Большой Крест на своде

Oct 18, 2014 09:01





В Каппадокии одна из главных загадок - вот такие вот кресты. На потолке. В Ихларе они тоже есть. Вот в церкви Кокар, говорят, это - иконоборческий. Но это те ученые, которые только по фоткам изучают. Стоит только поле креста расширить на фото - и вот- святые, пророки, апостолы да сам Христос с Богородицей, какое уж тут иконоборчество...

Еще такой крест есть в Агачалты -




А Эгриташ - аж два. Вот.




И вот.




А вот кресты рельефные, но тоже на своде




Фотографии, все, что были до этого -
Владимир Шкондин

Дальше фотографии - из Интернета, внизу ссылки есть. Еще несколько каппадокийских крестов.







Версий всяких за это время скопилось множество по поводу таких крестов. Еще удалось несколько крестов найти по другим окраинам Византийской империи. Вот тут -

1. Равенна. Мавзолей Галлы Плацидии. Интерьер. Купол. Фрагмент центральной части. Мозаика. ок. 430 г.

2. Вознесение Креста. Белый монастырь в Египте. Конха. XI в. Копты)

3. Вознесение Креста. Грузия. Кахетия. Роспись пещерной церкви в Бертубани Давид-Гареджа. XIII в.

4. Турция. Стамбул. Церковь Богородицы Паммакаристос, Пареклесий Господа Вседержителя. Свод. XIII в.




И еще один крест в апсиде - римский.




Такие вот кресты. Их в мире мало, в России нет совсем.

А может, это всё никакие не ассирийские корни (Солнце олицетворял бог Сах (соответствующий вавилонскому Шамашу). Символ солнца - крест - встречается на вавилонских печатях касситского периода, а также на луристанской керамике и бронзе. Эпитет Саха - Шурияш [«озаритель (?) земли»]. В Ассирийской империи крест в колесе был одним из атрибутов бога Ассура)

и не сон-видение императора Константина (Гай Флавий Валерий Константин (274-337) родился в семье кесаря Констанция Хлора и его супруги Елены в Наиссе (Нише). Мать, по всей видимости, была христианкой. Однако сам Константин, как и его отец, исповедовал солнечный монотеизм - культ Непобедимого Солнца, митраизм. Перед сражением увидел во сне Крест - и "Сим победиша")

и не традиция  сочетать изображение креста с монограммой имени Иисуса Христа, выражающая тайну креста как первообраза мироздания,

и совсем не традиция, которая ведет от креста - к распятию, от предвечного - к Голгофе, и требует установить точную форму креста, на котором был распят Спаситель.

Может быть, тут надо просто вспомнить надпись на крестах - НИКА, победа то есть и перенестись в то время, когда римская триумфальная символика только-только стала  заменяться христианской. На колонне Аркадия, например.




Может быть, эти еще почти римские гении, ставшие ангелами, донесли всё-таки победный крест вверх, на свод?)))




Может быть, самое прямое и непосредственное понятие победы - как раз и выражено потолочными крестами... и не надо мудрствовать.

Особенно, если учесть, что храмы воинские и самая частая молитва - о победе, о самой обычной победе в сегодняшнем бою.

Андре Грабар в своей книге "Император в византийском искусстве" пишет: "Орудие императорской победы - крест. Как своим даром побеждать, так и самой властью василевсы обязаны Божественному Промыслу, а специальный «знак», открытый когда-то первому христианскому императору, является его главным орудием. Известно, что в IV веке иконографы, которым поручалось изобразить этот знак Константина, колебались между различными формами монограммы, затем они избрали лабарум, и наконец, приблизительно с 400 г. на больших официальных памятниках они приняли форму креста. С тех пор крест стал образом орудия Победы христианских императоров, который продолжал иногда символизировать их победоносную мощь.

Многочисленные церемонии константинопольского дворца, и именно те, которые происходили на ипподроме, открывают нам триумфальный смысл креста, основного атрибута монархов, которые «царствуют и побеждают сим», то именно монетная иконография дает нам многочисленные примеры изображения креста как орудия императорской Победы.






Изображения в нумизматике имеют то преимущество над бесчисленными крестами, которые мы находим на других византийских памятниках, что они сопровождаются надписями, не оставляющими никакого сомнения относительно символического значении, которое им хотели придать.


Достаточно напомнить такие надписи на монетах, как Victoria (Tiberii), Victoria Augustorum, Deus adiutor Romanis (Победа (Тиберия), Победа августов, Бог помощник, Сим победиши) и т.д., сопровождающие изображения на креста на византийских монетах. Кроме того, ни одна тема не употреблялась с большим постоянством на императорских монетах, что позволяет констатировать стойкость идеи, порождавшей эту тему на протяжении всей византийской истории."

Может и так, но тогда орнаменты, окружающие крест, должны нести какой-то специфический смысл... Пока - не знаю, и где дальше искать...

http://bookre.org/reader?file=1349071
http://documentingcappadocia.newmedialab.cuny.edu/monumental-ceiling-crosses/#_ftn3
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Previous post Next post
Up