Совсем другая Жанна

Aug 22, 2007 16:06

Представьте себе картину: Столетняя война, поле битвы на севере Франции, осажденный город. Войска сшибаются в битве. Во главе осажденных - молодая женщина, закованная в латы.
- За короля! - кричит она, поднимая меч.
- Жанна! Жанна! Жанна! - откликаются воины.
Представили? И только это совсем не та картина, о которой, вероятно, многие подумали. Дело происходит без малого за девяносто лет за известных событий. Осаждают город как раз французские войска. А король, за которого сражается наша героиня - Эдуард III, король Англии.
Жанна д'Арк была для своей эпохи исключением. А вот знатная дама, с мечом в руках отстаивающая интересы своей семьи, когда муж умер/в походе/в плену - это для Средних веков скорее правило. И Жанна де Монфор под это правило вполне попадает.
Но начнем сначала. Весной 1341 прервалась династия герцогов Бретонских. И новым герцогом не замедлил себя провозгласить глава наиболее влиятельного бретонского рода - Жан де Монфор. Королю Франции Филиппу Валуа это ни разу не понравилось, потому что Монфоры были сторонниками Англии, а него был наготове свой кандидат - Карл де Блуа. Начилась так называемая Война за Наследство. После месяца боев Жан де Монфор был взят в плен и в цепях увезен в Париж. Но если Филипп Валуа, за злобность, недальновидность и неуравновешенность прозванный Добрым, предполагал, что на этом все и кончилось, то он ошибся.
Ибо у Монфора была жена, которую звали Жанна Фландрская. Она первым делом провозгласила своим сюзереном Эдуарда Английского, собрала сторонников своего мужа и возобновила войну. С точки зрения наших современников это выглядит изменой родине. Для своего же времени - нисколько, ибо Монфоры поколениями были связны с Англией и имели там владения.
Так или иначе, Жанна де Монфор не только планировала военные действия, но и сама участвовала в боях. Удача ей сопутствала настолько, что от оборонительных действий она смогла перейти к наступательным, заслужив уваженние не только сторонников, но и врагов. Ей дали прозвище Пламенная Жанна, и в отличие от тезки, это единственное пламя, которое с ней связано. По иронии судьбы, на противоположной стороне активностью отичалась жена Карла де Блуа - графиня Жанна де Пентьевр, поэтому эту кампанию иногда называют еще "войной двух Жанн".
Однако вряд ли Жанна могла бы выиграть войну с французской короной, и неизвестно, сколько бы она удерживась в Бретани, если бы Эдуард Английский не пришел-таки на помощь, хотя, конечно, в первую очередь, он преследовал собственные интересы. Раскачивалася он долго, больше двух лет, но когда выдвинулся, кампания была хорошо подготовлена. Для начла англичане одержали убедительную победу на море. А дальше и на материке действия пошли так, что папе Римскому пришлось вмешиваться. В январе он убедил королей Англии и Франции заключить перемирие. Бретань осталась в сфере английских интересов. В феврале Жанна с сыновьями отбыла в Англию и стала ждать развития событий.
Филипп Валуа, чтоб утешиться, объявил в Париже турнир, но который пригласил пятнадцать сторонников Монфора, из которых самым активным был Оливье де Клиссон (находившийся, кстати, в родстве с Пентьеврами). Очевидно, отсутствие Жанны пагубно сказалось на их умственных способностях, потому что они приняли приглашение. В Париже их тут же схватили и обезглавили. Тела повесили на Монфоконе, а голову де Клиссона переправили в его родной Нант, где выставили на городской стене.
Поняв, что при таком раскладе ничего хорошего ему не светит, Жан де Монфор бежал из заключения и снова начал войну. Но тут у него открылась старая рана, и вскоре он умер.
Жанна де Монфор не вернулась во Францию. Герцогом Бретонским стал ее старший сын.
Филипп Валуа вроде бы получил передышку. Но у Оливье де Клиссона осталась вдова, которую тоже звали Жанна...
Однако это уже совсем другая история.

(nava-goldenhead c http://wirade.ru/forum/)

ЖЗЛ, клио

Previous post Next post
Up