Синема - Пианистка (2001); Гильда (1946); Женщина есть женщина (1961)

Aug 03, 2014 06:27

В рамках финального тура рулетки обозреваю три фильма, скандально-известный Ханеке, классический нуар и Годар, что само по себе оказалось жанром. В целом тур вышел интересный, если б я, как всегда, не отложил всё на последний день.



"Пианистка" (La Pianiste, 2001; реж. Михаэль Ханеке)
Решил начать просмотр с чего поновее, в кои-то веки мне попалось что-то из двадцать первого века. Известнейший Ханеке, которого до этого я видел один фильм, и он как-то меня в принципе не задел. С "Пианисткой" всё прошло получше, но фильм крайне тяжело смотреть, он такой медленный, тянучий, где-то депрессивный.


Вообще мне знакома тема, сам отбабахал семь или шесть лет в музыкальной школе на фоно, так что было где-то приятно понастальгировать. Но вот что моя учительница могла оказаться такой, как эта героиня, лучше и не допускать. Центральная тема фильма - руки, как мне показалось, что одни и те же руки могут выдавать божественные звуки Шуберта и Баха, давая жизнь старым произведениям, лупить пощечину матери, подкладывать стекло в карманы и наяривать хозяйство парню на лет двадцать тебя в туалете. Это интересный мотив с руками, конечно.


Как Финчер, Ханеке препарирует человеческую сущность и его психологию, подчас приобретающие странные формы и приходящие к ужасным выводам и последствиям. Мы не знаем, почему главгероиня стала такой шибанутой на голову, и откуда вообще в ней это взялось, с её точки зрения, так она нормальный человек, ищущий своей любви, пусть и в причудливых видах. По психологии характеров фильму пять, но вообще мне как-то так далека эта тема, что героиня с её тараканами меня мало трогает, жаль было лишь невинно пострадавшую девчонку, остальные сами виноваты, наверно.

Сыграно всё мощно, в принципе. Особенно центральная роль, передавать эмоции легким движением края глаза, или на секунду возникающей полуулыбкой, такая скупая мимика, но очень говорящая, и передать её, как кажется, было очень тяжело.

Фильм, повторюсь, сильный, но возникает ощущение, что автор просто "троллит" зрителя, сажая его в неуютные ему ситуации, в моем случае у него почти получилось, если б мне была близка тема извращений и сумасшествий. Думаю, посмотреть стоит всем, чтобы сложить своё мнение, в принципе, ничего провокационного по итогам и нет, а скупая съемка все-таки позволяет паре эпизодов запасть в память. Вероятно, один из лучших ханекевских фильмов, просто не был близок мне. 7 из 10.




-----------------------------------------------



Гильда (Gilda, 1946; реж. Чарльз Видор)
Первый мной посмотренный классический нуар. Судя по жанру по таким фильмам, как город грехов, всё ждал то погони, то секаса, то ультранасилия, потом понял, что сороковые же, и, кроме целомудрия и песен, ничего ждать не стОит. По сюжету парень Джонни нанимается к владельцу казино, занимающегося нелегальным параллельным бизнесом, в помощники, делает карьеру, пока не знакомится с его женой Гильдой, роковой женщиной, за которой ему велено присматривать боссом.


Вот прям отличное кино, вроде бы не богато на события, но закадровый голос, четкие, запоминающие диалоги, костюмы и антураж, все это заменяет динамику, обволакивая бархатом и окутывая сигаретным дымом. Тут так все курят, что самому хочется пойти и затянуться, шоб як у кино было. Каст грамотный что титульный Джонни, так упертый, где-то изворотливый, но прямолинейный и принципиальный герой. Но весь фильм делает Гильда и сыгравшая её Рита Хэйворт. Вот вроде не сказать, что прям красотка, и плечи широкие, и тд. но как скажет что-то, как запоет низким голосом, как улыбнется или сверкнет глазами из-за рассыпавшихся по плечам кудрей, и чуешь, что потек, чуешь, что пропал, вот ведь роковая женщина и удивительная актриса.


Сюжет пересказывать незачем, есть и пару неожиданных вещей, и вообще все грамотно что даже нечего и добавить, знакомство с нуаром состоялось хорошо, и я так понял, что этот жанр настолько кинематографичен, что он вечен, да, эмоции гипертрофированы, а люди так в реале не говорят, какая к черту разница, когда на экране творится магия, ткётся дымом непередаваемая атмосфера, в которую хочется снова вернуться. Как по мне, так легенда, из которой потом вырастали фильмы и жанры, а кому-то Гильда помогла сбежать потом много лет назад из одной из самых известных тюрем, а вы говорите, нуар, а вы говорите, 46-й год.

Вердикт. Практический идеальный представитель жанра, все как надо и идеально дозировано, ещё долго потом напевал блюзовую песенку героиню вслух. Западает. 8 из 10.




-----------------------------------------------



Женщина есть женщина (Une femme est une femme, 1961; реж. Жан-Люк Годар)
Героиня хочет от своего мужа ребенка, но тот не готов пока к этому, они ссорятся, она тусит с Бельмондо, и вообще ведет себя как типичная женщина. Вот вам и весь сюжет.


Вот я такого странного кина давно не видел, вот видел сюр, и знал, что это сюр, вот видел индийский арт-хаус-мюзикал, но вот такой жанр, как здесь, трудно определить. и я назвал этот жанр "годар". Вот какой-то прям театр абсурда порой, и я долго настраивался на нужный лад. Потому что вроде и тема серьезная но герои гуляют с торшером над головой, обижаясь, разговаривают друг с другом заголовками книг, то и дело глядят в камеру, разрушаю "четвертую стену", и вообще. То они травят байки, то говорят странными диалогами, но вообще пару раз улыбнулся я чисто с речевых шутих.

Всех переиграл редкий, но меткий молодой Бельмондо, вроде и ниче не делает, а крутой. Когда рассказал житейский случай-анекдот, так вообще поднял себе баллы до уровня небожителя. В принципе, мужской каст сильнее женского, и это при таком-то названии.


Если автор хотел создать что-то новое в искусстве, у него почти вышло, некий жуткий микс жанров и хохм, с документальной камерой, придумками, где-то гэгами, где-то странным монтажом и заигрыванием со звуком. Уже в такие годы автор не боялся экспериментировать со старым жанром, давая последующим поколения киноделов море идей и готовых форм. По-моему, это круто, если б не было так непривычно. Но все проникнуто ухом Франции, а где-то напоминает Амели, вероятно, Жене чего-то такого насмотрелся много лет спустя. Рекомендую на свой страх и риск, история банальна, концовка стерта, скорее фильм-анекдот, почти тривиальный, но привлекающий больше экспериментальностью, чем сюжетом или актерской игрой. Проникнуто духом французского абсурда. 7 из 10.


гильда, обзоры, годар, рулетка, ханеке, кино

Previous post Next post
Up