Эмоционально. О Сурхандарье, сурхандарьинской вышивке и магической байсунской тюбетейке

Dec 13, 2011 14:42

Признаюсь, пристрастна.
Вышивка сурхандарьинских мастериц одна из самых любимых. При виде пестрых, рубчатых, словно ковровых, тюбетеек теряю волю и хорошо чтобы у меня при этом с собой совсем не оказалось денег.

Ташкент. Старый город. То самое место, где когда-то стоял знаменитый ресторан Гулистан. Теперь здесь, на холме, вырос огромный современный выставочный комплекс. Проходит очередной ART- базар 2011. Второй в этом году. Как всегда сурхандарьинских мастеров мало. Единственный стенд. Я вижу его издалека. Яркие тюбетейки, сюзане и чапаны, кажется, источают сияние. Я надолго замираю перед стендом. Ко всему можно прикоснуться, рассмотреть, примерить, про все-все расспросить.

- Ты опять хочешь купить такую тюбетейку?
- Смотри какая она красивая!!! У меня такой нет…
- У тебя таких уже пять!
- Те другие! Ты что, не видишь, что они разные?!
Нет, ну посмотрите, они же совсем разные:



Самобытность сурхандарьинской вышивки объясняется прежде всего тем, что это очень удаленный и обособленный регион. Отделен он от основной части Узбекистана с севера -высоченным Гиссарским хребтом, с востока - хребтом Бабабтаг, с запада - не меньшими хребтами Кугитангтау и Байсунтау. Лишь между этими, последними, хребтами есть высокогорная дорога через перевал из Кашкадарьи в Сурхандарью. Иначе, «только самолетом можно долететь». Потому что с юга - там Афганистан. За хребтами - Таджикистан и Туркмения.
Вот так, охраняемый, словно стражами, каменными грядами подпирающими небо, живет маленький оазис - Сурхондарья. Это родина многих чудес. Там придумали невероятно вкусный тандир-кабоб. И изобрели уникальную технику вышивки - "пильта-дузи". Эта вышивка - золотое наследие Узбекистана.
Столь занятную рельефную поверхность вышитым изделиям придают скрученные полоски бумаги, которые накладывают на основу и обшивают особой разноцветной гладью. Создается эффект широких импровизированных ребер, каждое из которых отделяется друг от друга узором, выполненным одним поперечным широким стежком. Ощущение теплоты и объема от изделий потрясающие. Это вам не какая-то там 3D графика! Это можно потрогать, это можно носить.

Я не знаю, что почувствуете вы, когда вам впервые доведется прикоснуться к этому чуду - байсунской тюбетейке. Но меня охватывает беспричинное вселенское счастье. Проблемы и неурядицы меркнут, и, кажется, что мир так добр и красив. Это особая магия. Что лежит в её основе - воздух ли и земля Сурхандарьи, или какие-то нашептывания мастериц, а может линии узоров - не знаю.
Но еще мне кажется, что если человек одевает на голову байсунскую рукотворную тюбетейку, он начинает излучать свет и становится несказанно красивым. Поверьте мне, я столько раз проверяла. Наверное острый конус ее, направляясь в небо, словно антенна, улавливает какую-то чудесную, неведомую нам энергетику, и она делает нас другими.



Итак, про конус я объяснила, про секрет формирования узора почти рассказала. Теперь узор. Стиль его не меняется на протяжении многих веков. Каждая цветовая комбинация фрагментов имеет особый сакральный смысл. Так, белый элемент, который смотрит на вас с фотографии - это рожки барана, "кочкорак", желтый - «пахтагуль», цветок хлопка, по бокам белый и ромбовидный - «пахта», сам хлопок.
У тюбетейки достаточно высокий бортик. По низу его украшает особая полоска - джияк. Она тоже сплетена вручную и имеет магический смысл, это оберег от злых сил, поэтому он идет по тюбетейке ободом, словно защищая голову со всех сторон.

Современные мастерицы в подобной технике вышивают не только тюбетейки, но и сумки, сумочки, чехлы для очков и сотовых телефонов и др. Любое изделие, выполненное в технике пильта-дузи, очень плотное и объемное, словно фрагмент ковра. Прекрасно держит форму многогранника, и сносу им нет. Сами попользуетесь, еще детям и внукам передадите.



Каждая тюбетейка, даже круглая, имеет на верхней плоскости строго четыре сектора. Глядя на тюбетейки, вам может показаться, что секторов 6 или 8. Иллюзия это… Иллюзия геометрического или мистического толка. Неоднократно считала - только 4.
Объяснила же, что байсунская тюбетейка - вещь магическая.

Ниже детская или подростковая тюбетейка. Вышитый шелком стеганый бархат. Украшена сложным джияком. На плоском верхе тюбетейке- «эгизгуль», цветы-близнецы по одному на каждую сторону цвета. По высокому бортику солнца и дорожки - обереги. Их непременно по четыре.



Рассматриваем сурхандарьинские чудеса далее. На фотографии наволочка, расшитая в стиле сюзане.
Скажете странный цвет ткани, блеклый рисунок и т.д.?
Тогда нужно пояснить:
Ткань из чистого хлопка соткана вручную на станке.
Окрашена натуральным красителем, растертым вручную.
Нити вышивки - это натуральный шелк нашего узбекского шелкопряда.
Краска, которой окрашены нити - это только природные компоненты, приготовленные по старинным секретным рецептурам.
Каково?!
На наволочке лежит древний национальный инструмент чангкобуз. По физической сути своей - это камертон, для которого нужен резонатор - человеческая ротовая полость.



Ну и не обойдем вниманием яркий мужской, сурхандарьинский чапан. Он сильно отличается цветом и узором от чапана ферганского, бухарского или ташкентского. Как «сурхандарьинский» его знают разве что знатоки. Чаще называют «афганский». Такие чапаны, представители всяческих международных гуманитарных фондов и американские солдаты, массово привозят из Афганистана.
Ну и что удивляться? В нашей Сурхондарье тот Афганистан буквально через реку и мост.

Однако этот чапан на стенде - ручной работы, сшитый и простеганный руками наших узбекских сурхандарьинских мастериц. Стоит он совсем не дорого. Недорого, если представить себе весь процесс работы по раскрою чапана, прокладыванию его ровным слоем натурального хлопка, а потом многочасовое пристегивание его мелкими стежками...
Так приходишь к выводу, что его тебе просто дарят, а ты немножко денег в ответ даешь, а то совсем неловко даром такое чудо брать.



Ну только представьте, как вы, такой весь брутальный мужчина, выходите со сна выпить чашку утреннего кофе. В эдаком роскошном, теплом и мягком чапане, накинутом буквально на голое тело… Так вы ж буквально излучать сполохи света будете. А если вы еще и на балкон выйдете, так просто, чтобы свежего утреннего воздуха вдохнуть, да потянуться…
Эдак, по вашей улице еще сутки золотые и оранжевые солнечные зайчики будут гулять.
А если на вас еще и байсунская тюбетейка…
Вы ж в этот день мир перевернуть сможете, а не то что в свой офис сходить и успешно поработать.

Сурхондарё.
Маленький оазис, который оберегают со всех сторон скалистые горы-гиганты, подпирающие небо. Здесь придумали вкуснейший тандыр-кабоб и удивительную технику вышивки пильта-дузи.
Я вновь и вновь перебираю свою коллекцию драгоценных камней. У меня их уже пять. Наш Ташкент - это сверкающий алмаз, Самарканд - таинственный изумруд, Бухара - старинный рубин, Ферганская долина - нежная жемчужина. Теперь у меня есть Сурхандарья - магический сердолик. Сердолик столь простой и не броский, но загадочный и целительный.

Вновь возвращаемся из сказки в будни.
Ташкент. Мой офис. Я собираюсь в перерыв «сбегать» на выставку.
- Ты, барышня, денег с собой бы не брала, оставь на проезд только,- задумчиво произносит коллега, не отрывая взгляд от монитора
- Да, ладно, чего ты, я ничего не собираюсь покупать
- Угу, главное, чтобы на выставку Сурхандарья не приехала…

Ну и подумаешь! И купила всего-то только сумку. Ту, с третьей фотографии, вышитую ромбиками в синих тонах. Качество ковровой вышивки пильта-дузи на ней удивительное!
Я же не просто так купила, а для того, чтобы носить её с наслаждением. Тем более, что туда листы формата А4 аккурат помещаются, складывать не придется.

Искусство Узбекистана, Узбекистан, Ташкент

Previous post Next post
Up