Как ни странно, но даже здесь, в истории связанной с этим католическим храмом, есть украинский след. Ведь причиной его постройки стало рождения внука одной и мужа другой киевских княгинь. А поэтому не обойтись без некоторой родословной...
У князя Владимира Великого (того, что крестил Русь) было 13 сыновей и 10 дочерей.
Самую младшую из них звали Добронега. И была она женой польского князя Казимира Восстановителя, а одного из их сыновей звали Владислав І Герман. Этот Владислав сбросил с престола своего брата короля Болеслава ІІ Смелого. Через год после прихода к власти, он женился на чешской принцессе Юдит. Долго она не могла родить наследника своему мужу. А после тяжелых родов, не выдержав мук, умерла. Сына же назвали Болеславом. Будущий князь Болеслав ІІІ Кривоустый - внук Добронеги и муж Сбыславы - родился в 1086 году. В честь его рождения и был заложен костел Св. Андрея.
1. Вот так он выглядит сейчас
Ну а теперь вернемся к истории и географии Кракова.
В то время, во второй половине ХІ века, город был небольшой, но активно развивающейся столицей Польши. Вся его жизнь кипела вокруг Вавеля и Околя (Okół) - то ли отдельного города, то ли пригорода, то ли части Кракова. Это Околе было расположено на северо-восток от княжеского замка. Во времена князя Владислава им правил Сецех - палатин князя. Личность очень незаурядная и спорная. С одной стороны, правитель Польши был полностью от него зависим, с другой - именно Сецех (один из двух магнатов тех времен не из потомственных "дворян") был истинным апологетом абсолютной власти князя. Его влияние было настолько огромным, что он впервые в истории государства чеканил приватные монеты. На его динарах был изображен знак воеводы и надпись ZETECH (Sieciech), которая является второй старейшей памяткой польского языка.
Именно этот Сецех и заложил по приказу князя костел Св. Андрея.
Храм строился почти 20 лет, с 1079 года по 1098. Эта классическая трехнавовая двухбашенная базилика была построена в саксонском типе романского стиля и стала главной святыней Околя. Стены храма сделаны с мелкого белого известняка, а углы - из больших глыб из песчаника.
2. Углы костела
Трехоконная лоджия (triforium - лат. "три двери") в верхней части фасада костела вместе с ажурными просветами окон соседних башен должна добавлять легкости этой части храма. Она освещает коридор на верхнем этаже между башнями. Часто подобные лоджии были обманками и являли собой внешнее украшение, без внутренних помещений.
3. Фасад костела
Видимые узкие отверстия для лучников и стрельцов являются доказательством также и когда-то оборонного характера здания.
4. Вид со стороны
Западный фасад костела увенчан двумя, в основании четырехугольными, выше восьмигранными, башнями с аркадными окнами бифориумами (biforium - лат. "двухдверные"). В 1693 году башни украсили купола, сохранившиеся до наших времен.
5. Основа башни - справа на фотографии
6. А верхняя часть - восьмигранная
Такой оборонный характер храма позволял местным жителям прятаться за стенами святыни во время набегов врагов. Ян Длугош писал, что именно здесь в 1241 году население Околя пряталось от монголов. Через два года князь Конрад Мазовецкий окружил костел рвом и валом. А в конце ХІІІ века, после частичного уничтожения храма, он был укреплен еще более тщательно.
К тому времени Околе стало частью Кракова, но со своими городскими правами. Костел оказался в самом его центре. А вдоль стен храма по древнему венгерскому торговому пути была проложена одна из старейших улиц Кракова - Гродзька.
7. Вид на костел с улицы Гродзькой
В 1320 году костел Св. Андрея был передан под патронат ордена клариссинок. После более чем 200 лет патроната бенедектинцов из Сецехова (вотчины палатина Сецеха) храм стал женской святыней Кракова. Благодаря пожертвованиям польских королей, начиная с Владислава Локетки, и простых людей (клариссинки из-за своей скромности и отзывчивости пользовались большой популярностью среди народа) храм после нескольких пожаров был капитально отстроен. А его интерьер стал воплощением стиля барокко.
Вход в костел с фасада был замурован. С левой стороны был сделан дополнительный, который сейчас есть основным. Он расположен прямо над землей, ведь за последних три века церковь осела. Над дверьми висит средневековой фонарь, а портал украшают барокковые колоны.
8. Вход в костел
Внутри самого костела расположен притвор. Он украшен сводными потолками и фигурами ангелов проступающих со стен.
9. Своды притвора
10. Ангелы на потолке
Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии, куда могли входить, кроме иудеев, также и язычники. В притвор христианского храма могли входить не только оглашенные и кающиеся, известные под именем слушающие, но и иудеи (по крайней мере с IV века), еретики, раскольники и язычники, для слушания слова Божия и поучения.
От основной части храма - наоса - притвор отделен кованой узорной оградой.
На потолке в центре притвора есть плита с надписью на латыни: " Vere non est hic aliud nisi domus Dei. Et porta caeli", что переводится "Это не иное что, как дом Божий. Это врата небесные". Судя по буквам под надписью, она была сделана в 1702 году.
11. Надпись
Как уже указывалось, весь интерьер костела Св. Андрея сделан в стиле барокко. Работы по лепной декорации и полихромии вел итальянский скульптор Бальтазар Фонтана, а алтарь - римский архитектор Францишек Плациди.
12. Полихромия
13. Алтарь
В полихромии в куполе храма представлен Последний Суд, в пресвитерии - слава Св. Клары (покровительницы ордена клариссок), Соломеи и Кинги вместе с коронацией Божьей Матери в апсиде. В главном алтаре находится картина Св. Андрея, а в меньшем барокковом - ковчег для даров XVIII века. В пресвитерии есть также 8-голосовые органы.
14. Орган
К началу XVIII века костел Св. Андрея стал одним из основных храмов Кракова, расположенным прямо у Королевской Дороги. Он соединил в себе две абсолютно разных эпохи - внешне это была строгая укрепленная базилика романского стиля, а внутри пышной красотой расцвела барокковая "жемчужина с пороком".
В следующем посте нас ожидает встреча с соседом нашего нынешнего героя - первым барокковым храмом Кракова. Костелом Св. Петра и Павла.
Далі буде...