Первый лорд Адмиралтейства

Jul 30, 2008 11:11

Крупнокалиберный аргумент

Если бы Черчилль не стал премьер-министром в 1940-м, он остался бы в истории мелким политическим деятелем, которого вспоминали бы в основном как инициатора провальной Галлиполийской операции. А это несправедливо. Галлиполийский провал он уже в первую мировую вполне искупил одним своим решением.
Ютландский бой - генеральное сражение, которое одно могло определить исход Первой мировой войны - началось для англичан неудачно. Эскадра линейных крейсеров адмирала Битти едва успела завязать перестрелку с немцами, как «Индефетигебл» взлетел на воздух. Не прошло и 20 минут, как немецкий снаряд попал в башню «Куин Мэри», погреба сдетонировали и корабль в секунды ушел под воду. Выпущенные им перед гибелью снаряды еще летели в сторону противника, а 1266 человек команды были уже мертвы. «Что-то неладно сегодня с нашими чертовыми кораблями», - процедил сквозь зубы Битти.
От героической гибели Битти спасли линкоры 5-й эскадры. «Стрельба английских линейных крейсеров не принесла больших повреждений, но корабли типа «Куин Элизабет» произвели просто отличное впечатление», - писал командующий немецким флотом Рейнгард Шеер. Еще бы - ни у кого в мире больше не было орудий калибра 381-мм. Вес бортового залпа такого линкора составлял 7 тонн.
А между тем проект кораблей с 15-дюймовками англичане и немцы разработали одновременно - в начале 1913 года. Правда самих орудий на тот момент в природе еще не существовало. Между тем орудия и станки к ним принято заказывать еще раньше кораблей. Боевой корабль как правило строится «вокруг» орудий и неплохо бы иметь по ним проверенные данные. Например, у 15-дюймовок сила отката по прикидкам получалась вчетверо больше чем у 12-дюймовок. А ну как на практике будет не вчетверо, а вшестеро?
Вобщем, немцы горячку пороть не стали. Линкоры типа «Баерн» заказаны были еще в апреле 1913-го, но строить их начали только через 8 месяцев. А пока опытные образцы орудий неторопливо постреливали на крупповском полигоне в Меплене.
А вот первый морской лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль на свой страх и риск приказал закладывать линкоры не дожидаясь не то что готовых орудий, а даже опытного образца. Риск был, и немалый. Если новые пушки окажутся негодными - с большим рассеиванием снарядов или быстрым износом ствола - дорогостоящая программа строительства линкоров зависает. Хуже того - немцы получат шанс вырваться вперед в «дредноутной гонке». Черчилль писал, что «обливался холодным потом при одной мысли об этом».
Обливаться потом ему пришлось 4 месяца: в этот рекордный срок военный завод в Элсвике создал 15-дюймовку. Результаты испытаний оказались выше всяких ожиданий: дальнобойность, точность стрельбы - великолепные. А тут и корабли на подходе. Благодаря решению Черчилля линкоры типа «Куин Элизабет» начали вступать в строй уже в 1915 году.
Их свели в 5-ю эскадру линкоров и 32 ее ствола главного калибра оказались весомым аргументом в Ютландском бою 31 мая 1916 года. Больше всех - 10 снарядов - получил линкор «Кениг», который по итогам боя встал в двухмесячный ремонт. Что такие 885-килограммовые «чемоданы» сделали бы с английскими кораблями, на которых бронезащита была принесена в жертву скорости? По крайней мере, эскадру Битти «Баерны» «просто стерли бы с лица земли», полагает американский военно-морской историк Франклин Персиваль.
Увы немцам - 31 мая первый «Баерн» только заканчивал ходовые испытания на Балтике. Так профессиональный моряк гросс-адмирал Тирпиц проиграл гонку бывшему гусару Черчиллю.
Морской историк Сергей Титушкин полагает, что произошло это потому, что Черчилль был заядлым игроком в покер, рисковать умел и любил, а вот добропорядочный лютеранин Тирпиц - не очень... Версия небесспорная, но как бы там ни было, одним своим решением по «Куин Элизабет» Черчилль уже оправдал всю зарплату, которую ему потом за его долгую политическую жизнь выплатила страна. (И это уже не говоря о том, что Черчилль первым - еще в начале 1915-го - обратил внимание на меморандум Хэнки о танках). Уже за 381-миллиметровки он заслужил бюста на родине. Проигрыш Ютландского сражения 31 мая 1916 года был равносилен для Англии проигрышу войны.
(gaivor)

===

Кромвель Его Величества

У всех великих людей есть свои слабости, которые можно назвать «пунктиками». Были они и у Черчилля, ярким свидетельством чему - история с его попытками назвать один из линкоров Королевского флота именем Оливера Кромвеля.
Черчилль выдвинул это предложение, едва успев занять пост Первого морского лорда в октябре 1911 года. Линкоры в то время сходили со стапелей один за другим, и почему бы не назвать один из них именем человека. при котором, на минуточку, была выиграна первая англо-голландская война.
Из королевского дворца, где и утверждались все названия (недаром же корабли Королевского флота носили аббревиатуру HMS - His Majestry Ship) последовал отказ. Апокриф гласит, что Георг V заявил: «Пока я король Англии, корабля с тами именем на флоте не будет».
Черчилль, однако, был не из тех, кто легко сдается, и в следующем году вновь поднял этот вопрос вновь. «Оливер Кромвель был одним из основателей флота, и вряд ли отыщется человек, который сделал для него столько, сколько он, - писал Черчилль королевскому секретарю лорду Стамфордхэму. - Я уверен, что в истории нет ничего способного оправдать мнение, будто присвоение такого имени кораблю может как-то очернить королевский двор Вашего Величества. Наоборот, то великое политическое и религиозное движение, чьим инструментом являлся Кромвель, было тесно связано с силами, которые через долгую череду правителей привели Его Величество на трон конституционной и протестантской страны. Горечь мятежей и тираний прошлого уже давно перестала возбуждать умы людей, но достижения страны и её величайших деятелей выдержали испытание временем.»
Король держался другого мнения. Помимо «личной неприязни» в его позиции был и политический расчет - в Ирландии назревала революционная ситуация, и в этот момент называть новый линкор именем, которое для ирландцев звучит... позволю более близкую нам аналогию - как Ермолов для кавказских горцев, - это не самый умный шаг.
«По Вашему мнению, такое название будет очень хорошо принято. Однако смею Вам напомнить, что когда в 1895 году тогдашнее правительство предложило возвести на общественные средства статую Оливера Кромвеля, это предложение встретило сильные возражения ирландцев и оппозиции и было отвергнуто большинством в 137 голосов… Вполне логично ожидать не меньшего сопротивления идее связать имя Кромвеля с военным кораблем, на который потрачены миллионы общественных средств, - отвечал Стамфордхэм Черчиллю. - Каковы бы ни были личные чувства Его Величества по отношению к Кромвелю, он уверен, что Ваше предложение вызовет чувства антагонизма и религиозной розни, аналогичной тем, что проявились 17 лет назад, тем более во времена, когда - особенно в Ирландии - есть признаки того что «горечь мятежей и тираний прошлого» не «перестала волновать умы людей.»
Черчилль готов был продолжить борьбу, когда получил записку от адмирала Людвига Баттенберга: «Весь мой опыт в Адмиралетйстве и близкое общение с тремя суверенами приводят меня вот к какому выводу: во все времена решения суверена относительно присвоения названий судам Его величества первыми лордами воспринималось как окончательное. Склонен думать, что вся Служба в данном случае будет настроена против Вас».
Что ж, с Кромвелем не получилось. Но Черчилль не успокоился. Не хотите лорда-протектора, возьмите премьер-министра. В 1913 году Первый морской лорд предлагает присвоить новому линкору имя «Питт». Уильямов Питтов среди премьеров было аж двое, причем премьерство Питта-младшего пришлось на героические годы борьбы с Наполеоном. Черчилль переговорил с Асквитом, нынешним премьером, и тот счел идею вполне уместной.
Однако на сей раз Черчилля подвел… английский язык. Pit помимо основного значения - яма, углубление, впадина, - употребляется и в массе других, среди которых «выгребная яма», «братская могила», преисподняя». И то, что в имени премьера есть лишняя t - Pitt - дела, в общем-то, не меняло. На сей раз королевский серетарь в своем ответе даже не смог удержаться от явительного тона: «Его Величество склонен считать, что название Pitt отнюдь не является одним из тех благозвучных или возвышенных имен, которым до сих пор называли линкоры. Более того, всегда существует опасность, что этому кораблю будут давать скверные клички, созвучные с его названием».
Черчилль вновь пытался настаивать, утверждая, что имя Питт вызывает «исторические ассоциации, связанные с величайшими событиями». Однако секретариат короля тоже навел справки. И что же выяснилось? «Из тех отчетов, что Вы прислали, Его Величество узнал, что два судна, носивших название «Питт», использовались как углевозы; одно было захвачено французским капером, а второе было передано флоту Ост-Индийской компании, причем имя «Питт» при этом было заменено на «Дорис». Да уж, с историческим ассоциациями тоже не повезло.
В конце концов Черчилль отступился, благо заняться Первому морскому лорду в преддверии Первой мировой было чем.
Реванш он взял в годы Второй мировой, когда именем Кромвеля был назван один из английских танков. Тут уж никто не мог возразить: танк - это прямая ассоциация с кромвеллевскими «железнобокими».
Но на этом Черчилль не остановился. В 1943 году англичане начали строительство новой серии эсминцев - C. Традиционно названия им присваивались по первой букве серии. Так в составе Королевского флота всё-таки появился HMS Cromwell (R35). Но... не судьба так не судьба.
«Кромвель» был спущен на воду в августе 1945-го. Черчилль к тому времени проиграл выборы и уже два месяца как был в отставке. Так что когда в 1946-м возникла необходимость продать норвежцам пару эсминцев, то первым кандидатом стал угадайте кто. В Норвегии его тут же переименовали в «Берген». Так что пребывание «Кромвеля» в составе королевского флота осталось скорее историческим анекдотом.
(gaivor, наводка antoin)

ЖЗЛ, гитик, guerra, клио

Previous post Next post
Up