Abbaye de l'Epau - Аббатство Эпо

Jun 30, 2010 20:43

Раз в неделю мы ходим "гулять".
Гулять в нашем случае - это уехать на окраину города и топать несколько километров в выбранном направлении по загородным окрестностям. Возможно, я попробую сделать как-нибудь общую подборку фотографий с этих прогулок.
Но в этот раз наш путь лежал через Аббатство Эпо "Abbaye de l'Epau".
Аббатство это было построено по приказу Королевы Беранжер (Беренгарии Наваррской), женой Ричарда Львиное сердце, в 11 веке монахами-цистерцианцами.
Подробнее можно прочитать здесь о Беранжер и здесь о цистерцианцах.
До окончания строительства королева не дожила и была с почестями похоронена в специальном зале, в великолепной гробнице. В какое-то время оригинальную гробницу перевезли в Англию и сейчас в монастыре лишь её копия.
Монастырь не однажды захватывался, то разбойниками, когда Орден ослабел, то революционно настроенными крестьянами, то английскими войсками, то прусскими. Одно время в стенах собора был устроен крестьянский сарай для хранения сена.
Затем государство выкупило монастырь и сейчас он находится под его охраной. Здесь проходит главное действо фестиваля "Европа-Джаз", что для меня удивительно, различные концертные мероприятия.
Но, хватит разговоров. В путь.
Вот на этой развилке мы уже бывали, одна стрелка показывает направление к Ферме, где проходил Праздник Хлеба, а вторая отправляет нас в Аббатство.




В Средние века любой монастырь строился как укрепительное сооружение, частенько монахам приходилось отстаивать свои владения. Вот эта круговая кладка дает понятие о том, что когда-то по бокам стояли сторожевые башни, да и старая часть забора сохранила былую крепость. Это последняя линия обороны монастыря.





При входе через мост проходишь над обводным оросительным каналом, который прорезает по периметру весь внутренний парк, местами ответвляясь в более тонкие русла.



Вид на аббатство при входе.





Здесь видно, как к старой части монастыря были позже пристроены более новые, более светские.



Старые стены очень отличаются и способом укладки, и цветом камня.





Сохранились старые солнечные часы на стене.



Мы проверяли уже не раз, время они показывают верно (с поправкой на один час, который отняли когда-то).



Проходим через одну из комнат монастыря - "тёплую", как её называют. Здесь готовили еду в камине и это единственная обогреваемая комната была во всем монастыре.
Камин огромен. Я со своими 170 см роста вошла в него не пригнувшись и еще место осталось. К стене камина прикреплены железные огромные приспособления, которые раскладывались, скреплялись и можно было подвесить котел или закрепить тушу животного целиком и готовить, а дымоход замурован.
К сожалению, роспись сводов и обстановка не сохранены и даже не восстановлены, а комната настолько темная, что сфотографировать что-то очень сложно.





Часть проемов замурованы, они позволяли монахам из соседнего скриптория не замерзнуть, потому что часть теплого воздуха поступала в соседний зал, где они переписывали свитки, книги, манускрипты.
Сейчас в каждое помещение можно попасть только через улицу, а раньше бОльшая часть из них была соединена переходами.





Скрипториум, конечно, впечатляет размерами, толщиной стен (обратите внимание на окна), каменными сводами (кстати, это я уже путаю или все же мне эти своды правильно напоминают некоторые палатные комнаты бояр в России?). Местами в стенах есть небольшие ниши с дверцами, этакие сейфы (сейчас, скорее всего, там какие-нибудь рубильники припрятаны). Свет в скриптории сенсорный, включается когда достигаешь какой-то определенной точки, пройдя от ступенек пару шагов и выключается при выходе.





Между проходом в парк и сакристие находится склеп Королевы Беранжер. На крышке гробнице возлежит искусно выполненная фигура королевы в свадебном наряде и с иконой в руках. Ноги её попирают льва - гербовый символ королевского дома Англии и её мужа, Ричарда Львиное сердце. Росписи практически не сохранились, лишь местами проступают гербы королевских домов Наварры и Плантагенетов. Вообще, для романского стиля характерны росписи стен и колонн, каменных фигур.











Рядом со входом в собор расположена каменная ниша. Это - публичная библиотека монастыря. Здесь любой желающий мог взять тщательно переписанные монахами книги с литургиями, учебники арифметики, медицины, логики, труды Овидия, Цицерона, Гиппократа, Платона, Аристотеля и т. д.







В главный храм можно попасть через сакристий, остальные входы закрыты.



Здесь стены и колонны сохранили более четко проступающие росписи, в нишах когда-то стояли вазы с дарами. Ни одна колонна не повторяется, они все разные по форме как капителей, так и пяточной части.







Из сакристия заходишь через низкую дверь в главный зал и попадаешь в поток розовато-белого света. Он очень, очень светлый и воздушный внутри, этот собор. Нет сумрака и давящих стен, а огромный главный витраж во всю стену и вовсе поражает.



Удручающее впечатление производит, конечно, полное запустение и признаки ограбления и просто варварства.
Хоть цистерцианцы и отличались своей аскетичностью и отказом от роскоши, но все же видно, что храм был когда-то украшен скульптурами.







Местами только на вас взглянет почти из-под потолка чье-то уцелевшее лицо.



Удивительно, но сохранилась и скульптура одного из очень почитаемы во Франции святых - Сан Себастьяна. Судя по стилю, алтарная часть была переделана в более позднее время, слишком уж пышное убранство, абсолютно не характерное для Средних веков.



Но стертые коленями многих поколений монахов и прихожан плиты могли бы нам рассказать многое, если бы могли говорить.



Интересна и история витражей.
В 10-11 веках было запрещено изображать сцены и фигуры Святого писания и монахи спрятали их очень искусно, зашифровав в формах, пересечениях линий и цвете. При этом, еще не было так распространено цветное стекло, многоцветье витражей периода готики сменили простоту романского стиля.
При желании можно попробовать разглядеть фигуры и сцены. Если получится.











А это Северные ворота. Самые простые и грубо сделанные. Через них выносили после отпевания гробы на монастырское кладбище.



Монахи в кельи могли пройти по этой лестнице, но сейчас она используется только в качестве запасного выхода.



В дортуар - келейную часть - можно было пройти и с улицы, а не только через храм.



В этой части постоянно проводятся разного рода концерты, вот и в этот раз там расставлены были стулья, мы своим присутствием мешали тянуть провода и настраивать свет, вызывая глухое ворчание и игнорируя его.
Деревянный потолок в дортуаре напоминает перевернутое дно огромной лодки. Каждое окно - признак того, что здесь была келья, размеры которой можно представить по ширине окна. Плюс ко всему, помещение никогда не отапливалось.







Внутренний двор монастыря представляет собой небольшое квадратное пространство с многоугольным фонтаном в центре.





Аббатство содержит множество тайных помещений, непонятных дверей и проходов неизвестного теперь назначения.



Понятно, что одна из дверей могла вести по деревянному настилу в колокольню, которая не сохранилась, о всех остальных можно только строить предположения.







А такие каменные календари-часы стояли раньше по всему городу, пока их не заменили изобретения Боле в конце 19 века.



Еще немного аббатства и пора идти по задуманному маршруту. Но я точно знаю, что еще не раз сюда вернусь.



Ле Манс

Previous post Next post
Up