Кондотьеры и поэты

Aug 08, 2007 12:12

КРАТКАЯ БАЛЛАДА О КОНДОТЬЕРЕ И ПОЭТЕ

Пьетро Аретино был литератором нового типа. То есть мы этого типа хорошо знаем и обычно именуем "журналюгой". Но для начала 16 века такой писатель, пожалуй был внове - наглый, не знающий никаких авторитетов, способный облить грязью просто так, чтоб не потерять сноровки... Однако, в отличие от многочисленных последователей, Аретино был еще и талантлив.
Своими стихотворными пасквилями Аретино зарабатывал большие деньги. Но еще больше денег он получал за то, что НЕ писал. Ибо множество власть имущих по всей Европе выплачивали ему пенсионы за то, чтоб он о них промолчал.
Но был среди них человек, о котором Аретино не говорил худого слова совершенно за бесплатно. И вовсе не потому что боялся. Это был Джованни Медичи, он же Банде Нере, он же Большой Дьявол, историками именуемый "Бонапартом 16 века".
Началось все с избрания папою кардинала Тортозского. В прошлом он был воспитателем будущего императора Карла, так что на конклав, очевидно, надавили. Но к тому времени сложилась традиция выбирать пап из знатнейших итальянских фамилий, а кардинал был голланцем, к тому же простолюдином по происхождению. Жители Италии возмутились, а Пьтро Аретино ко времени прибытия Адриана VI в Рим понаписал много такого, что казнили за гораздо меньшее. И пришлось ему из Рима сбежать. Некоторое время он метался по итальянским дворам, а потом нашел остроумное решение - отправился туда, куда папская стража точно за ним не сунется - на линию боевых действий, в лагерь Джованни Медичи. Нахальный писака и знаменитый кондотьер чрезвычайно понравились друг другу и сразу подружились. В военном лагере Аретино находился, пока старенький Адриан не отправился к праотцам, а папой не стал родственник Джованни Климент VII. И Аретино - дело было в 1523 г. - вернулся в Рим, полагая, что отныне может жить спокойно. Напрасно - уже через несколько месяцев он бежал по уже протоптанной дорожке от гнева нового папы. На сей раз не "за политику", а "за аморалку". Цикл непристойных сонетов на сюжеты рисунков Джулио Романо принес Аретино славу (их и до сих пор периздают),но папу рассердил. Впрочем, вскоре Климент рассудил, что без Аретино в Риме как-то скучно, и разрешил ему вернуться. Но на следующий год Аретино рассорился с Джиберти - одним из главных приближенных папы, а тот рассудил, что есть более действенный способ избавляться от пасквилей, чем взятка, и подослал к Аретино наемных убийц. Тот был тяжело ранен, а когда оклемался, предположил, что на войне, пожалуй, будет безопаснее, и снова сбежал в лагерь Джованни. Там он оставался, пока в 1526 г. году Джованни дельи Банде Нере не получил в бою смертельную рану. На руках у Аретино он и умер.
Смерть Джованни Медичи, как порой утверждают, изменила судьбу Италии. Для Аретино же она изменила место прописки. Убегать ему больше было некуда, и он навсегда перебрался из Рима в Венецию.

===

И НИКАКИХ РОМЕО-ДЖУЛЬЕТТ...

Происхождение Скалигеров, носивших сначала звание "капитанов народа", а потом принявших герцогский титул, неизвестно, но правили они в Вероне с середины 13 века. Со временем правления Бартоломео делла Скала (начало 14 века) связывают легенду о Ромео и Джульетте. Но это и есть легенда, этого никогда не было. Вот что было.
Самым талантливым и удачливым в роду был Кангранде, Великий Пес, резво сколачивавший собственное королевство за счет завоеванных городов. Но вот ведь как - поел в жаркий день зеленых яблок и скончал живот свой в возрасте 37 лет. Детей у него не было, наследовали племянники. Но они талантами Кангранде не обладали, ничего не приобретали. а с середины 14 века только растрачивали.
Особенно по этой части отличился Кансиньорио. Он потерял практически все, что завоевал Кангранде. От огромных территорий остались только Верона и Винченца.
Но Кансиньорио было не до того. Он-то не хотел, чтоб ему наследовали племянники, и активно расчищал дорогу своим незаконным сыновьям - Бартоломео и Антонио. Поэтому убил сперва старшего брата, потом младшего. Затем оставил сыновей соправителями и усоп от чахотки со спокойной душой.
И напрасно.
Впрочем, говорят, Бартоломео II был вполне приличным человеком. Но неудачливым.Началось с того, что он влюбился в девушку из рода Ногарола. Но она отадала предпочтение молодому человеку из семьи Маласпина. Будучи в расстороенных чувствах, Бартоломео искал утешение в охоте. Как-то вечером он задержался в полях, пришел домой ночью, а там его уже поджидали убийцы. Заколов герцога, они завернули тело в лпащ и бросили на ступени особняка Ногарола.
Наутро Антонио выступил с возмущенным заявлением, что он берет дело под личных контроль, и что в страшном преступлении наверняка повенен соперник брата, а девица была соучастницей. Молодые Ногарола и Маласпина, а также представители обоих семейств, были арестованы и подвергнуты пыткам. Но никто ни в чем не признался (ибо не в чем было). Юноша и девушка умерли под пытками, но не оговорили себя. Тут уж в городе в голос заговорили о том, о чем только шептали - за убийством стоял Антонио.
Антонио принял единоличное правление, как пишет историк "ненавидимый всеми". Но не сильно от этого расстроился. а стал получать от жизни удовольствие. Прежде всего, женился. И, умоляю вас, без всякой лирики. Он присватался к дочери правители Равенны - Самаритане де Полента. Она славилась на всю Италию красотой и любовью к роскоши, настоящим пунктиком ее были драгоценные камни. Говорили, что даже чулки у нее украшены рубиными и сапфирами. Но на свадьбе она на такую мелочь не разменивалась, а вьехала в город в платье, целиком расшитом алмазами. Свадебные торжества длились без малого месяц с пирами - турнирами, непременным "взятием Замка Любви" и так далее.
И так Антонио и Самаритана развлекались еще несколько лет, пока Висконти не захватил город. И знаете, в Вероне совсем не нашлось желающих воевать за делла Скала...
Антонио с женой бежал в Венецию, где вскоре и умер. Самаритана доживала свой век на мизерную пенсию, назначенную Венецианской республикой (не знаю, куда делись чулки с драгоценностями - продала или бросила при бегстве). Впрочем, венецианскую бюркратию обычно и на малые деньги было не растрясти, но тут необходимо было создать юридическю ситуацию "Венеция - законная нследница Скалигеров", что дало бы право оттяпать Верону у исконного противника распублики - герцогства Миланского. Что им через несколько десятилетий и удалось.

(Nava-goldenhead с http://wirade.ru/forum)

италия, гитик, клио, кондотьеры

Previous post Next post
Up