Не то, что не нравится. Власть, секс, богатство - все понятно. Меня, однако, удивляет стремление гуманитариев к однопричинным объяснениям истории.
Книга Розенберга также сводится к однопричинным объяснениям, там все построено на выживаемости и размножаемости. В этом отношении она вполне перекликается. Критика врожденной приверженности к нарративам на деле свелась к еще одному нарративу. Тем не менее, она еще более радикальна и в этом отношении как раз подходит.
Как это часто бывает, в этой вдохновенно и музыкально написанной книге богатство обсуждаемого материала стало возможно благодаря необременительности концептуального аспекта. Если бы автор писал книгу с целью подтвердить и проиллюстрировать стройную систему концепций, это сильно ограничило бы его в выборе материала для обсуждения
Слишком ученый... Приехал ты значится на корабле в самую жопу мира, ее колонизировать. Имеются там грязи, звери, дикари и отсутствие даже самого примитивного сортира. Впереди долгие годы тяжелого труда, после которого это будет хоть как-то сравнимо с местом, из которого вы уехали. Да, и 80% народа первых трех лет не переживет. Что там он говорит, за богатствами и женщинами плыли?
Ну так плыли грабить, а не жить. Жить собирались в метрополии, колония рассматривалась (поначалу) как временный прииск. Нахапать и вернуться с золотом (рабынями, рабами, редкостями и т.д.).
Это потом уже начали осваиваться потихоньку, тащить за собой мало-мальский комфорт и т.д. Если уж.
Про "плыть чтобы грабить" - это сказки, проекция на седую древность возможностей начиная с конца 18-го века, когда технологии, инфраструктура и логистика смогли это позволить наиболее развитым в этом отношении. Ранее этого времени - всё сказки.
Ну а грабёж принято оправдывать только новой религией "Бог сказал", идеологией "Маркс написал" или на худой конец - "Всегда так было, не мы такие, жизнь такая". Ах да, чуть не забыл: "Бремя Белого Человека" конечно.
Конкистадорам это расскажите, которые из Южной Америки каравеллы с золотом в Испанию гнали веком раньше. Или викингам, которые в морские набеги ходили как на работу ещё за полтысячелетия до того.
марксизм, как известно - величайшая экономоцентрическая модель истории. Автор выступает с другой программой, более традиционной - хотя сейчас и мало принятой: властецентрической. Так-то сказать можно просто: искони главным двигателем истории была борьба за власть.
что же поставить в центр истории? - экономику, власть, секс, территории..? что поставить в центр истории не народов, а человека - простого человека? - там же будет все это, и много чего еще. но у всех историй есть общее - это Вектор направленный в будущее. Некая мечта о "рае". когда эти вектора складываются (в истории) то видно что "личные мечты о рае" приводят народы в ад.
если не верите, то можно представить мечту о космосе, как мечту о "рае там" который при реализации превратится в "ад там". в центре истории "человек как бог"
что же поставить в центр истории? - экономику, власть, секс, территории..?
Богатство, конечно же, деньги (или их аналог). Об этом не принято говорить вслух, но историю на самом деле двигала не война, а торговля. Взаимовыгодный обмен.
И только тогда, когда была налажена торговля и все выгодные рынки были освоены, начались войны. За передел рынков, разумеется.
Возвеличивание роли войны в истории выгодно тем арифметикам, которые любят не умножать и складывать, а отнимать и делить.
PS. Мечта о рае среди простых людей тоже была: в Европе это было "царство Пресвитера Иоанна".
не соглашусь с "богатство в центре истории". вот буквально - "моя личная история" - там есть все из описанного, и я мог быть "стратой" (кастой) воинов\торгашей\мастеров\"философов" - и для каждого меня - разный "пуп истории". то что важно воину может быть откинуто торгашем.
но "я" в "своей истории" - это вектор движения к "моей мечте". где "я бог воинов" или "золотой телец" или.. похоже и с народами - идет движуха в определенном векторе, и вектор этот "стать как боги", а это и есть вектор в ад.
Comments 129
Alexander Rosenberg, How History Gets Things Wrong: The Neuroscience of our Addiction to Stories, 2018.
Reply
Хорошая. Надеюсь, вам понравится.
Reply
Книга Розенберга также сводится к однопричинным объяснениям, там все построено на выживаемости и размножаемости. В этом отношении она вполне перекликается. Критика врожденной приверженности к нарративам на деле свелась к еще одному нарративу. Тем не менее, она еще более радикальна и в этом отношении как раз подходит.
Reply
Reply
Reply
Слишком ученый...
Приехал ты значится на корабле в самую жопу мира, ее колонизировать. Имеются там грязи, звери, дикари и отсутствие даже самого примитивного сортира.
Впереди долгие годы тяжелого труда, после которого это будет хоть как-то сравнимо с местом, из которого вы уехали.
Да, и 80% народа первых трех лет не переживет.
Что там он говорит, за богатствами и женщинами плыли?
Reply
Ну так плыли грабить, а не жить. Жить собирались в метрополии, колония рассматривалась (поначалу) как временный прииск. Нахапать и вернуться с золотом (рабынями, рабами, редкостями и т.д.).
Это потом уже начали осваиваться потихоньку, тащить за собой мало-мальский комфорт и т.д. Если уж.
Reply
Про "плыть чтобы грабить" - это сказки, проекция на седую древность возможностей начиная с конца 18-го века, когда технологии, инфраструктура и логистика смогли это позволить наиболее развитым в этом отношении.
Ранее этого времени - всё сказки.
Ну а грабёж принято оправдывать только новой религией "Бог сказал", идеологией "Маркс написал" или на худой конец - "Всегда так было, не мы такие, жизнь такая". Ах да, чуть не забыл: "Бремя Белого Человека" конечно.
Reply
Конкистадорам это расскажите, которые из Южной Америки каравеллы с золотом в Испанию гнали веком раньше. Или викингам, которые в морские набеги ходили как на работу ещё за полтысячелетия до того.
Reply
Reply
Но боевые берсерки-неандертальцы, используемые как спецчасти в битвах с палеоантропами - навевает
Reply
что же поставить в центр истории? - экономику, власть, секс, территории..?
что поставить в центр истории не народов, а человека - простого человека? - там же будет все это, и много чего еще.
но у всех историй есть общее - это Вектор направленный в будущее. Некая мечта о "рае".
когда эти вектора складываются (в истории) то видно что "личные мечты о рае" приводят народы в ад.
если не верите, то можно представить мечту о космосе, как мечту о "рае там" который при реализации превратится в "ад там".
в центре истории "человек как бог"
Reply
Богатство, конечно же, деньги (или их аналог).
Об этом не принято говорить вслух, но историю на самом деле двигала не война, а торговля. Взаимовыгодный обмен.
И только тогда, когда была налажена торговля и все выгодные рынки были освоены, начались войны. За передел рынков, разумеется.
Возвеличивание роли войны в истории выгодно тем арифметикам, которые любят не умножать и складывать, а отнимать и делить.
PS. Мечта о рае среди простых людей тоже была: в Европе это было "царство Пресвитера Иоанна".
Reply
вот буквально - "моя личная история" - там есть все из описанного, и я мог быть "стратой" (кастой) воинов\торгашей\мастеров\"философов" - и для каждого меня - разный "пуп истории".
то что важно воину может быть откинуто торгашем.
но "я" в "своей истории" - это вектор движения к "моей мечте". где "я бог воинов" или "золотой телец" или..
похоже и с народами - идет движуха в определенном векторе, и вектор этот "стать как боги", а это и есть вектор в ад.
Reply
историю на самом деле двигала не война, а торговля
Да-да. А до того, как воевать торговать с другими людьми, люди убивали животных торговали с животными. Вот одно в другое постепенно и развилось.
Reply
Leave a comment