Пиратская лирическая - антибумажная блокада

Feb 13, 2007 13:37

В конце XVIII века британский ВМФ переживал не лучшие времена. Государство финансировало флот явно недостаточно, новых кораблей становилось все меньше, а многие суда уже доживали свой век. Того, что еще было в строю, едва хватало на борьбу с французским ВМФ и многочисленными каперами, действовавшими в Европе. Американские эскадры, особенно в Северной Америке, снабжались и вовсе по остаточному принципу.
Между тем настала настоящая эпоха блокад. Наполеон объявил блокаду британцам. Британцы объявили блокаду наполеоновской империи. Каперы и военные корабли пытались перехватить суда противника и подозрительные нейтральные суда. Судоходство стало крайне рискованным в Европе.
Британские адмиралы в Новом Свете тоже решили не отставать и периодически объявляли блокаду недавно образованным Соединенным Штатам. Но из-за недостатка сил их блокады были фикцией. Американцы язвительно называли их "бумажными блокадами", а некоторых янки это и вовсе раздражало. Особенно сильно "бумажные блокады" не нравились балтиморскому каперу Томасу Бойлу. И он решил отомстить.
Вскоре в Лондоне, в знаменитой кофейне Ллойда, британцы обнаружили послание следующего содержания:

ТОМАСА БОЙЛА, эсквайра,
командира частного боевого брига "Chasseur"
ПРОКЛАМАЦИЯ

Как мне стало известно, в обычае адмиралов из Великобритании, командующих мелкими отрядами на побережье Соединенных Штатов, особенно сэра Джона Борлеса Уоррена и сэра Александра Кокрейна, объявлять побережью означенных Соединенных Штатов суровую и беспощадную блокаду, не обладая ни правом, которое бы оправдывало подобные заявления, ни достаточными силами, чтобы обеспечить такую блокаду.
Посему я, правом и властью,которыми наделен (и обладая достаточными силами), объявляю всем портам, гаваням, заливам, ручьям, рекам, бухтам, дельтам рек, островам и морским побережьям Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии суровую и беспощадную блокаду, и далее заявляю, что считаю силы, которыми командую, достаточными, чтобы осуществить сурово, беспощадно и на деле означенную блокаду.
Сим также приказываю всем соответствующим офицерам, будь то капитаны или командиры под моим командованием, которые действуют или будут действовать на побережье Англии, Ирландии и Шотландии, обратить пристальное внимание на эту мою прокламацию. Сим также предостерегаю и воспрещаю кораблям и судам всех без исключения наций, пребывающих в дружбе и мире с Соединенными Штатами, заходить или пытаться зайти и выходить или пытаться выйти по любой причине и под любым предлогом из всех указанных портов, гаваней, заливов, ручьев, рек, бухт, дельт рек, островов или морских побережий; а дабы никто не мог ссылаться на свое неведение об этой моей прокламации, я приказал опубликовать ее в Англии.

Подписано мной лично на борту "Chasseur",
Томас Бойл
По распоряжению командира,
Дж.Б.Стенсбери, секретарь.

Блокада Бойла была отнюдь не бумажной. Он ее обеспечивал самолично и обходился без эскадры. Тот факт, что "блокировать" ему удавалось далеко не все суда, Бойла ничуть не смущал. Чем он хуже британских адмиралов? Наоборот, гораздо лучше. Их устаревшие бриги и фрегаты не могли угнаться за новейшими американскими судами. А вот Бойл мог догнать (и перегнать) любой иностранный корабль - и уйти от любого. На его счету были десятки захваченных английских кораблей.
Козырем наглого капера, как и многих его коллег, был так "балтиморский клипер", предок "чайного клипера". Это был корабль нового типа. Он вобрал в себя преимущества кораблей Средиземноморья, Северной Европы и "ямайского шлюпа". У "балтиморского клипера" был невероятно длинный по тем временам корпус с острыми обводами и довольно низкой и просторной палубой. Мачты такого клипера были высокими, легкими и наклоненными к корме, причем они несли очень мало такелажа. Благодаря всем этим особенностям "балтиморский клипер" был остойчивым, невероятно быстроходным и маневренным судном. При этом он требовал незаурядного мастерства от своего экипажа: нужно было уметь обращаться с его парусами, особенно верхними. Это требовало особого мастерства, любая ошибка могла дорого обойтись. Кстати, английские моряки, непривычные к таким судам, плохо управлялись с захваченными клиперами и даже не рисковали использовать большую часть парусов.
Впрочем, каперов из Балтимора захватывали разве что случайно. От любого корабля и даже эскадры балтиморцы легко уходили практически в любой ситуации. Даже при штиле у них был "козырь в рукаве": балтиморцы не выходили в море без длинных весел. И если они попадали в штиль вместе с каким-нибудь военным кораблем противника, то от более тяжелых английских судов уходили на веслах. Однажды Бойл и несколько судов британского ВМФ попали в штиль. У англичан были катера и вельботы. Хотя на любом клипере были длинные весла на случай штиля, от легких лодок клипер уйти не смог бы. Но задул едва заметный ветерок. Тогда Бойл поставил все паруса, и несмотря на слабый ветер, легко ушел от англичан. Даже самого легкого ветра было достаточно.

(Zamkompomorde с http://wirade.ru/forum/)

клио, пираты

Previous post Next post
Up