Вопрос... ну, не знаю, к кому... Быть может, к историкам. Когда (и в связи с чем) жизнь (вне её содержания) приобрела в культуре безусловную сверхценность. И как это связано (если связано) с другой новой сверхценностью, свободой. Эти новые ценности очевидно заместили собой некие старые - и что же это за ушедшие (равновеликие) сверхценности? По ощущениям, это что-то совсем недавнее, но уловить не могу. Тенденция к индивидуализации, видимо, связана с этими ценностными изменениями. По ощущениям...
Когда западный человек потерял все смыслы и цели, то есть приобрёл свободу от них. Колониализм, жизнь за чужой счёт, вырождение. Как раз в соседней теме приводил цитату: Ален де Бенуа: "Человек, которого охраняет идеология прав человека, - не опирается на почву. У него нет наследия и принадлежности - или он хочет разрушить и то, и другое. Этому человеку очень хочется, чтобы и другие тоже стали бы ни с чем не связанными. Он охотно видел бы, как они отказываются от собственного наследства и становятся лунатиками". Но этот "отказ от собственного наследства" есть отказ и от наследства в вечности."
Уважаемый! Если Вы говоря западный имеете в виду европейский, то русские это классические европейцы. Просто государство у нас большое и политическая система азиатская. Но видно, как куски также европейцев, которые от нас отпадали принимали демократию - Молдова, Украина или стремились к этому - Белоруссия и Россия. У нас просто большая инерция и всё. Сейчас у нас жизнь намного более либеральная, чем в СССР. Думаю, мой ребёнок увидит демократию в России. Может даже и я увижу.
Какой незамутненный взгляд, я в восхищении! Это какой-то морок наведенный на русскую интеллигенцию. В 1988г, когда я эмигрировал из СССР я думал примерно так же.
Ну да, русские европейцы, но другие европейцы. А что вы имеете ввиду под словом азиатская - наверно "жестокая и авторитарная"? Оставляя Азию в покое, представьте - просто представьте - что, на Западе власть тоже жестока и авторитарна, но механизмы подавления непрямые и все это прикрыто ширмой "демократии". Реальных (а не декларируемых) свобод для 95-99% процентов людей здесь, пожалуй, меньше чем в совке. Мой отец-идеалист осознал это только в конце жизни после 20 лет в США и раскаивался, что когда-то в молодости не хотел работать на советский ВПК.
Не поймите превратно - на Западе очень много хорошего. И он совсем не монолитен, культуры еще очень отличаются. Мне нравится и США, где я прожил дольше всего, и Франция и Исландия.
Но Россия ничуть не хуже их всех, а в чем то несомненно лучше. Да, сейчас она бедна, власть отвратительна.. ну и т.д.
Жизнь и её корреляты [долголетие, здоровье и проч.] была среди высших ценностей с самого начала. Уже в шумерских текстах можно найти. И потом во многих списках - Аристотель, Хуань Тан, мусульманские макасид, Фома Аквинский. Свобода слишком многозначное слово, поэтому надо уточнить, какая именно свобода имеется в виду. Например, свобода от страстей, страданий и проч. тоже довольно древняя сверхценность [не позднее Будды Гаутамы], но она моложе свободы делать что угодно [власти]. За последние 100-150 лет в качестве новых сверхценностей осознаны только скорость и хаос.
Я немного о другом (чуть ниже Вячеславу написал). Про "скорость" и "хаос" - спасибо, любопытная интерпретация. Но "скорость" в приложении к жизни у вас получается не скорость, а старый добрый "голод", ненасытность. Про "хаос" - я ещё подумаю.
Голод никак не может быть высшей ценностью, никто не хочет быть голодным ради самого голода. Голод - это степень желания, которое может быть направлено на что угодно. В том числе, например, на события. Или вот на саму жизнь [жажда жизни, тришна].
Я ещё забыл про созидание как относительно модную высшую ценность.
Идея-"ценность" имеет не обязательно положительную коннотацию - возьмём, например, идею "зла". "Голод" - важнейшая (врождённая?) идея-активатор, акцентованность на которой и приводит к вами упомянутой идее "скорости жизни", т.е. ненасытности. "Созидание"... Гм... Креативность, конечно, в тренде, но на сверхценность явно не тянет.
Да, честь - и равновелика смерти и свободе, и отменена. Ниже упомянули ещё и о стыде. Власть - ценность неизменная. Но - не сверхценность. Злато vs Булат.
Как говаривал император Яо, от детей много страха, от долголетия много стыда. Это и в Цурэдзурэгуса есть, в самом начале где-то. Что мол не стоит дальше сорока лет жить, срамиться
«Если жизнь длинна, много примешь стыда», поэтому лучше всего умереть, не дожив до сорока лет. Когда переступаешь этот порог, перестаешь стыдиться своего вида: тянешься к людям и на закате дней печешься лишь о потомках, хочешь дожить до их блестящего будущего: лишь мирскими страстями одержима твоя душа, но сам ты перестаешь постигать очарование вещей - это ужасно
Когда (и в связи с чем) жизнь (вне её содержания) приобрела в культуре безусловную сверхценность. И как это связано (если связано) с другой новой сверхценностью, свободой.
Эти новые ценности очевидно заместили собой некие старые - и что же это за ушедшие (равновеликие) сверхценности?
По ощущениям, это что-то совсем недавнее, но уловить не могу. Тенденция к индивидуализации, видимо, связана с этими ценностными изменениями. По ощущениям...
Reply
Как раз в соседней теме приводил цитату:
Ален де Бенуа: "Человек, которого охраняет идеология прав человека, - не опирается на почву. У него нет наследия и принадлежности - или он хочет разрушить и то, и другое. Этому человеку очень хочется, чтобы и другие тоже стали бы ни с чем не связанными. Он охотно видел бы, как они отказываются от собственного наследства и становятся лунатиками". Но этот "отказ от собственного наследства" есть отказ и от наследства в вечности."
Reply
Если Вы говоря западный имеете в виду европейский, то русские это классические европейцы.
Просто государство у нас большое и политическая система азиатская.
Но видно, как куски также европейцев, которые от нас отпадали принимали демократию - Молдова, Украина или стремились к этому - Белоруссия и Россия. У нас просто большая инерция и всё.
Сейчас у нас жизнь намного более либеральная, чем в СССР. Думаю, мой ребёнок увидит демократию в России. Может даже и я увижу.
Reply
Reply
Ну да, русские европейцы, но другие европейцы. А что вы имеете ввиду под словом азиатская - наверно "жестокая и авторитарная"? Оставляя Азию в покое, представьте - просто представьте - что, на Западе власть тоже жестока и авторитарна, но механизмы подавления непрямые и все это прикрыто ширмой "демократии". Реальных (а не декларируемых) свобод для 95-99% процентов людей здесь, пожалуй, меньше чем в совке. Мой отец-идеалист осознал это только в конце жизни после 20 лет в США и раскаивался, что когда-то в молодости не хотел работать на советский ВПК.
Не поймите превратно - на Западе очень много хорошего. И он совсем не монолитен, культуры еще очень отличаются. Мне нравится и США, где я прожил дольше всего, и Франция и Исландия.
Но Россия ничуть не хуже их всех, а в чем то несомненно лучше. Да, сейчас она бедна, власть отвратительна.. ну и т.д.
Reply
Reply
Свобода слишком многозначное слово, поэтому надо уточнить, какая именно свобода имеется в виду. Например, свобода от страстей, страданий и проч. тоже довольно древняя сверхценность [не позднее Будды Гаутамы], но она моложе свободы делать что угодно [власти].
За последние 100-150 лет в качестве новых сверхценностей осознаны только скорость и хаос.
Reply
Про "скорость" и "хаос" - спасибо, любопытная интерпретация. Но "скорость" в приложении к жизни у вас получается не скорость, а старый добрый "голод", ненасытность. Про "хаос" - я ещё подумаю.
Reply
Я ещё забыл про созидание как относительно модную высшую ценность.
Reply
"Созидание"... Гм... Креативность, конечно, в тренде, но на сверхценность явно не тянет.
Reply
Reply
Власть - ценность неизменная. Но - не сверхценность.
Злато vs Булат.
Reply
ну и РФ до сих пор газ через У прокачивает
Reply
Как говаривал император Яо, от детей много страха, от долголетия много стыда. Это и в Цурэдзурэгуса есть, в самом начале где-то. Что мол не стоит дальше сорока лет жить, срамиться
Reply
Reply
«Если жизнь длинна, много примешь стыда», поэтому лучше всего умереть, не дожив до сорока лет.
Когда переступаешь этот порог, перестаешь стыдиться своего вида: тянешься к людям и на закате дней печешься лишь о потомках, хочешь дожить до их блестящего будущего: лишь мирскими страстями одержима твоя душа, но сам ты перестаешь постигать очарование вещей - это ужасно
Reply
Leave a comment