Лекция 12: Фома Аквинский

Aug 07, 2018 22:21

Лекция 12:
Фома Аквинский

(Продолжение. Начало и полный список лекций вот здесь)

С появлением в Европе новых философских теорий, привнесенных из не-христианских учений, естественным образом возник вопрос: могут ли модели языческих греков, мусульман и иудеев быть адаптированы в христианское учение, или же от них следует по возможности отгородиться?
Именно это стало тем вопросом 13 века, исторический ответ на который дал в своих работах Фома Аквинский

Фома появился на свет примерно в 1224 или 1225 году, в Италии, в благородной семье - его отцом был граф Аквинский. Закончив школьное обучение в четырнадцать лет он был послан родителями в Университет Неаполя, в то время как раз захлестнутый волной аристотелианизма, ставшего важной частью программы обучения (см. предыдущую лекцию).

Вопреки воле родителей, юный Фома оказался под влиянием недавно возникшего монашеского ордена Доминиканцев, к которому и примкнул около 1244 года.

Впоследствии он изучал теологию в Университете Парижа, и жил попеременно то в Париже, то в Италии, вплоть до своей смерти в 1274 году, через год после того, как он прекратил свою работу по причине мистического ведения.
Изначально работы Фомы были встречены без особого радушия, но постепенно они настолько захватили умы католиков, что стали считаться официальной доктриной церкви, и в 1323 году Фома Аквинский был провозглашён святым.

Эффект Аристотеля

Как упоминалось уже в прошлый раз, на протяжении 12 и 13 веков в Западной Европе оказалось возвращено из забвения и введено в оборот полное собрание работ Аристотеля. Это имело эффект разорвавшейся бомбы.

В то время, как многие не могли не согласиться, что аргументы древнегреческого философа имеют необычайную силу, ряд высказанных им мыслей значительно противоречил официальной церковной доктрине, сложившейся, как мы помним, на основании Платона и неоплатонических учений.

Среди прочего из работ Аристотеля можно было сделать заключение, что мир не был «создан», а существовал вечно, и души людей не отправлялись по окончании жизни в рай или ад, а заканчивали на этом свое существование. Не трудно понять, почему подобные идеи не встречали среди отцов церкви особого радушия.

И в то же время очевидно, что философия Аристотеля лучше отражала дух времени, чем устаревшие и оторванные от реальности платонические рассуждения о потусторонней жизни. Европейцы больше передвигались по свету, интересовались наукой и искусством, и, главное, создавали уже центры научной и культурной жизни под названием «университетов».

Фома и Аристотель

Вопреки позиции отцов церкви, Фома Аквинский был одним из тех революционно настроенных молодых бунтарей, кто не видел проблемы в адаптации Аристотеля в религиозную доктрину. Как следствие он стал одним из главных создателей новой философско-теологической теории, основанной на работах древнегреческого философа.

Фома считал, что интеграция Аристотеля в христианскую доктрину давала возможность по-новому взглянуть на роль человека в культуре, науке и политической жизни, одновременно соответствующий непререкаемому авторитету Писания и требованиям разума.

В то же время нужно понимать, что, оставаясь христианским теологом, Фома не считал возможным принять всю философию Аристотеля целиком, как она есть, а находил необходимым обработать и домыслить некоторые, наиболее неудобные ее аспекты.

Сферы веры и разума

Следует вспомнить, что, согласно доминировавшей на тот момент в христианской теологии позиции Блаженного Августина

- Первородный грех существенно повредил человеческую способность суждения
- Разуму необходимо было принять на себя божью благодать дабы восстановить возможность своего полного функционирования
- Религиозная вера являлась обязательным условием любого философского исследования, и философия как таковая должна была знать свое место в качестве служанки «королевы наук», теологии.

В то же время позиция Фомы Аквинского от этого существенно отличалась. С его точки зрения,

- Первородный грех не затронул наши мыслительные способности, его последствия касаются лишь аспектов нашей моральной жизни.
- Разум в состоянии самостоятельно передвигаться и достигать некоторых успехов по крайней мере в отдельных областях человеческой деятельности, давая нам знания, не являющиеся вопросами веры
- Единственная вера, наличие которой необходимо для поисков философских истин это вера в способность человеческого интеллекта, и разумную организацию вселенной.

Разделение сфер веры и философии.

И теология, и философское познание играют свою собственную, особую роль в жизни человека:

- Теология дает нам знания посредством религиозной веры и откровений священного писания
- Философское познание дает нам знания посредством естественных способностей, данных каждому человеку от природы.

Таким образом сферы человеческого познания могут быть разделены следующим образом:

1. Истины, данные нам в священном писании и познаваемые на основании религиозного верования
2. Истины, доступные нам от самой природы и познаваемые посредством разума и опыта.

Грубо эта идея может быть выражена на следующей картинке, где слева находится Бог, а справа - Мир



Линия А - В представляет собой христианские учения, основанные на вере, и доступные только посредством изучения священного писания. К ним Фома относит Троицу, Воплощение, Первородный Грех, создание мира во времени, религиозные таинства и Страшный Суд.

Линия С - D представляет собой знание, основанное на органах чувств и самоочевидных принципах философского познания (таких, как принципы логики, открытые Аристотелем).

Линия В - С, находящаяся посредине, представляет собой перехлест двух предыдущих сфер, то есть такую сферу, в которой вера оказывается познаваема с помощью разума. Истины, находящиеся в этой сфере, могут быть доступны как через священное писание, так и методом рассуждения. К ним относятся существование Бога, его основные атрибуты, существование души, ее бессмертие, и определенные естественные законы морали.

Соответственно, мы можем отделить две различных сферы внутри самой теологии:

1. Тайная, или сверхъестественная теология (линия А - В на картинке)
2. Естественная, или не основанная на священном писании теология (линия В - С)

Естественная теология - это философская дисциплина, ставящая своей целью доказательства нашего знания о Боге основанные на естественном разуме и опыте самого человека.

Метод

Сумма Теологии - работа Фомы в формате естественной теологии (линия В - С), написанная с использованием диалектической техники и на основе интеллектуального подхода. Метод, использованный Фомой, основан на схоластическом подходе, и включает в себя пять ступеней:

1. Вопрос - ставится определенный опрос, ответ на который будет дан в конце
2. Возражения - приводятся различные неверные мнения по данному вопросу.
3. «С другой стороны» - дается ряд авторитетных мнений, подтверждающих (хотя и не всегда) собственное мнение автора
4. Автор высказывает свою собственную точку зрения и приводит аргументы в его защиту
5. Автор дает отдельные ответы по каждому из неверных мнений, высказанных в пункте (2)

Познание: следуя Аристотелю

В отличии от теологов-платонистов, Фома следует эпистемологии основанной на эмпирическом подходе Аристотеля. Следовательно, он отрицает любое «врожденное» знание. В то же время человеческий интеллект способен знать многое, чего не дают нам органы чувств. Однако виной тому не «врожденное знание», а сама структура человеческого интеллекта.

Так же вслед за Аристотелем, Фома является умеренным реалистом в отношении универсалий (см. предыдущую лекцию), то есть он верит, что универсалии реальны, но не существуют вне отдельных объектов, а заключены «внутри» них.

Материальный мир

Для Фомы, как и для Аристотеля, естественный мир - это собрание отдельных субстанций. Каждая материальная субстанция может быт понята с учетом двух принципов:

1. Субстанциональная форма - универсальный аспект объекта, или то, что есть общего между всеми членами данного рода.
2. Первичная материя - фундаментальная материя, сохраняющаяся неизменной при любых субстанциональных изменениях.

Иерархия вселенной

Опять же следуя Аристотелю, Фома различает:

Актуальность - или форму, и
Потенциальность - или первичную материю.

Великая цепь бытия идет от неорганических субстанций внизу пирамиды до Бога на ее вершине. Поскольку Бог совершенен, он единственный полностью актуализирован, поскольку несовершенство означает не что иное, чем наличие неактуализированных потенций.
Все же другие существа находятся где-то между чистой потенцией (материей) и полной актуализацией (Богом).

Сущность и бытие

Сущность - это то, чем является объект, или его словарное определение.

Однако нужно разделять два понятия:

1. Сущность объекта и
2. Его бытие

Для всего смертного, сущность есть нечто отличающееся от бытия.

Это различие, однако, не существует для Бога. Для него сущность равнозначна бытию, ибо его бытие и есть его сущность.
Так же нужно иметь ввиду, что, в отличие от Августина, для которого сущность была выше бытия, для Фомы бытие свыше сущности.

Пять доказательств бытия Бога

Доказательства бытия Бога у Фомы Аквинского - это пять аргументов, изложенных им в Сумме Теологии (1.2.3)

Общий формат этих доказательств построен по схеме:

1. Если у мира есть некое свойство Х, то Бог существует
2. У мира есть свойство Х
3. Следовательно, Бог существует

Первые три аргумента Фомы принято называть разновидностями «космологического» доказательства. Это:

1. Доказательство через движение и изменение, которые имеют место в мире - следовательно, у мира должен был быть некий Первый Двигатель (доказательство основано на понятиях потенциальности и актуальности, и впервые изложено еще Аристотелем в Метафизике). Это и есть Бог.

2. Доказательство через производящую причину - у всего должна быть причина. Но у каждой причины тоже должна быть причина. Однако, это не может быть замкнутый круг - где-то должна быть первопричина, которая самодостаточна, то есть не требует для себя иных причин. В противном случае цепь причин окажется «подвешенной в воздухе». При этом нужно иметь ввиду, что первая причина не обязательно должна находиться во времени - она может воздействовать на всю цепь событий единовременно, как бы «со стороны». Это и есть Бог.

3. Доказательство через возможность и необходимость - в мире, где все существует согласно возможности (может существовать, а может и не существовать) должно находиться нечто, существующее «по необходимости», само не завися ни от чего иного. Его необходимое существование становится причиной существования всего остального. Это и есть Бог.

Следующий аргумент - доказательство от совершенства, основанный на философии Платона:

4. Доказательство от степеней совершенства - Фома, вместе с платонистами, полагает, что то, что имеет наибольшую ценность, так же имеет и наибольшую реальность. Поскольку само существование разных степеней ценности подразумевает наличие абсолютного источника ценности (совершенства), должно быть совершенное существо, ценность которого абсолютна. Это Бог.

Наконец аргумент, основанный на организации, или целевой причине:

5. Доказательство основанное на целевой причине - в целом природа слепа и неразумна, и в то же время мы можем наблюдать в ней порядок и стремление к какому-то разумному результату. Но не существующий результат не может притягивать к себе что-либо. Только в том случае, если этот результат существует и наличествует в уме разумного творца, направляющего процесс, можем мы найти объяснение существованию хорошо организованной системы. Таким образом, заключает Фома, «существует нечто мыслящее, которым все природные вещи направляются к [своей] цели. И таковое мы называем Богом (Ergo est aliquid intelligens, a quo omnes res naturales ordinatur ad finem, et hoc dicimus Deus).»

Четыре закона

В философии Фомы Аквинского обнаруживается прямая связь между его этическими и моральными понятиями, и его метафизикой. В отличии от волюнтаристов (о которых в следующей лекции), Фома считает, что законы морали основаны не на воле божьей, а являются выражением его интеллекта, корни которого в самой сущности Бога.

Поскольку сущность Бога не случайна, не случайны и законы морали. Законы Божьи выражаются четырьмя разными способами:

1. Вечный закон - некий рациональный порядок, установленный творцом вселенной для всех его созданий (в том числе закон тяготения и т.д.). Все объекты подчинены вечному закону, но лишь люди в состоянии различать моральные аспекты законов божьих и в состоянии им подчиниться либо не подчиниться по своему выбору

2. Естественный закон - закон, доступный человеческому разуму, который управляет моральным поведением человека. Этот закон управляет нами по стольку, поскольку мы являемся природными и общественными существами. В основе своей он ведет к модели описанной Аристотелем, и включающей мудрость, смелость, умеренность и их баланс, справедливость.

3. Божий закон - дан нам в Священном Писании. Этот закон указывает путь к вечному блаженству.

4. Человеческий закон - устанавливается правителями. Его легитимная сфера - область юстиции и отношений меж людьми. Дабы являться легитимным, человеческий закон должен быть основан на Вечном законе.

Политическая философия и эффект Фомы Аквинского

Вопросы политической теории вновь стали актуальны для философов с приходом в Европу работ Аристотеля, в частности его Политики (см. лекцию о Политике Аристотеля).

Кроме того, вопросы сути государства, его законов, политических прав и обязанностей назрели по мере увеличения стабильности общества, и его развития.

С точки зрения Фомы, общественное объединение естественно для человека и не нуждается в обосновании. Здесь он продолжает греческую линию, прочерченную Платоном и Аристотелем, и отвергает позицию Бл. Августина, для которого, как мы помним, государство было необходимым злом.
В то же время, хотя само по себе государство как таковое не нуждается в обосновании, каждая конкретная форма государственного правления и каждый конкретный властитель должны иметь обоснование.

В идеальном государстве, считает Фома, должен быть один правитель, чья власть сбалансирована другими органами управления, и все они избраны волей народа.

Отвержение дуализма Платона

Фома Аквинский решительно отвергает утверждение Платона, что материальный мир - это лишь тень реального мира, и таким образом не является подлинным. Материальная сфера не отделена от сферы духовного, поскольку вся эта цепь замыкается на своем создателе - Боге. Таким образом он не видел в теле темницу души. С его точки зрения тело важно для получения (эмпирического) знания, и именно тело делает из нас уникальных индивидов.

Подготовка основании для развития науки

При этом для Фомы люди - не только духовные существа, но и часть природы. Уделив природе и материальному бытию больший вес, чем она имела в трудах Платона и неоплатоников, Фома Аквинский подготовил более благотворные основания для науки, политической теории, юриспруденции и искусства в сравнении с теми, какие имелись во времена Бл. Августина

философия, лекции по философии

Previous post Next post
Up