Пиратская прототипическая

Feb 07, 2008 13:49

Не секрет, что многие приключения романтичнейшего капитана Блада основаны на вполне реальных перипетиях боевого и трудового пути Моргана. Впрочем, некоторые детали биографии Блада к Моргану никакого отношения не имеют. Не учился этот знаменитый пират у де Рейтера. Не захватывал Картахену. И с французским прототипом проходимца де Ривароля дела не имел.
Впрочем, был-таки знаменитый корсар, служивший под началом де Рейтера. И как и Блад, из рода морских бродяг. Вот только родом он был из-под Дюнкерка и звали его Жан Барт.
Жан Барт еще юношей участвовал в знаменитом рейде на Медуэй, где голландцы под общим руководством де Рейтера разгромили британский флот. Хотя дюнкеркские моряки были давними противниками голландцев на море, они достаточно легко меняли хозяев и часто действовали как наемники. В Тридцателетнюю Войну Дюнкерк не раз переходил из одних рук в другие, и тамошние корсары служили любым очередным хозяевам. Потому-то на голландской службе Барт не задержался. А Дюнкерк в итоге достался французам.
Можно ли назвать Барта учеником де Рейтера - большой вопрос. Скорее он - представитель самобытной, так сказать, "дюнкеркской" школы морского разбоя. Барт, сделав головокружительную карьеру, воевал умело, но не по-голландски. Его излюбленной тактикой было крейсирование на оживленных торговых путях на двух-трех быстроходных и вместительных каперских кораблях, с огромными экипажами и не очень большим количеством пушек. Если противник был слишком зубастым, фламандцы, отменно знавшие Ла-Манш, погодные условия, течения и побережье, легко и быстро ускользали в знакомых водах. Но чаще - преследовали и захватывали торговые суда. Отличное знание местных условий и моря вообще было большим козырем Жана Барта. У дюнкеркских кораблевладельцев он был на очень хорошем счету. Вот так и получилось, что знаменитый Вобан, занимавшийся прибрежными фортификациями в ключевых пунктах (в том числе новоприобретенном Дюнкерке), оценил его очень высоко и порекомендовал Людовику XIV. Правда, Барту пришлось долго доказывать, что моряка следует оценивать не по знатности происхождения и не по связам при дворе. Лишь много лет спустя Король-Солнце произвел его в дворяне и назначил chef-d'escadre (примерно адмиральская должность). И вполне заслуженно, даже более чем заслуженно. Не каждый капер умел за каких-то года полтора захватить свыше 80 судов. Не каждый умел так водить эскадры, чтобы его не замечали под самым носом, да еще в Ла-Манше.
Конечно, и у него бывали неудачи. Барт как-то даже попал англичанам в плен. Но сбежал оттуда очень быстро и изящно. Купил лодку, подкупил одного надзирателя, усыпил бдительность других и ночью пересек Ла-Манш. В общем, просто, изящно - можно сказать, по-бладовски.
Но самое интересное - это его излюбленная тактика в бою. Главное - умелый маневр и быстрое сближение. Для абордажа, а не артиллерийской дуэли. Казалось бы, ничего особенного - стандартная французская
и фламандская каперская тактика. Но Барт так нападал даже на корабли военного флота. Мало того, в его карьере были случаи, когда он нападал на британский фрегат с вдвое большим количеством орудий. И брал
на абордаж. Как тут не вспомнить финальную сцену из "Одиссеи капитана Блада", где пираты Блада берут
на абордаж флагманский корабль зловредного жулика-француза, прикарманившего все картахенское золото
и почти захватившего Порт-Ройял! Забавный вышел перевертыш.
Вообще, на склоне лет Барт по титулованности и должностям здорово напоминал коллегу-Моргана, а то
и превосходил его (да и капитана Блада). Он был не единственным французским моряком, выслужившимся из самых низов. Были и Дюгэ-Труэн, и Дюкесне. Самый яркий пример, пожалуй, Сюркуф. Но все же Барт был самым
выдающимся капером на французской службе. И до сих пор некоторые историки считают,что тактика "волчьих стай" Второй Мировой - изобретение именно Жана Барта, ведь именно Барт довел ее до логического завершения и блеска. Кстати, во французском флоте практически всегда существовал корабль под названием "Жан Барт". Наверняка и в наше время найдется. Возможно, даже не один.
(Zamkompomorde)

===

У страха глаза велики, или Аллаверды Неду Оглу

Немало написано об удачливых пиратах и добытые ими несметные богатства. В свое время составлялись даже рейтинги: кто больше награбил в Тихом, Атлантическом, Индийском Океанах, кто стал абсолютным чемпионом по морскому разбою, кто больше утопил судов, кто больше захватил. Впрочем, если составить список самых неудачливых и бездарных морских разбойников, он будет куда длиннее и разнообразнее.
В XVII веке пиратов и каперов в Вест-Индии становилось все больше, а добычи все меньше. Карибское море изучили уже вдоль и поперек, и даже налеты крупных эскадр на богатые порты приносили в основном убытки. Куда заманчивее выгоднее было бы грабить почти "нетронутое" тихоокеанское побережье Латинской Америки, с его слабо защищенными и богатыми поселениями, куда свозили серебро, золото и драгоценные камни. Но одному лишь Дрейку удался знаменитый грабительский кругосветный рейд вокруг света. Хотя многие хотели повторить его успех, не всем удавалось даже попасть в Тихий Океан. Причем среди желающих были не только моряки. Среди "адмиралов" каперских "эскадр" был даже трактирщик.
Одному такому искателю легкой наживы, голландцу, удалось снарядить собственную флотилию и даже обогнуть Южную Америку. Но на этом сходство с Дрейком и закончилось: голландец захватил несколько мелких кораблей и великое множество упустил. Экипаж его изрядно поредел - климат и болезни буквально косили моряков, а ничтожной добычей люди были недовольны. В надежде на поживу "отважный капитан" режил напасть на прибрежные города. Но распуганные им испанские моряки успели предупредить почти все прибрежное население Перу и Чили. Лишь однажды авантюристам повезло: нашелся-таки прибрежный город, в котором к обороне были не готовы. А еще, как назло, незадолго до того привезли новый "урожай" драгметаллов. Солдат в городе почти не было, население к обороне в стиле "родина или смерть" совершенно не готово. С оружием дела совсем неважно: в городке всего одна пушка, но не было ни единого канонира. И самое скверное, пленные испанские моряки об этом рассказали голландцу.
Но стоило капитану высадить десант, как раздался пушечный выстрел. Решив, что его обманули, не слушая возражений товарищей, он свернул операцию. Так испанцы остались при своих сокровищах, а голландцы - без добычи. Несолоно хлебавши, они продолжили "кругосветку", и живыми домой добрались далеко не все. А ларчик просто открывался: в город никаких новых войск, канониров или пушек не присылали. Единственный выстрел был сделан... местным католическим священником. Он был единственным мало-мальски образованным человеком в тех местах и сообразил,с какой стороны подойти к пушке.
А лавры Дрейка еще долго не давали покоя каперам, пиратам и даже кадровым военным морякам. Самым удачливым "продолжателем" дела Дрейка стал англичанин Вудс Роджерс, но это уже совсем другая история, история про охоту за неуловимым "манильским галеоном".
(Zamkompomorde)

клио, пираты

Previous post Next post
Up