О предрассудках, полиции, спиртном и истории воздухоплавания

Dec 13, 2007 10:57

Как оно и должно было случиться, первый самолет Ирландии был построен на пари.
История не сохранила имени того... неосторожного человека, который умудрился в присутствии Лилиан Блэнд ляпнуть, что женщины и техника - две вещи несовместные. Госпожа фотограф и спортивный репортер выслушала это заявление и сказала, что все, с нее хватит, она намерена закрыть этот вопрос раз и, соответственно, навсегда. Дальше нужно было придумать, как сделать это максимально убедительным и приятным образом. Тут ответ нашелся легко, 1909 год, Блерио перелетел через Ла Манш. Лилиан Блэнд решила, что она разработает и построит свой собственный аэроплан, благо дядюшка оставил после себя мастерскую.
Сказано - сделано. Сначала - воздушные змеи. Потом - небольшие глайдеры. Потом - глайдер-биплан. Рапорты с подробностями регулярно высылаются в журнал «Полет», где и публикуются. Крылья из ясеня, стойки из ели, выносные - из бамбука, моторная рама - из американского вяза. Крылья обтянуты тканью... а ткань покрыта фотоэмульсией - чтобы не промокала. Руль позаимствован у велосипеда. Промежуточные испытания, сборка, промежуточные испытания - биплан перерос мастерскую, потом перерос сарай, потом его перетащили в соседскую конюшню. А после очередных испытаний соседи вызвали полицию.
Полиция приехала, посмотрела на объект недовольства, посмотрела на конструктора, еще раз посмотрела на конструктора - и присоединилась в полном составе.
Так что первые летные испытания многочленного сооружения с гордым именем «Mayfly» проводились с прямым участием государства. Название, надо сказать, было издевательским сразу на двух уровнях. Во-первых, mayfly - это муха-однодневка, поденка. А во-вторых, госпожа конструктор думала о своем изобретении через дефис «May-fly» - может будет летать, а может - нет.
Глайдер полетел. И оказался вполне управляем. Следующая стадия - определить, поднимет ли конструкция двигатель. Встали на холме. Четверо шестифутовых констеблей держат биплан, паренек-садовник, помогавший Лилиан, готовит аппарат к проверке... а ветра в Ирландии долго ждать не нужно и довольно часто он налетает раньше, чем следовало бы. В общем, они оторвались от земли все. Пятеро. Полицейские, впрочем, сообразили отпустить машину, а садовник как-то ее посадил. Ну, если она пятерых тянет, значит, двигатель точно поднимет.
Заказывает двигатель - у Авро, в Англии. 20 лошадиных сил. При первом испытании в Англии пропеллер просто разламывается на куски. Делают новый. Все в порядке. Двигатель едет в Ирландию пассажирским поездом. По приезде обнаруживается, что испытать двигатель нельзя - отсутствует топливный бак. И само топливо. Топливо отсутствует. В Белфасте. Скажете еще. Берем бутыль виски и слуховой аппарат тетушки - и можно работать. О том, что сказала тетушка, обнаружив поутру, чем пахнет слуховой аппарат - и где он провел ночь - история умалчивает. Но проверку Лилиан запустила не зря. Выяснилось, что вибрация такова, что вылетают крепежные болты. Конструкцию пришлось усиливать.
Но в конце концов, в сентябре 1910 Mayfly снялась со взлетной полосы в Рэндалстауне и поднялась в воздух. Управляла бипланом госпожа конструктор. Самое интересное - она представления не имела о том, как водят аэропланы. Она только видела несколько полетов - в качестве зрителя.
Тем не менее, все взлетело, отманеврировало, село именно там, где собиралось, и ничего по дороге не покалечило.
Коммерчески же, увы, затея себя не оправдала - заказов на изготовление не поступало. Лилиан Блэнд переключилась на автомобили, потом вышла замуж и уехала в Канаду, подняла с нуля огромное фермерское хозяйство, а под старость вернулась в Ирландию, где и умерла в 1971 в возрасте 93 лет. Последние годы, по ее выражению, «утешением ее жизни» служили азартные игры.
Кое-кто мог видеть ее портрет - в аэрорпорту Шэннон.
А вот предубеждение относительно женщин и техники пережило ее надолго.

(Антрекот aka el_d)

ЖЗЛ, гитик, эйре

Previous post Next post
Up