейпов. И родовая месть, рассказы о способах совершения которой заставили бы застыть кровь в жилах и у наемников времен Тридцатилетней войны. И личная гордость как господствующая страсть, и культ мужчины воина, единственными достойными занятиями которого считались война, охота и грабеж. Впрочем, грабеж от войны шотландцы не отделяли. «Когда горец гнал через перевал к своей родной долине стадо, отнятое у мирных фермеров, он никоим образом не ощущал себя вором, подобно тому как Дрейку при дележе добычи со взятых им испанских галеонов и в голову не могло придти, что он грабитель. Так и горец в собственных своих глазах был воином, захватившим законную добычу той войны, которая не прекращалась ни на миг при жизни 35 поколений после того, как англосаксонские захватчики вытеснили его предков в горы», - это Маколей, а не Масюк, как легко можно было бы подумать, замени шотландцев на чеченцев.
Мужчине более пристало грабить соседей, чем обрабатывать собственную землю. «Два раза в год они собирались в большие группы и совершали набег на южные области, а затем возвращались назад и вновь рассеивались», - читаем в отчете времен королевы Анны. И это в XVIII веке, когда в Лондоне крутились вполне уже современные международные интриги, смотри «Стакан воды». И вот в том же веке весь этот «пир горского духа» кончился как будто в одно мгновение - если позволите считать ударную пятилетку по замирению горцев историческим мгновением.
В 1745 году в Шотландии высадился Карл Стюарт, решивший восстановить на троне старую королевскую династию. Горные кланы поддержали его, подняв мятеж. Англичане перебросили войска из Фландрии, где шла война с французами, и после 8 месяцев боев мятеж был подавлен. А дальше началось «замирение по-английски».
Горцам под страхом смертной казни запретили носить не только оружие, включая кинжалы (и никакие ссылки на этнографические особенности не спасали от петли), но даже килты. За появление без штанов расстреливали. Особо упорные кланы депортировали в заморские колонии, их поселения и замки сносились. Армия вела себя в горах как в завоеванной стране, со всеми вытекающими отсюда для того времени последствиями.
И что же? Когда через несколько лет вождям мятежа разрешили вернуться в страну, для подавляющего большинства горцев вопрос кому быть лояльным в первую очередь - правительству или вождю клана - уже не стоял. Если не брать отдельных романтических личностей (см. роман Стивенсона «Похищенный»), выбор был однозначно сделан в пользу правительства. Интересно, что аналогично отреагировала и Англия. Лондонцы, забивавшие камнями шотландских пленных, вскоре окрестили Георга II, подавившего мятеж, «мясником». Наследник престола не погнушался надеть кильт, еще недавно бывший для 9/10 населения синонимом слова «вор». Горцы не просто стали частью британской нации, они стали модными.
Чем же отличается Чечня от Шотландии? Оставим частности, вроде доброжелателей в Брюсселе и Эр-Рияде, не дающих «разобраться по хорошему». Главное, похоже, кроется не в объекте, а в субъекте «замирения». С горцами в Шотландии имела дело динамичная нация, которой Остров стал тесен, и которой тем более надоело терпеть по соседству с собой реликт эпохи общинно-родового строя. Горцам в Чечне противостоит сжимающаяся как шагреневая кожа страна, больше напоминающая Римскую империю эпохи упадка. Та тоже мечтала замирить варваров с помощью самих же варваров. И домечталась...
(gaivor)

гитик, англия, клио

Previous post Next post
Up