Гитики историческия в цитатах

Jul 19, 2007 18:56

Из средневековой хроники: "...было еще, что должник дал ростовщику вырвать себе ногу. Ростовщик от страха убежал, и долг остался неуплаченным..."

===

Из французской хроники 17 века: "Был один человек по имени Вильдфойер, так тот съел у крестьянина лошадь вместе с телегой..."

===

Из французской хроники: "...Один монах спросил у крестьянина, продававшего воз сена на базаре, какую плату он возьмет, чтобы позволить ему, монаху, пожрать сена. Крестьянин спросил один белый грош. Монах приступил к делу и сожрал почти все, так что крестьянину пришлось погнать его прочь..."

===

Из устава цеха льноткачей панского города Румбурга 1588 г.: "Кто беспричинно, по собственному капризу не хочет идти на общее пиво и остается в стороне, тот должен выплатить полную стоимость своего пребывания на пиве; если же выяснится достаточно уважительная причина отсутствия, то обязан выплатить половину этой суммы".
Там же: "Когда распивается общее пиво, каждый должен держаться скромно и не напиваться до безрассудности. А кто это правило нарушит, тот выплачивает штраф - 2 фунта воска. А если произносил непотребные слова, то штраф 12 грошей".
Там же: "При входе в помещение цеха каждый порядочный ремесленник должен употреблять только приличные слова и жесты, т.е. не позволять себе никаких непотребных выражений, не горячиться, не гневаться, не озоровать; кто нарушает этот пункт, тот обязан выплачивать при каждом подобном случае полгульдена в кассу цеха, если же будет нанесено оскорбление действием, то штраф того же размера может быть при случае удержан и оставлен в пользу Господина, которому принадлежит город."
Там же: "...Всякий желающий стать мастером в этом цехе должен иметь законную жену или, по меньшей мере, быть помолвленным."

===

В парижской тюрьме Шатле заключённые были обязаны оплачивать своё пребывание в тюрьме. Отдельно - за сам факт, отдельно - за площадь, отдельно - за койкоместо (по 2-3 человека на одну лежанку), отдельно - за "хлеб/воду". Но главный прикол не в этом. За кандалы в карцере тоже следовало платить отдельно! (В свете этого как-то интересно заиграла фраза насчёт "нечего терять, кроме своих цепей...").
(alex_khavr)

===

"Да они; Иверского монастыря старцы, которые бывают в Старой Руссе, надеяся на мочь свою и на несудимые грамоты, ездят по посадом многолюдством и нас сирот ваших посадских людей бьют и увечат своею управою, а иных и ножами режут, и от того бою и увечья и от ножевого резанья иные померли; а иных из нас посадских людей, денною и нощною порою, хватают по улицам, и водят к себе на монастырский двор, и в чепь сажают и держат в чепи немалое время и потомуж бьют и мучат, занапрасно и безвинно… Да ониж Иверского монастыря старцы, многолюдством в Старорусском уезде ездят по вашей Великих Государей по дворцовой волости, и жилые деревни с Божием милосердием со святыми иконами и со крестьянскими животы жгут, и крестьян разоряют и бьют и увечат, и из пищалей по крестьянех стреляют и всякое озорничество и поругательство чинят, чтоб им Иверского монастыря старцом и досталными вашими Великих Государей дворцовыми деревнями и всякими угоди в Старорусском уезде мочью своей завладеть..."
Б.Н.Чичерин, «областные учреждения России в XVII-м веке»
(i_grappa)

Во-первых, Иверский монастырь был личным монастырем патриарха Никона, так что его старцы при такой крыше могли и борзеть.
Во-вторых, туда Никон переселил белорусских монахов из Оршинского Кутинского братства, а в диких условиях Речи Посполитой тамошние отцы-пустынники закалились в борьбе за церковные угодия и могли дать обширного дрозда кому угодно. Для буйных питомцев Петра Могилы вооруженой силой наехать на соседа и отобрать спорную землю было абсолютно нормальной и принятой в их старне практикой - в 1643 г. православные вели чуть ли не открытую войну за Перемышльскую епископию с униатами и надавали тем люлей по самое нехочу. Так что опыт был и вот пригодился.
(cancellarius)

гитик, клио

Previous post Next post
Up