Место для вопроса

Jan 16, 2021 08:42

Вопросы непрофессионалов, которые хотят понять - о чем угодно. Задавайте, если интересно. Отвечайте, если в самом деле можете.

quest

Leave a comment

Comments 368

ext_5308890 January 16 2021, 06:23:03 UTC
Логичное мышление называют дискурсивным. Нарочито-противоречивое (непротиворечивость - аспект логичности) называется как?

Reply

yuritikhonravov January 16 2021, 07:29:24 UTC
Дискурсивное мышление обычно противопоставляют интуитивному, в котором не предполагается чёткое различение каких-то элементов и операций с ними. В этом смысле дискурсивное вполне может быть и нелогичным, то есть с намеренными или ненамеренными нарушениями логики, в том числе принципа непротиворечия. Существуют паранепротиворечивые логики, которые как раз обходят запрет противоречия. Ну и обычно такое заведомо противоречивое мышление называют парадоксальным. Только, опять-таки, оно перпендикулярно различению интуитивного и дискурсивного.

Reply

ext_5308890 January 16 2021, 10:21:19 UTC
Можно на примере? Утверждения о ДОЛЖНОМ (материться или нет, быть расистом или нет, быть добрым или нет) могут быть разрешены тем или иным образом. Утверждение: "как человек дохуя культурный я ненавижу расизм и черножопых и считаю, что мир спасет доброта и массовые расстрелы" - оно ведь явно противоречиво. Но понятийно, следовательно доскурсивно?

Reply

yuritikhonravov January 16 2021, 10:34:00 UTC
Во-первых, да, это образец дискурсивного мышления.
Но пара дополнений.
Во-вторых, суждения о должном - это модальная логика. В модальной логике принцип непротиворечия работает не всегда, а если и работает, то не так, как в классической двузначной со значениями истина/ложь.
В-третьих, приведённые суждения используют многозначные слова и вполне могут быть истолкованы как непротиворечивые. Например, быть расистом и одобрять расизм как эксплицитное учение - это разные вещи. Расстрелы в той или иной системе ценностей вполне могут считаться проявлением доброты.
Я-то думал, вы о каких-нибудь сложных случаях соприкосновения интуитивного с дискурсивным - типа коанов.

Reply


dmitry_livej January 16 2021, 07:05:07 UTC

У кого из авторов можно почитать (или посмотреть, но я бы тогда, скорее всего, знал) про устройство и деятельность ангельских иерархий? Вот понятно что там Данте, богословская литература и все такое известное. А что-то относительно малоизвестное, может современное, может художественное, может нет, не важно. Только не на уровне Лукьяненко, Пелевина или Веллера, когда человеческий мир копипастится на что угодно

Reply

yuritikhonravov January 16 2021, 07:31:52 UTC
Не понял, вас интересует какая-то внеконфессиональная литература по ангелологии? То есть даже не нью-эйдж, а что-то индивидуальное вроде Сведенборга [правда, сведенборгианцы уже есть]?

Reply

dmitry_livej January 16 2021, 07:46:46 UTC

Да, скорее внеконфессиональная. Богословскую читал, я не против неё, просто не не очень много мне попалось развёрнутой по этой теме. е Сведенборг, Даниил Андреев, книга Урантии... основное известное похожее на это я читал. Интересно что-то может новое, может в жанре худлита. То есть вот когда Данте было бы вообще супер, когда это передаётся через художественный жанр может что то появилось за последние 40-50 лет

Reply

yuritikhonravov January 16 2021, 08:11:30 UTC
Давайте, я на всякий случай уточню, из чего мы исходим. Что своя ангелология есть в иудаизме, исламе, гностицизме и в разных направлениях христианства, в том числе "эзотерического" [какие-нибудь мартинисты], и что даже в индуизме и зороастризме есть учение об ангелоподобных существах - вы в курсе и с этой литературой знакомы. Псевдо-Дионисия Ареопагита читали. Иудейские, мусульманские, гностические, христианские апокрифы и видения о восхождении на небеса тоже. Теперь вас интересует именно современный fiction. Всё верно?

Reply


shultz_flory January 16 2021, 07:38:54 UTC
Почему твердые тела при понижении температуры становятся хрупкими? Объясните в терминах движения молекул-атомов в кристаллической решетке.

Reply

vida_louca January 16 2021, 08:41:33 UTC
Думаю, не получится.
А вот в терминах возникающих напряжений и их локализации в определённых местах с понижением температуры - вполне.

Reply

shultz_flory January 16 2021, 09:44:03 UTC
Ну хорошо. Почему возникают напряжения?

Reply

vida_louca January 16 2021, 10:26:03 UTC
Напряжения возникают из-за того, что мы деформируем пространство кристалла: сжимаем, растягиваем, изгибаем или скручиваем. Поскольку кристалл дискретный - состоит из атомов или молекул, указанным деформациям подвергается каждый атом (каждая молекула). Вернее - пространство электронных оболочек внутри атомов. При некоторых, не очень низких температурах "атомные" деформации распределяются по кристаллу более-менее однородно. В этом смысле дискретные деформации можно рассматривать как газ неких квазичастиц ( ... )

Reply


bouzyges January 16 2021, 08:05:07 UTC
Ранке говорил: "Я бы назвал руководящими принципами нашего времени взаимное размежевание двух принципов - монархии и народовластия, с которыми связаны все другие контрасты; бесконечный рост материальных сил; крайне многостороннее развитие естественных наук; небывалое участие большой публики в духовной жизни; безграничное распространение знаний; живое отношение к общественным делам. Таковы характерные признаки нашей эпохи".

Так вот: что можно почитать по европейской/западной большой истории 1830-1914 годов, что написано менее оптимистично? Консервативная в бёрковском смысле история, полагающая дела Робеспьеров и Наполеонов вставшей над веком трагедией, а не чем-то, "что, может, так было и нужно", и не скатывающаяся в любую из национальных, а потому, вероятно, христианская и реакционная. Есть ли такая?

Reply

crisis_killer January 16 2021, 19:00:48 UTC
а ничего нету, честно. Разве что Маркса\Энгельса почитать.

у все остальных - поэмы на уровне "а вот через двадцать лет будет сплошное телевидение", а в придачу - еще и милитаристский угар. Все крупные страны воюют со своими колониями, одерживают легкие победы - и потому войны друг с другом им кажутся такими же легкими.

В первую мировую не зря все так легко вступили. И не зря практически в КАЖДОЙ стране начало войны вызвало эйфорию у населения: почитайте хроники Петрограда, Берлина, Вены, Парижа - у всех полный восторг.

это - тот же оптимизм с которого вы начали.

Reply

bouzyges January 16 2021, 20:35:16 UTC
Н-да. Есть любопытная недавняя дискуссия: https://www.cambridge.org/core/journals/central-european-history/article/discussion-forum-the-vanishing-nineteenth-century-in-european-history/F84DF20437A0D709E5F24EF2267402EF

Там неплохая библиография, но всё по кусочкам. И даже сам Остерхаммель предлагает "провинциализировать" Французскую революцию и "поменьше впечатляться" Наполеоновским "mega-show". Речи идут о связях XIX и XX веков, но не XIX и более ранних. 1789 год обычно берут как более-менее безоценочную исходную точку, и Наполеоновские войны, похоже, так же мертвы для нынешних историков (не говоря уж про публику), как войны Рима. Я предполагал, впрочем, что читать надо истории XIX века, написанные в межвоенный период и до 1970 года, но не позже.

Reply


ivanoff1999 January 16 2021, 08:37:06 UTC
Вопрос математику по теории вероятностей. Как рассчитать вероятность угадывания 4х значного числа? Вернее сколько тысяч попыток надо сделать для вероятности напр 75%? (Числа идут не перебором, а каждый раз число случайно и не исключен повтор. Гсч может быть идеален или нет. Спасибо.

Reply

mozgosteb January 16 2021, 08:49:21 UTC
Я не математик, но тут вроде даже не надо им быть.

Четырёхзначных чисел 9000 шт, от 1000, до 9999.
Значит, вероятность угадать 1/9000, а вероятность не угадать - 8999/9000.
Соответственно, вероятность не угадать за N попыток - (8999/9000)^N.
Вам нужно, чтобы (8999/9000)^N была меньше 25% (т.е. 100 - 75).
Т.е. (8999/9000)^N < 0.25
Вычисляете логарифм, округляете в большую сторону и вот вам N.

Если я, конечно, правильно всё понял

Reply

alxt January 16 2021, 09:14:08 UTC
Все так. И это ещё не теория вероятности. А так, комбинаторика

Reply

alex_new_york January 16 2021, 12:32:06 UTC
Теория вероятности это по сути и есть комбинаторика

Reply


Leave a comment

Up