"Диггеры 90-х". Александр Макаров

Jul 16, 2015 00:34


Источник фото

Макаров Александр Владимирович родился в 1967 году.
Начал свою трудовую деятельность экономистом 4-го государственного подшипникового завода (г. Куйбышев), а затем недолго проработал в органах государственной власти.

Комитет по управлению государственным имуществом и муниципальной собственностью Самарской области был создан 19 апреля 1991 г. С 20 марта 1992 г. комитет был наделен полномочиями территориального органа Мингосимущества РСФСР. В этот же день приказом председателя Государственного комитета РСФСР по управлению государственным имуществом №26 председателем областного комитета был назначен Владимир Мамигонов. Заместителем Мамигонова был Александр Макаров.

В 1993 г. Александр Макаров был приглашен на Тольяттиазот (в декабре 1992 г. ТоАЗ был преобразован в акционерное общество) помощником генерального директора по экономике и управлению.

С 1995 по 1997 гг. Александр Владимирович - арбитражный управляющий имуществом ОАО «Волгоцеммаш», затем в течение года является заместителем председателя правления КБ «Тольяттихимбанк». В 1998 г. возвращается на свою прежнюю должность - директор по экономике и управлению ОАО «Тольяттиазот».

С 1 февраля 2000 г. Макаров - управляющий ЗАО «Корпорация «Тольяттиазот».



В 1995 году из ОАО ТоАЗ была выделена самостоятельная структура - АО "Трансаммиак" (предприятие для экспорта аммиака по трубопроводу Тольятти-Одесса). 51% акций нового предприятия по распоряжению Минимущества РФ был передан в ОАО "Тольяттиазот", взамен чего ТоАЗ провел допэмиссию своих акций на 6,1% уставного капитала - величину, эквивалентную стоимости контрольного пакета "Трансаммиака". Акции стали госсобственностью, а затем осенью 1996 года были выставлены на конкурс с инвестиционными условиями и проданы СП ТАФКО (компании, дружественной Владимиру Махлаю). При этом ТАФКО обязалось в течение трех лет модернизировать аммиакопровод и построить от него два отвода, однако условия были выполнены лишь частично. Как впоследствии утверждало следствие, в 1997 году эти акции Владимир Махлай выкупил у ТАФКО без каких-либо условий по выполнению инвестобязательств, нарушив якобы положение о приватизации и причинив тем самым государству ущерб на сумму 3,2 млрд неденоминированных рублей.

В 2001-2003 годах управляющий Александр Макаров с ведома Владимира Махлая заключил договор с компанией Nitrochem Distribution AG, подконтрольной Махлаю и являющейся исключительным продавцом продукции ТоАЗа на мировом рынке. Всего с 2002 по 2004 год ТоАЗ продал этой компании аммиака на сумму, превышающую 14,4 млрд руб. При этом, по данным следствия, завод реализовывал продукцию по ценам на 20% ниже среднемировых, а Nitrochem Distribution AG, в свою очередь, реализовывал аммиак уже по мировым ценам.

На тот момент ТоАЗ, крупнейший в России производитель аммиака, занимает примерно 7,6% его мирового рынка. В 2004 году объем производства составил 2,156 млн тонн аммиака, 361 тыс. тонн азотных удобрений, 387 тыс. тонн метанола. В 2004 году выручка завода составила $413 млн, чистая прибыль - $62 млн. По данным Федеральной службы по финансовым рынкам, у ОАО "Тольяттиазот" насчитывается около тысячи акционеров. Крупнейшими из них являются Nitrochem Distribution AG, Tech-Lord SA, PPFM SA, Chimrost AG и Тольяттихимбанк, однако каждому из них принадлежит менее 5% акций ТоАЗа.

29 апреля 2005 года на ТоАЗ приехала группа следователей МВД - проводить выемку документов. Их интересовали данные о собственниках завода и бухгалтерские отчеты компании.

Исполнительный директор завода Александр Макаров позвонил депутату Госдумы от Тольятти Анатолию Иванову и попросил узнать, в чем дело. Из ответа Генпрокуратуры на депутатский запрос Иванова выяснилось, что уголовное дело по факту уклонения от уплаты налогов было возбуждено по инициативе депутата Госдумы Ивана Харченко, избравшегося в парламент в Краснодарском крае. Иванов связался со своим краснодарским коллегой, и тот сообщил ему, что написал письмо в органы по просьбе губернатора Александра Ткачева. ТОАЗ строил в регионе грузовой терминал: с предыдущим губернатором Николаем Кондратенко Махлай смог подружиться, а с новым нет.

Из рассказа Анатолия Иванова:
"Хорошо помню один из дней в конце апреля 2005 года. Являясь депутатом Государственной думы по мандату от горожан Тольятти, я вел прием избирателей в тольяттинской общественной приемной. Ближе к концу дня мне позвонили из "Тольяттиазота", и у меня состоялась встреча с исполнительным директором ТоАЗа Александром Макаровым и его заместителем Сергеем Корушевым. Они с тревогой рассказали, что на предприятие неожиданно прибыла группа из трех московских следователей во главе с майором Сергеем Шаминым, которые совершили выемку большого количества документов, в том числе и их оригиналы, необходимые в процессе производственной деятельности.

Во время очередного пребывания в Москве я направил депутатский запрос генеральному прокурору РФ с просьбой о проведении прокурорской проверки на предмет правомерности действий следователей МВД России. В полученном ответе было сказано, что сотрудники следственного комитета МВД действовали правомерно, в рамках поступившего запроса одного из депутатов Государственной думы от Краснодарского края, якобы в связи с наличием признаков незаконной приватизации предприятия. Я встретился с этим депутатом и узнал, что его запрос им был направлен по просьбе губернатора Краснодарского края Александра Ткачева. "Тольяттиазот" в тот период вел в Тамани строительство двух терминалов морского порта для перевалки жидких (аммиака) и сыпучих грузов, и поэтому отношения руководителей завода и администрации края были сложными. В силу ряда причин, думаю коррупционного характера, у "Тольяттиазота" возникли трудности с оформлением земельных участков под строительство, а администрация края никакой помощи в этом не оказывала, так как, по имеющейся у меня информации, президент корпорации "Тольяттиазот" Владимир Махлай отказался передать краю (а скорее всего кому-то из руководителей края) половину акций морского порта. При этом строительство его терминалов начиналось при предыдущем губернаторе Николае Кондратенко, с которым у Владимира Махлая было полное взаимопонимание. С приходом же Александра Ткачева ситуация изменилась.

В тот период большой интерес к крупнейшему производителю минеральных удобрений проявляла компания "Ренова", возглавляемая Виктором Вексельбергом, которая владела 9,14 процентами акций завода и хотела бы приобрести его контрольный пакет. Это мне подтвердил один из заместителей Вексельберга. С этим, скорее всего, в основном и связана была инициатива Ткачева, то есть он мог действовать в интересах Вексельберга. Но и без его слов, многочисленные расследования журналистов убедительно доказали связь возбужденного в июне 2005 года уголовного дела в отношении Владимира Махлая и Александра Макарова с попыткой Вексельберга завладеть успешно работающим тольяттинским предприятием.

Механизм же был очень простым и эффективно действующим - по надуманным основаниям возбуждается уголовное дело, которое и не планируются доводить до суда. Владелец компании помещается в следственный изолятор и содержится там до отказа от своей собственности или до дачи согласия на продажу. Такой механизм в то время применялся часто. Например, в начале 2000-х он был применен при захвате компании "Невиномыссказот". Об этом захвате в тот период говорилось в СМИ, а более подробно мне рассказал о нем бывший мэр Невиномысска, в 2005 году являвшийся депутатом Госдумы. Хорошо знали об этом механизме захвата и руководители "Тольяттиазота". Начало реализации его в отношении "Тольяттиазота" они даже почувствовали, когда на состоявшееся за десять дней до приезда следователей собрание его акционеров от "Реновы" прибыл Николай Левицкий, который был активным участником захвата "Невиномыссказота" в интересах МДМ-банка.

Поэтому-то Владимир Махлай и Александр Макаров были вынуждены покинуть пределы России. Я же на случай их гипотетического ареста тогда планировал объявление голодовки в своем думском кабинете. Я понимал, что захват завода станет губительным для подавляющего большинства моих избирателей. А защита их интересов была моим депутатским долгом. Ведь настроения горожан были на стороне ТоАЗа, благодаря потрясающей социальной политике, самому высокому в городе уровню заработной платы, содержанию объектов социальной инфраструктуры общегородского значения, поддержке спортивных, культурных и патриотических проектов. А количество этих проектов из года от года увеличивается. Например, все любители хоккея, наверное, видели, какой логотип в настоящее время изображен на форме хоккеистов любимой городской команды "Лада" - это "Тольяттиазот".

С руководителями компании до нашей первой встречи я не был даже знаком. До избрания депутатом я работал на АвтоВАЗе. Правда, дважды видел Владимира Махлая в салоне самолета при возвращении из Москвы, при этом он летел в экономическом классе, как обычный гражданин. Он всегда был и остается человеком советской закалки, плоть от плоти нашего великого народа. И конечно же, "слуга царю, отец солдатам" как сказал поэт..."

Однако, в прессе есть и несколько иное отображение деятельности руководства ТоАЗа:"25 мая 2005 г. в адрес Александра Макарова поступило письмо от General Chemical Corporation следующего содержания: «Настоящим любезно просим Вас изыскать возможность поставки в наш адрес карбамида марки Б согласно ГОСТу 2081-92Е производства ТоАЗа. Назначение - Северный Иран». В условиях оплаты значился стопроцентный авансовый платеж. А сама поставка должна была состояться с мая по сентябрь 2005 г. По мнению мифотворцев, поставка состоялась. Однако согласно российскому законодательству при поставке товара за границу поставщику должны поступать средства за этот товар (т. н. «валютный контроль»). Судя по всему, по этим поставкам в адрес ТоАЗа средства не поступили. Однако предприятию необходимо было как-то выходить из ситуации. 5 декабря 2005 г. вице-президент по экономике ОАО «Тольяттиазот» Дональд Кнапп направил в адрес General Chemical Corporation письмо с просьбой срочно оплатить задолженность за отгруженный карбамид $1,1 млн. Ответа не последовало. 28 февраля 2006 г. письмо Кнаппа повторил заместитель управляющего по экономике и финансам ОАО «Тольяттиазот» Андрей Титов. Ответа тоже не последовало.

А уже 24 апреля 2006 г. в адрес ТоАЗа поступило письмо от курьерской компании ЗАО «ДХЛ Интернешнл» (DHL express) с указанием на то, что по указанному адресу фирмы General Chemical Corporation не обнаружена. Мифотворцы не исключают, что российским контролирующим органам осталось лишь развести руками. Не исключено также, что именно эти средства пошли на обустройство Махлая и Макарова за рубежом. Так это или нет, сегодня сказать сложно. Однако это был не первый случай, когда у ТоАЗа пропадала продукция."

29 июня 2005 года было возбуждено уголовное дело в отношении неустановленных лиц по факту неуплаты налогов ТоАЗом. В ходе следствия было установлено, что Владимир Махлай совершил мошеннические действия с акциями ОАО. Следствие считает, что в результате этих действий доход тольяттинского предприятия был занижен на сумму более чем 1,2 млрд рублей и, соответственно, завод недоплатил в бюджет 280 млн 375 тыс. рублей налогов. По этим эпизодам Владимир Махлай и Александр Макаров обвиняются по ст. 199 ч. 2 УК РФ ("Уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере").

В декабре 2005 года Следственный комитет МВД РФ объявил в розыск председателя правления ОАО "Тольяттиазот" Владимира Махлая и управляющего завода Александра Макарова. Тогда же было озвучено, что Махлай обвиняется в мошенничестве в крупном размере, кроме того, он и господин Макаров обвиняются в уклонении от уплаты налогов.
Начальник пресс-службы следственного комитета МВД РФ Геннадий Мельник заявил: "Если ранее господа Махлай и Макаров могли привлекаться только как свидетели по делу, то теперь, после вынесения постановления о привлечении их в качестве обвиняемых, их объявили в розыск. Известно, что обвиняемые скрылись от органов следствия за границей"

В 2005 году Махлай перебрался в Швейцарию, потом в Лондон. Вслед за ним в Британию уехал и исполнительный директор завода Александр Макаров. По словам адвоката тоазовцев Сергея Замошкина, следователи уговаривали Макарова дать показания против шефа, обещая избавить его от уголовного преследования, но он предпочел покинуть страну. В декабре 2005 года обоих руководителей ТОАЗа объявили в международный розыск по линии Интерпола.




По информации журналистов, Макарову в Лондоне живется достаточно комфортно. Он продолжает заниматься имущественными делами ТоАЗа. В период нахождения Макарова в розыске, его бывшая супруга проживала в Тольятти и являлась владелицей двух дорогостоящих коттеджей на территории т. н. туристической базы ООО «Тиво». Сына Макаров перевез за границу.

В 2007 году конфликт разгорелся с новой силой. В ноябре 2007 года против них было заведено новое дело по инициативе офшорной фирмы с Британских Виргинских островов "Трингал Эквитис Инк", утверждающей, что ОАО "Тольяттиазот" задолжало ей как акционеру 30 млн руб. дивидендов.

В постановлении СК при МВД о возбуждении против них нового дела по ст. 201 УК РФ ("Злоупотребление полномочиями") указано, что господа Махлай и Макаров подозреваются в умышленной неуплате руководимым ими "Тольяттиазотом" дивидендов за 2005 год в размере 30 млн руб. заявителю - фирме "Трингал Эквитис Инк", а также в размере 79,1 млн руб. еще одной офшорной фирме "Мата Трейдинг Лимитед", владеющей более 5 млн акций.

Адвокат Сергей Замошкин, защищающий Махлая и Макарова, заявил на суде, что ранее "Трингал Эквитис Инк" добилась возбуждения аналогичного дела против них в Самарской области, однако впоследствии оно было прекращено. По мнению господина Замошкина, "все эти дела - часть кампании, направленной на завладение активами 'Тольяттиазота', то есть инструмент рейдерской атаки".

Весной 2008 года судья Елена Валявина заявила, что накануне рассмотрения дел по ТоАЗу ей звонил сотрудник администрации президента Валерий Боев и требовал пересмотреть итоги приватизации «Трансаммиака» в пользу государства, намекая, что в случае отказа ее полномочия судьи не продлят. Однако суд встал на сторону «Тольяттиазота» и в делах, связанных с аммиакопроводом, и в налоговых спорах.

Несмотря на это, Следственный комитет МВД продолжал требовать экстрадиции Махлая и Макарова из Великобритании. Но Вестминстерский магистратный суд расценил доводы СК МВД незначительными. Принимая решение об отказе в экстрадиции, суд также учел показания экспертов - профессоров Ричарда Саквы и Билла Боуринга, рассказавших о том, что в силу особенностей российского правосудия по возвращении на родину Махлай может стать жертвой режима и потерять собственность.

Из рассказа Анатолия Иванова:
"Вот, что сказал мне еще в 2009 году один из заместителей министра внутренних дел: вы же умный человек, поэтому должны понимать, что мы в этом деле пешки, нам сказали возбудить уголовное дело - мы возбудили, скажут прекратить - прекратим. Можно предположить, какой уровень власти задействован в этом процессе! К сожалению, такова наша действительность".

1 апреля 2010 года обвинения с Махлая и Макарова в России были сняты. Это произошло потому, что в начале 2010 года вступило в силу правило преюдиции. По нему милиция и органы дознания должны принимать решения судов без дополнительной проверки. Так как Махлай выиграл все аналогичные споры в арбитраже, уголовное дело надо было закрывать.

Следственный комитет при МВД РФ прекратил уголовное дело №290823 против руководителей ОАО «Тольяттиазот» на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ, то есть за отсутствием в действиях Владимира Махлая и Александра Макарова состава преступления. В постановлении о прекращении уголовного дела было сказано следующее: «1. Прекратить уголовное дело № 290823 на основании п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ, то есть за отсутствием в деяниях Махлая В.Н. и Макарова А.В. состава преступления. 2. Прекратить уголовное преследование Махлая В.Н. и Макарова А.В. на основании ч.3 ст. 24, п.2 ч.1 ст. 27 УПК РФ, то есть в связи с прекращением уголовного дела. 3. Отменить избранную в отношении Махлая В.Н. и Макарова А.В. меру пресечения в виде заключения под стражу. 4. Признать за Махлаем В.Н и Макаровым А.В. право на реабилитацию, разъяснив им порядок возмещения вреда. 5 О принятых решениях уведомить Махлая В.Н. и Макарова А.В., разъяснив им порядок их обжалования. 6. Копию настоящего постановления направить заместителю Генерального прокурора Российской Федерации».

В последующие годы борьба за активы ТоАЗа шла с переменным успехом. Однако, Макаров не рискует возвращаться в Россию (по моим данным), хотя по прежнему получает свои дивиденты...

Если в первом полугодии 2014 года средняя зарплата рабочего на ТоАЗе снизилась до 29,6 тыс. руб. (в 2013 году было 33,5 тыс. руб.), то пятеро членов совета директоров предприятия за этот период уже успели выплатить себе 705,4 млн руб. Это около 141 млн руб. на каждого. Счастливые миллионеры - это председатель совета директоров Сергей Махлай, сын основного владельца завода Владимира Махлая, Александр Макаров, Вячеслав Суслов, Петр Орджоникидзе, а также продолжающий находиться в международном розыске по обвинению в мошенничестве генеральный директор Евгений Королев. Директора ТоАЗа и раньше ни в чем себе особо не отказывали - в 2013 году они получили 459,6 млн руб (источник).



Читать другие главы "Диггеры 90-х"- http://ivanetsoleg.livejournal.com/26476.html

олигархи, Бандитский Тольятти, Криминальная губерния

Previous post Next post
Up