И снова мы попытаемся разгадать какую-нибудь загадку, которая попалась нам на глаза.
В начале года я попытался определить марки машин в одном из романов Ричарда Старка (начало расследования
тут, продолжение
здесь).
Сегодня у нас на очереди - неразгаданные самолеты.
Вот такие конфеты выпускает родное белорусское предприятие. "Стюардесса" называются.
Несмотря на то, что художник почему-то нарисовал самолетик без задних крыльев, есть вероятность узнать, что же именно он хотел изобразить.
По картинке видно, что самолет этот - триджет, то есть с тремя реактивными двигателями. При этом два находятся на крыльях, а один - в хвостовом стабилизаторе. Это существенно сущает круг поисков. Настолько существенно, что можно сказать, что и точный ответ уже не за горами. Отметим, что, как правило, у трехмоторных реактивных самолетов двигатели стараются размещать в задней части: два - у задних стабилизаторов (крыльев), один - в хвосте. Такую компоновку имеют Як-40 и Як-42, Ту-154, Boeing 727, Hawker Siddeley Trident. И лишь три модели имеют отличную компоновку: два мотора - под плоскостями (крыльями), третий - в хвосте. Это McDonnell Douglas DС-10, его модернизированный вариант McDonnell Douglas MD-11 и Lockheed L-1011 TriStar, герой "Лангольеров" Стивена Кинга.
А теперь давайте посмотрим внимательно на хвостовой двигатель. Видите - он как буто просто врезан в вертикальный стабилизатор. У подавляющего же большинства моделей с хвостовым мотором "выходное отверстие" двигателя не находится на одной оси с "входным отверстием". Иными словами, поток воздуха изгибается и выходит ниже точки входа. Для подобной конфигурации есть специальный термин:
S-duct. Считается, что такая конфигурация сложнее и дороже в изготовлении, однако легче в обслуживании и снижает коэффциент аэродинамического сопротивления на 2-4%, а также снижает массу самого самолета. "Прямой выхлоп" же, наоборот, проще изготовить, но в остальном он приносит лишь неудобства. Так вот, из трех перечисленных выше машин - Это McDonnell Douglas DС-10, McDonnell Douglas MD-11 и Lockheed L-1011 TriStar - лишь "Дугласы" имеют "прямой выхлоп", а "Тристар" изготовлен по более привычной технологии.
Исходя из того, что у самолета на конфетах короткий корпус и нет винглетов-законцовок, можно предположить, что это скорее
DС-10, нежели MD-11.
А вот еще похожий самолетик - это уже вывеска кафе возле минского аэропорта. Здесь тоже можно с уверенностью сказать: Douglas DC-10! Более того, он раскрашен в характерную старую бело-голубую ливрею "Аэрофлота", а ведь с 1995 по 2009 у "Аэрофлота" как раз был грузовой DC-10.
А вот так красавец Douglas DC-10 выглядит вживую:
До сих пор в строю около сотни из почти 450 выпущенных самолетов, преимущественно в грузовых, военных и спасательных модификациях.