Мифы о Православии: концлагерь для баптистов

Feb 27, 2011 16:37

С недавнего времени по протестантским сайтам, форумам и группам гуляет статья о III Всероссийском миссионерском съезде в г. Казани в 1897 г., где православный митрополит Мелетий, якобы, предлагал создать для баптистов концлагеря.

Вот выдержка из этой статьи: "Одним из главных докладчиков на Третьем Съезде был митрополит Мелетий, управляющий Рязанской епархией. Именно он предложил вниманию участников Съезда свой чудовищный проект создания специальных концлагерей за полярным кругом для «штундо-баптистов». Мелетием Рязанским были продуманы условия содержания евангельских христиан в специальных бараках. Был им продуман и минимальный рацион питания, позволяющий с одной стороны верующему не умереть от голода, но с другой не жить нормальной жизнью. Этот убеленный сединой «святитель» позаботился и о пулеметных вышках и о рядах колючей проволоки вокруг деревянных бараков для мужчин и женщин. Христиан евангельских общин предполагалось в этих местах заключения изнемождать непосильным трудом."

Дата съезда 1897 г., а первый пулемёт действующий от энергии патронов был изобретён американцем X. С. Максимом (1883) и впервые применён в англо-бурской войне 1899-1902. Пулемёты были доставлены в Санкт-Петербург в середине 1899 года. Поставлять пулемёт «Максим» на вооружение русской армии начало предприятие «Сыновья Виккерс и Максим» в начале 1899 года.
Митрополит, оказывается, был ещё и путешественником во времени, т.к. предлагал затащить на вышки вот такую "дуру", которую в 1897 году в бою ещё никто не видел.

Статья так же свидетельствует о том, что "Особенной отличительной чертой этого Съезда была ярко выраженная «антиштундистская», антиевангельская направленность, т.к. главным образом все решения Съезда были направлены против проповедников Евангелия из простого народа и против всякого духовного пробуждения."

Но, согласно следующему тексту, главной темой там были хлысты.

Темы обсуждения самого съезда:

В 1897 г. при Святейшем Синоде был возбужден вопрос о необходимости созыва в текущем году Всероссийского миссионерского съезда , который и назначено созвать 22 июля с. г. в г. Казани - «самом развитом центре в отношении миссии» . От епархий на съезд должны были явиться по три делегата (два миссионера, противораскольнический и противосектантский, и преподаватель местной семинарии по кафедре обличения сектантства) . В задачи съезда входило:

1) обзор миссионерской практики обличения сектантского лжеучения (способы, средства, методы воздействия);

2) обмен «обширным материалом миссионерского опыта»;

3) обсуждение вопросов административного порядка (устройство миссий, служебное положение ее деятелей) .

Был также предварительно выработан проект вопросов , которыми должен был заниматься съезд. В первую очередь собирались решить вопросы, связанные с сектантством (рационалистическим и мистическим), далее подвергнуть обсуждению миссионерскую методику и вопросы административного порядка .

Итак, 22 июля 1897 г. в г. Казани в здании духовной академии открылся III Миссионерский съезд. На заседания прибыло около 200 делегатов из епархий, миссий, церковных организаций, братств, монастырей, учебных заведений.

После выступления высокопреосвященного Владимира, архиеп. Казанского и Свияжского, который, судя по его выступлению, плохо разбирался в вопросах миссионерства, выступил сенатор В. К. Саблер с приветственным адресом от Святейшего Синода, а также, как человек ревностно любящий дело миссии, сказал и от себя слово. В своем выступлении он изобразил образ миссионера, его нравственные качества: миссионер должен быть готов к самопожертвованию, вся его деятельность должна быть «направлена к тому, чтобы помочь пастырям Церкви оградить православных от совращения в ереси и расколы. Миссионеры, зная хорошо приемы, употребляемые сектантами, могут предотвращать совращение» . После того как профессор Н. И. Ивановский, товарищ председателя съезда, зачитал его программу, началась работа комиссий съезда.

Для удобства все вопросы, которые должен был решить съезд, реше-но было распределить по созданным комиссиям. Таких комиссий было создано семь:

1) по вопросам единоверия;

2) по разработке вопросов о правах и обязанностях миссионеров (здесь же должны были переработать правила о миссии);

3) по пересмотру каталога книг, потребных для успешной деятельности миссионеров;

4) преподавательская по разработке вопроса о постановке преподавания истории и обличения расколосектантства;

5) о преподавании Закона Божия;

6) о новейшем сектантстве;

7) по разрешению недоуменных вопросов, встречающихся в практике противосектантских миссионеров .

Совещания съезда носили более дидактический характер, нежели академический. За все время съезда было 14 общих заседаний и более 35 заседаний комиссий . Были проведены и публичные собеседования со старообрядцами, собиравшие сотни людей и имевшие своей целью учить неопытных миссионеров полемическим приемам. Беседы наглядно показали, какие субъекты плодят в народе лжеучения и кто владеет сердцами масс, а также в какой психическо-болезненной среде приходится действовать слову убеждения миссионеров .

В праздники, свободные от занятий часы миссионеры посещали казанские древние храмы и обители для поклонения их святыням. Так, например, 3 августа члены съезда ездили в Свияжск поклониться свт. Герману Казанскому .

Но враг не дремлет, и во время заседаний съезда в либеральной печати (газетах Русские Ведомости, Неделя, Новости) стали появляться различные заметки издевательского содержания, обвиняющие миссионеров и съезд в измышлении неких средств не для мирного обращения в православие, а для порабощения . По выражению А. Б. Ефимова, «началась травля миссионеров и миссионерского съезда» . Эти голоса еще более убедили миссионеров в том, что необходимо обсуждать вопросы сектантства и принимать в отношении его конкретные меры.

После описания общего хода работы съезда стоит коснуться постановлений съезда, чтобы получить возможно более полное представление о его роли и значении.

Сектантство. Первый вопрос, подвергшийся участниками съезда тщательному анализу, был вопрос состояния сектантства, которое понима-лось как отклонение в развитии религиозного сознания. Важность этого во-проса отмечалась еще на I Миссионерском съезде, ныне же с особой остротой была подчеркнута его важность; как сказал В. М. Скворцов: «Русское государство, Православие и самодержавие - все это так органически тесно связано между собой, что все вопросы веры и Церкви у нас на православной Руси в то же время суть и вопросы государственные », поэтому охрана православия от расколо-сектантства - задача не только Церкви, но и государства.

Рассмотрению были подвергнуты следующие секты:

Мистические: хлыстовство, шалопутство, прыгунство , мормонство , ново- и староскопчество .

Хлыстовство было всеми единогласно названо гнуснейшей и опаснейшей из всех русских сект. Его очень трудно узнать, адепты секты тщательно маскируются под православных, хотя на деле весьма опосредованно относятся к Православию. Съезд на основании разбора истории секты и ее учения, сформулировал характерные признаки хлыстовщины: а) неупотребление алкоголя, брезгливость к деторождению, когда приходят на исповедь, то говорят не «грешен», а «грешен батюшка»; б) не едят свинины; в) в храме неблагоговейны; г) во время собраний общины практикуют свальный грех. Съезд, признав все перечисленные признаки как гнуснейшие, высказал пожелание, что причащаться таким людям, если они заподозрены в принадлежности к этой секте, можно только после принародного отречения от хлыстовства .

Рационалистические: адвентизм , малеванщина , баптизм, штундизм, пашковщина , толстовство , секта иеговистов , духоборство и немоляки .

Примерно таким образом, как описана секта хлыстов, характеризова-лись и прочие секты. По знаменитому выражению Н. И. Ивановского, «сек-тантство рационалистическое представляет собой море великое и простран-ное, в нем же гади, ихже несть числа, и вредоносные животные малые с великими» , посему и меры борьбы с ними должны быть разнообразны.

Раскол. Было на съезде уделено внимание и расколу, особенно таким толкам как спасово согласие (не принимают св. крещения), странники, или бегуны, и краснометы .

Меры и способы воздействия на расколо-сектантство. Расколо-сектантство участниками съезда было квалифицировано как «болезненное явление в религиозной жизни русского народа… духовная болезнь, поэтому и врачевание должно быть из мер духовного порядка» . Миссионеры в своей борьбе с раскольниками и сектантами должны руководствоваться в первую очередь любовью и самоотвержением и через это искать подход к «немощным по вере братьям» .

Методика собеседований с заблуждающимися. Так же как и на пер-вых двух съездах, миссионеры особо интересовались вопросами методики ведения бесед - и справедливо, ведь если не будет поставлено на должную высоту умение вести беседы, то тогда успех миссии представляется сомнительным. Поэтому участники съезда, несмотря на длительные дискуссии и разномыслия по этому вопросу, сформулировали основные положения для руководства при проведении бесед, которые весьма в сжатом изложении сводятся к следующему.

1. Для миссионера имеет большое значение заинтересовать беседами сектантов, чтобы они охотно посещали их.

2. Каким образом привлекать сектантов на беседы? В первую очередь нужно привлечь их вождей, за которыми последуют и их приверженцы. Информацию о времени и месте проведения беседы можно помещать в газетах или информировать через духовные консистории, благочинных, местное правительство.

3. Беседы проводить удобнее всего осенью, зимой, ранней весной, в конце мая - начале июня .

4. В храмах лучше не проводить бесед, поскольку могут быть изрыгнуты хулы.

5. Очень важно миссионеру расположить сектантов к себе. Миссионер дол-жен быть тактичным и деликатным.

6. Во время беседы останавливаться на таких сторонах, которые интересны сектантам и могут вызвать их на диалог.

7. Не позволять вожаку сектантов во время беседы проповедовать, обратившись к народу лицом, - это может негативно сказаться на успехе беседы.

8. Во время беседы уместно использовать последнее слово научного прогресса и пользоваться световыми священными картинами при посредстве «волшебного фонаря».

9. Следует одобрить и сделать обязательной практику некоторых миссионеров служить перед началом беседы молебны о вразумлении заблудших, что умягчает их сердца. Во всяком случае, собрание должно начинаться и заканчиваться молитвой, но нельзя позволять сектантам молиться по своему, особому чину.

10. Беседы необходимо упорядочивать, сделать их непродолжительными по времени и не утомительными, чтобы люди уходили с бесед не с хаосом в голове от утомительного и беспорядочного многоговорения, а хоть с одной здравой мыслью. Необходимо стремиться к живому, по возможности краткому обмену мыслей .

На одном из последних заседаний особенно много говорили о методах бе-седы с рационалистическими сектантами. Миссионеры задались вопросом о возможности самих собеседований с людьми, выдающими себя за православных, но на деле еретиками. съезд предложил вызвать их на беседу хитростью, начав разговор о Лице Господа Иисуса Христа, Искупителя мира, с глухим указанием на некоторых дерзостных людей, признающих иных «лжехристов» и иных «пророков». Тогда они не вытерпят и вступят в беседу. Можно вызвать их на беседу и путем обращения к нравственности, затронув, например, вопрос отвержения сектантами брака, как скверны . Во время самой беседы миссионер не должен «разбрасываться в частностях, а останавливаться на существенных сторонах лжеучения, с тем чтобы поставить беседу на догматическую почву» . Выполняя эти требования, миссионер может надеяться на успех.

Съезд также обратил внимание на «побочные духовные воздействия» на сектантство, которые выражаются в: а) образовании миссионерских кружков по приходам с целью просвещения простого народа; б) устройстве приходских библиотек; в) бесплатной раздаче книг; г) образовании особых фондов для оказания помощи обращающимся из раскола или сект. Эти «побочные воздействия» созвучны с мыслью II Всероссийского миссионерского съезда о простом просвещении русского народа как основной мере борьбы с сектантством.

Школа как средство миссии. Школа и миссия, по словам Н. И. Ива-новского, обучение детей и воздействие на взрослых должны идти рука об руку . Главный миссионер - приходской священник - об этом говорили еще на I Миссионерском съезде, но он должен быть готов к миссионерскому служению, пройдя в семинарии полный курс наук. В этой связи участники съезда обратили внимание на необходимость поставить преподавание истории и обличения расколо-сектантства в духовных семинариях на должную высоту. Цель изучения этого предмета, по мысли съезда, состоит не только в уяснении каких-то теоретических сведений, но в научении практике ведения эффективной полемики с заблуждающимися . Вопросы, которые обсуждаются на лекциях, должны касаться лишь тех тем, которые доказуемы и не требуют от расколо-сектантов особенных умственных усилий.

Часто бывает, что миссионер не может найти ответа на тот или иной вопрос; в таких случаях, по совету членов съезда, следует обращаться к истории Древней Церкви, которая лучшая учительница во всяком вопросе. Для успешности миссии от миссионера требуется хорошее знание не только истории Древней Церкви, но и каноники, литургики и догматики, только тогда он сможет стать хорошим полемистом.

Полезно было бы не только в духовных семинариях и академиях пре-подавать историю и обличение раскола, но и «во второклассных церковных школах хотя бы в сжатом изложении давать сведения о расколе и сектантстве и, особенно, читать лекции на учительских курсах о характере и учении той среды, в которой учителям и учительницам приходится вращаться» .

Должны быть и учреждения, которые бы готовили собственно миссионеров - миссионерские школы или непродолжительные временные курсы обучения обратившихся начетчиков. В некоторых епархиях такие курсы и школы уже существуют, и открытие их повсеместно является, по мнению участников съезда, насущной задачей .

Административные вопросы. Несколько заседаний съезд посвятил решению внешних административных вопросов. Миссионеры указали, что для успешной противораскольнической и противосектантской миссии необ-ходимо знание хотя бы приблизительного числа приверженцев сект и раскола. Между тем сведения эти далеко не полные. Поэтому съезд признал целесообразным ввести неофициальные журналы записей последователей расколов и сект.

Разбирали также вопрос о том, как принимать обращающихся в православие баптистов, которые или вовсе не крещены, или крещены неправильно. Съезд совершил экскурс в историю и обратился ко временам апостолов и первых христиан, когда принимали в общение с Церковью, требуя отречения от ереси. Поскольку вопрос был темен и сложен, миссионеры решили просить Святейший Синод на одном из своих заседаний рассмотреть этот вопрос .

Значение съезда. На этом мы закончим описание работы и постановлений III Всероссийского съезда миссионеров и выскажем ряд оценочных соображений о нем. Этот съезд прошел весьма оживленно и был более разносторонен по своему характеру и содержанию, чем два первых съезда. Своими постановлениями съезд призвал к консолидации всех лучших сил Российской империи - православного народа и духовенства - и призвал их со всей решимостью вступить в борьбу с сектантством. Понятно, что без поддержки правительства это был бы неподъемный труд, поэтому съезд просил и правительство издать законы, ограничивающие деятельность сект. Кроме того, заслуга съезда в том, что он начал обсуждение причин, способствующих проникновению и развитию сект, которые сводятся у двум положениям:

- тяжелое положение в России рабочего класса;

- отсутствие духовного просвещения в среде рабочих.
Источник текста съезда



p.s. Автором статьи о православном концлагере является некий архиеп. Сергей Журавлев, который на самом деле является ряженым харизматом - это явление называется мимикрия под Православие, чтобы сбивать с толку простой люд. 
Если такому человеку нельзя доверять в малом, когда он даже свою собственное конфессиональную принадлежность прячет, как можно доверять в большем, когда он от лица православных, будучи не православным, в покаянных тонах рассказывает о "злодействах" митрополита Мелетия?

А вот и сам автор:



ложь протестантов, православные придумали концлагеря для ба, мифы о православии

Previous post Next post
Up