Достаточно редкий борт: Nakajima Ki-43 Hayabusa (隼, "Peregrine Falcon") это однодвигательный,наземного базирования тактический истребитель использовавшийся Imperial Japanese Army Air Force во Второй мировой войне. Армейское обозначение самолета было "Army Type 1 Fighter" (一式戦闘機); союзники часто именовали его "Oscar", но также американские пилоты звали его "Army Zero" за определенное сходство с Mitsubishi A6M Zero.
Ki-43 с радиальным двигателем был легким и простым в управлении.
Всего было построено 5,919 самолетов. Многие из них использовались в последние месяцы войны камикадзе против американского флота.
На настоящее время в разных музеях сохранилось порядка 9 самолетов различных модификаций.
Pima air museum,Tucson,Arisona. Pima air museum,Tucson,Arisona ч2. Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ruhttp://ru.wikipedia.org/wikiи других источников найденных мною в инете и литературе.
Наш самолет это Nakajima Ki-43-IIB Hayabusa с номером T2-6430 в USAAF,заводским номером 6430 и бортовым номером 13. Этот самолет ранее выставлялся в EAA AirVenture Museum и Museum of Flight и передан сюда на хранение из National Air and Space Museum.
построен как Ki-43-IIb.
поступил на службу в Imperial Japanese Navy Air Force с s/n 6430.
в 1945 захвачен в Hollandia, Новая Гвинея.
поступил на службу в United States Army Air Force с s/n FE-6430.
позже номер сменили на s/n T2-6430.
с 22 июля 1946 по 1950 в Smithsonian, National Air and Space Museum, Park Ridge, Illinois, United States.
с 1950 по 1957 на хранении в Kirtland AFB, NM.
в 1958 снова в Smithsonian, National Air Museum, Paul Garber Facility, Silver Hill, Maryland.
передан на хранение в EAA Museum, Hales Corner WI.
с 1970 по 2003 на хранении в EAA Airventure Museum, Whittman Regional Airport, Oshkosh, Wisconsin, United States.
несет маркировку: 13
12 апреля 2004 передан на хранение в Museum of Flight, Boeing Field, Seattle, Washington, United States.
и наконец на хранение в Pima Air and Space Museum, Davis-Monthan AFB (South Side), Tucson, Arizona, United States.
23 мая 2008 перевезен по земле из Seattle, WA, в Tucson, AZ.
Демонстрируется в схеме Imperial Japanese Air Force 63rd Sentai, Hollandia, New Guinea в 1944.
Создание преемника Ki-27 в целях экономии времени,денег и ресурсов в 1937 году поручили все той же фирме Nakajima, исходя из накопленного ею опыта и уже фактически сложившейся монополии на производство армейских истребителей. Новый самолет получил порядковый индекс Ki-43.
Руководство ВВС японской армии сформировало следующие требования к новому истребителю: скорость - не менее 500 км/ч, скороподъемность-5 мин на высоту 5000 м, радиус действия - до 800 км, вооружение -два пулемета калибра 7,7 мм, маневренность - на уровне Ki-27.
Эти требования не сильно превосходили характеристики Ki-27, а вооружение полностью ему соответствовало.
Проектное бюро состояло примерно из 20 человек. Ответственным за разработку крыльев был инженер Минору Ота, а за силовую установку - инженер Кояма. После почти года расчетов, конструктивных прикидок и многочисленных моделей, 12 декабря 1938 года на заводе фирмы Nakajima Hikoki KK в городе Ота был готов прототип истребителя с индексом 4301.
Итокава сконцентрировал усилия проектировщиков на максимальном уменьшении массы и лобового сопротивления машины. Большое внимание также было уделено обеспечению простоты конструкции с целью ее облегчения и рационализации производственного процесса. Главной новинкой стали убираемые в полете шасси. Из-за нехватки собственного опыта в этой области,осваивали зарубежный опыт.
Японцы скопировали с Chance Vought V-143 схему и механизм уборки шасси.
Для дальнейшего улучшения летных данных самолет оснастили новым двигателем 14-цилиндровым радиальным Nakajima Ha-25,который развивал на взлетном режиме 980 л.с., но был немного тяжелее предыдушего 9-цилиндрового 700-сильный Ha-1 Otsu, стоявший на Ki-27.
Расчеты показали, что новый самолет получается на на 50% тяжелее предшественника, а значит, для сохранения прежних значений горизонтальной маневренности, площадь крыла у него придется увеличивать на ту же величину. Но это приводило к дополнительному росту массы и аэродинамического сопротивления. В конце концов, было принято компромиссное решение: площадь крыла увеличили на 20%, смирившись ради повышения скорости с неизбежным ухудшением маневренности.
Большие надежды возлагались на увеличение тяговооруженности.
Прототип 4301 получился изящным низкопланом простых, очень чистых форм с длинным и тонким фюзеляжем. Его внешний вид и общая техническая концепция, отчетливо указывали на прямое родство с Ki-27. Вооружение состояло из двух синхронных пулеметов "тип 89" калибра 7.7 мм, установленных над мотором, причем их казенные части вдавались в кабину пилота, что облегчало перезарядку и устранение неполадок в полете. Разумеется, для конца 30-х годов такое вооружение было уже абсолютно несерьезным.
Фонарь кабины почти в точности копировал остекление Ki-27 раннего выпуска (Ki-27 Ко). Длинное плечо выноса стабилизирующих и рулевых поверхностей за счет вытянутой хвостовой части фюзеляжа позволило сделать их самих относительно небольшими.
В марте 1939 года завершилась постройка второго и третьего прототипов Ki-43 (No.4302 и 4303). Они были в идентичны первому, за исключением мелких деталей, вроде формы воздухозаборника карбюратора. А первый прототип впервые поднялся в воздух в начале января 1939 года на испытательном полигоне фирмы Nakajima - аэродроме Одзима неподалеку от города Ота. Заводские испытания прошли по плану и без особых проблем. Ранней весной заводские испытатели передали все три самолета в руки военным пилотам из авиационного училища "Акено".
Отзыв армейцев о новой машине был неутешительным. Они заявили, что новый истребитель получился очень инертным, вяло реагирующим на органы управления, а минимальный радиус и время виража слишком велики.
Кроме того, фонарь кабины, по их словам, сильно ограничивал обзор, а убираемые шасси показались им лишней роскошью, дополнительно усложнившей и утяжелившей и без того проблемный самолет.
Но компания Nakajima решила не сдаваться. Было принято решение на свой страх и риск продолжать работы над машиной, одновременно пытаясь убедить руководство ВВС в ее высоком потенциале.
С ноября 1939 года по сентябрь 1940 года было собрано и представлено на оценочные испытания еще десять испытательных самолетов, обозначавшихся заводскими порядковыми номерами с 4304 по 4313. У них были еще более длинные фюзеляжи меньшего диаметра. Площадь киля и руля поворота заметно увеличилась, а форма их изменилась. Кроме того, изменили форму законцовок крыльев и установили новые полностью застекленные фонари по типу поздних Ki-27.
Но внешними изменениями дело не закончилось. На самолет установили более мощную радиостанцию, изменили компоновку кабины, улучшили гидро- и электросистемы. На отдельных машинах также применили следующие модификации: истребители No.4310 и 4313 были вооружены двумя пулеметами Хо-103 "тип I" калибра 12.7 мм; а на самолетах No.4305 и 4313 поставили новые моторы Ха-105 с двухступенчатыми нагнетателями мощностью 1100 л.с.
Наконец, на экземплярах 4311 и 4313 появились боевые закрылки с гидроприводом, которые можно было отклонять на 15 градусов даже на больших скоростях, тем самым повышая маневренность и уменьшая радиус виража. Это осуществлялось с помощью двух кнопок на ручке управления.
Осенью 1940 года, когда был закончен последний, десятый прототип, разработчики пришли к выводу, что у них, наконец, получился достойный самолет. Программа испытаний завершилась полным успехом, и 9 января 1941 года года фирма Nakajima получила заказ на серийное производство машины. Именно тогда истребителю присвоили официальное название Hayabusa.
Модификации:
Ki-43 прототипы.
Ki-43-I "Ko" (Mark 1a) вариант вооруженный 2 × 7.7 mm (.303 in) Type 89 пулеметами,самозатягивающимися трехслойными топливными баками. Заводское: Hayabusa Fighter Type 1 of Army (Mark 1).
Ki-43-I "Otsu" (Mark 1b) вариант вооруженный 12.7 mm (.50 in) Ho-103 пулеметом и 1 × 7.7 mm (.303 in) Type 89.
Ki-43-I "Hei" (Mark 1c) вариант вооруженный 2 × 12.7 mm (.50 in) Ho-103, плюс 2x30 kg бомбы под крылом. Все ранние Ki-43-Ia "Ko" и Ki-43-Ib "Otsu" были модернизированы до этой версии как появилось нужное количество Ho-103.
Ki-43-II прототип и испытательный вариант. Новый двигатель Ha-115,самозатягивающиеся топливные баки,более короткое и усиленное крыло, улучшенный фонарь.
Ki-43-II "Ko" (Mark 2a) способен нести до 2x250 kg (1,100 lb) бомб
Ki-43-II "Ko" upgraded улучшенный масляный радиатор, посадочные огни, 12 mm бронированная спинка у пилота.
Ki-43-IIb "Otsu" (Mark 2b) радио оборудование. Более поздние варианты могли нести сбрасываемые топливные баки.
Ki-43-II-KAI (Mark 2 improved) получили новый выхлоп (добавило порядка 30 hp) и дополнительно 151 литров топлива в фюзеляже.
Ki-43-III прототип оснащенный двигателем Nakajima Ha-115-II мощностью 920 kW (1,230 hp),а также 2 × 170 L (45 gal) сбрасываемыми баками (это еще 3 часа летного времени)
Ki-43-III "Ko" (Mark 3a) серийная модель, некоторые оснащались лыжами для полетов со снега
Ki-43-III "Otsu" (Mark 3b) вариант с радиальным двигателем Mitsubishi Ha-112-II и вооруженные 20 mm пушкой Ho-5. (прототип,только 2 построено)
Ki-62 Project версия перехватчика на базе Nakajima Ki-43 с более мощным двигателем и вооруженный 30 mm (1.18 in) или 40 mm (1.57 in) пущками.
ЛТХ:
Модификация Ki-43-IIb
Размах крыла, м 10.84
Длина, м 8.92
Высота, м 3.27
Площадь крыла, м2 21.40
Масса, кг
пустого самолета 1910
нормальная взлетная 2590
максимальная взлетная 2925
Тип двигателя 1 поршневой радиальный 14 цилиндров Nakajima Ha-115
Мощность, л.с. 1 х 1150
Максимальная скорость , км/ч 530
Крейсерская скорость , км/ч 440
Практическая дальность, км 3200
Боевая дальность, км 720
Максимальная скороподъемность, м/мин 880
Практический потолок, м 11200
Экипаж 1
Вооружение: два 12,7-мм пулемета тип 1
2х 250-кг бомбы.