Долгое ля. Колонизация мира

Sep 18, 2021 05:05

Не нота - артикль. С разным чувством и на каждой странице.

Сел композитор, жажду утоля,
И грубым знаком музыку прорезал -
И нежная как бархат нота «ля»
Свой голос повышает до «диеза».https://www.culture.ru/poems/19042/pesnya-o-notakhRead more... )

history6, books6

Leave a comment

Comments 129

evgeniirudnyi September 18 2021, 06:52:16 UTC
Этот тот случай, когда начинаешь думать, что редукционист Алекс Розенберг был глубоко прав в книге:

Alexander Rosenberg, How History Gets Things Wrong: The Neuroscience of our Addiction to Stories, 2018.

Reply

ivanov_petrov September 18 2021, 16:48:14 UTC
ну, раз не нравится. сейчас будет другая книга.

Хорошая. Надеюсь, вам понравится.

Reply

evgeniirudnyi September 18 2021, 17:41:56 UTC
Не то, что не нравится. Власть, секс, богатство - все понятно. Меня, однако, удивляет стремление гуманитариев к однопричинным объяснениям истории.

Книга Розенберга также сводится к однопричинным объяснениям, там все построено на выживаемости и размножаемости. В этом отношении она вполне перекликается. Критика врожденной приверженности к нарративам на деле свелась к еще одному нарративу. Тем не менее, она еще более радикальна и в этом отношении как раз подходит.

Reply


alex_new_york September 18 2021, 07:39:29 UTC
Как это часто бывает, в этой вдохновенно и музыкально написанной книге богатство обсуждаемого материала стало возможно благодаря необременительности концептуального аспекта. Если бы автор писал книгу с целью подтвердить и проиллюстрировать стройную систему концепций, это сильно ограничило бы его в выборе материала для обсуждения

Reply

evgeniirudnyi September 19 2021, 09:08:08 UTC
С концепциями в истории большая проблема.

Reply


snake_d_ha September 18 2021, 07:57:18 UTC

Слишком ученый...
Приехал ты значится на корабле в самую жопу мира, ее колонизировать. Имеются там грязи, звери, дикари и отсутствие даже самого примитивного сортира.
Впереди долгие годы тяжелого труда, после которого это будет хоть как-то сравнимо с местом, из которого вы уехали.
Да, и 80% народа первых трех лет не переживет.
Что там он говорит, за богатствами и женщинами плыли?

Reply

nezrim September 18 2021, 08:54:57 UTC

Ну так плыли грабить, а не жить. Жить собирались в метрополии, колония рассматривалась (поначалу) как временный прииск. Нахапать и вернуться с золотом (рабынями, рабами, редкостями и т.д.).

Это потом уже начали осваиваться потихоньку, тащить за собой мало-мальский комфорт и т.д. Если уж.

Reply

generator_slov September 18 2021, 12:18:34 UTC
За морем тёлушка полушка, да перевоз рубль.

Про "плыть чтобы грабить" - это сказки, проекция на седую древность возможностей начиная с конца 18-го века, когда технологии, инфраструктура и логистика смогли это позволить наиболее развитым в этом отношении.
Ранее этого времени - всё сказки.

Ну а грабёж принято оправдывать только новой религией "Бог сказал", идеологией "Маркс написал" или на худой конец - "Всегда так было, не мы такие, жизнь такая". Ах да, чуть не забыл: "Бремя Белого Человека" конечно.

Reply

nezrim September 18 2021, 14:14:01 UTC

Конкистадорам это расскажите, которые из Южной Америки каравеллы с золотом в Испанию гнали веком раньше. Или викингам, которые в морские набеги ходили как на работу ещё за полтысячелетия до того.

Reply


dezombivator September 18 2021, 08:31:32 UTC
За что вы так Поршнева?

Reply

ivanov_petrov September 18 2021, 14:47:49 UTC
Виноват.

Но боевые берсерки-неандертальцы, используемые как спецчасти в битвах с палеоантропами - навевает

Reply


ext_5722899 September 18 2021, 08:41:27 UTC
марксизм, как известно - величайшая экономоцентрическая модель истории. Автор выступает с другой программой, более традиционной - хотя сейчас и мало принятой: властецентрической. Так-то сказать можно просто: искони главным двигателем истории была борьба за власть.

что же поставить в центр истории? - экономику, власть, секс, территории..?
что поставить в центр истории не народов, а человека - простого человека? - там же будет все это, и много чего еще.
но у всех историй есть общее - это Вектор направленный в будущее. Некая мечта о "рае".
когда эти вектора складываются (в истории) то видно что "личные мечты о рае" приводят народы в ад.

если не верите, то можно представить мечту о космосе, как мечту о "рае там" который при реализации превратится в "ад там".
в центре истории "человек как бог"

Reply

generator_slov September 18 2021, 12:29:10 UTC
что же поставить в центр истории? - экономику, власть, секс, территории..?

Богатство, конечно же, деньги (или их аналог).
Об этом не принято говорить вслух, но историю на самом деле двигала не война, а торговля. Взаимовыгодный обмен.

И только тогда, когда была налажена торговля и все выгодные рынки были освоены, начались войны. За передел рынков, разумеется.

Возвеличивание роли войны в истории выгодно тем арифметикам, которые любят не умножать и складывать, а отнимать и делить.

PS. Мечта о рае среди простых людей тоже была: в Европе это было "царство Пресвитера Иоанна".

Reply

ext_5722899 September 18 2021, 14:44:04 UTC
не соглашусь с "богатство в центре истории".
вот буквально - "моя личная история" - там есть все из описанного, и я мог быть "стратой" (кастой) воинов\торгашей\мастеров\"философов" - и для каждого меня - разный "пуп истории".
то что важно воину может быть откинуто торгашем.

но "я" в "своей истории" - это вектор движения к "моей мечте". где "я бог воинов" или "золотой телец" или..
похоже и с народами - идет движуха в определенном векторе, и вектор этот "стать как боги", а это и есть вектор в ад.

Reply

nezrim September 18 2021, 20:40:22 UTC

историю на самом деле двигала не война, а торговля

Да-да. А до того, как воевать торговать с другими людьми, люди убивали животных торговали с животными. Вот одно в другое постепенно и развилось.

Reply


Leave a comment

Up