Продолжение путеводителя по Италии. Венеция.
Рис. 1. Схема Венеции
Один из самых знаменитых городов не только Италии, но и всего мира, островная коммуна Венеция была основана еще во времена варварских нашествий на группе островов в 4 км от материка и 2 км от открытого моря. С течением времени около 160 каналов было засыпано землей таким образом, что из 118 островов осталось всего 18, соединенных 400 мостами. Общая площадь Венеции составляет чуть более 7 кв. км. В начале почти на каждом острове существовала независимая коммуна, однако с течением времени они стали объединяться. К десятому веку нашей эры Венеция представляла собой одну из крупнейших независимых итальянских морских торговых коммун (наряду с Пизой и Генуей), разбогатевших на морской торговле и, прежде всего, на торговле пряностями. Венеция имела огромный флот, который использовался также и в военных целях и практически являлась (вместе с другими) полным хозяином Средиземного моря. В 11 веке флот венецианской коммуны оказал огромную помощь крестоносцам при захвате Святой земли. Венецианские корабли осаждали с моря Тир, Сидон и Акко. Период расцвета Венеции совпадает с началом Итальянского Возрождения. Именно тогда здесь правили самые просвещенные дожи и велось самое активное строительство. Большая часть зданий города, стоящих и по сей день были построены в 13 веке.
А в 15 веке большая часть деревянных мостов была заменена на каменные. Тогда в островной коммуне работали знаменитые художники венецианской школы - Джорджоне, Тициан, Тинторетто и другие. В те же времена здесь стало изготавливаться знаменитое венецианское стекло. Здесь писали великие сказочники Гольдони и Карло Гоцци, написавший знаменитые «Любовь к трем апельсинам», «Король-Олень»», «Принцесса Турандот» и «Синюю Птицу». Здесь, в сгоревшем ныне театре Ла Фениче впервые были поставлены оперы Верди «Травиата» и «Риголетто». В Венеции жил и не менее известный Казанова. Отсюда родом был великий мореплаватель Марко Поло, в честь которого сегодня назван венецианский аэропорт. В 15 веке, благодаря действиям Камбрейской лиги, Венеция теряет часть своих владений, а также монополию на торговлю пряностями. С этого момента начинается упадок венецианской коммуны и Венеция превращается в знаменитый туристический объект - первый в мире музей под открытым небом. В конце 18 века город сильно пострадал при нашествии французских войск, возглавляемых Наполеоном, которого ни исторические, ни культурные ценности ни в коем случае не волновали. Уже в наше время многие великие люди не только любили бывать и жить в Венеции, но и завещали похоронить себя здесь, на острове Сан Микеле. Именно этот островок, взамен Васильевского, избрал Иосиф Бродский, похороненный на христианском кладбище (хотя в Венеции есть и еврейское). Неподалеку находится и могила Игоря Стравинского. “Серениссима“ - так сегодня называют Венецию сами итальянцы - “светлейшая“. Однако в наше время у Венеции есть и огромная материковая зона, называемая Местре, где расположаны порты, промышленность и многие гостиницы города. Здесь же неподалеку от железнодорожного вокзала по вторникам работает дешевый городской рынок.
Сейчас весь островной город - пешеходная зона, но передвигаться по нему можно также и на водных видах транспорта - катерах-такси и водных трамваях «вапоретто». Оставьте машину на стоянке в районе площади Рома, куда приведет вас мост, соединяющий Венецию с материком и смело отправляйтесь в путь. Город достаточно невелик и пройти его насквозь можно за каких-нибудь 30 - 40 минут. Венеция разделена на две части Большим Каналом, который венецианские жители называют самой красивой в мире улицей. Это - длинная артерия, соединяющая лагуну и Адриатику, прокладывающая путь между внезапно вырастающими из воды древними постройками под величественно возвышающимися арками трех мостов. Одной из главных городских достопримечательностей является мост Риальто длиной 48 метров и шириной 22 метра, украшенный белыми арками, вмещающими в себе множество маленьких магазинчиков и бутиков. Это необыкновенное архитектурное сооружение в течение долгого времени было единственной постройкой, нависающей над Гранд Каналом. Что интересно, когда был объявлен конкурс проектов на сторительство этого моста, то выиграл его никому не известный Антонио да Понте, победив великого Микеланджело.
Знаменитые мосты Скальци и Академия появились позднее.
Центральной площадью Венеции является площадь Святого Марка - Сан Марко, которую Наполеон назвал «самой красивой гостиной Европы». Пространство площади условно разделено на две части - внутреннюю и выходящую к открытому морю. Прямо у набережной - две колонны, на одной из них изображен крылатый лев, символ евенгелиста Марка, покровителя Венеции, а на другой - статуя местного святого Теодора, побивающего дракона, аналогично св. Георгию. В средние века между этими двумя колоннами совершались городские казни. Вглубь пьяцетты справа - красивейшее здание дворца Дожей 12-го века, чья легчайшая архитектура проникнута явными арабскими мотивами. Во времена расцвета города внутри этого дворца - крепости происходила вся официальная жизнь города, здесь жили герцоги - дожи и заседал Большой Совет города. Сегодня - это один из венецианских музеев, в котором можно увидеть залы судов и заседаний, украшенные полотнами и скульптурами художников Возрождения, комнаты стражи, где сегодня располагается выставка средневекового оружия и аксессуаров, зал карт и зал Большого заседания, знаменитый мост Вздохов, по которому проходили осужденные в здание тюрьмы и отсюда бросали последний взгляд на белый свет и собственно тюрьму, где провел нелегкие дни Казанова. Вход в музей находится в воротах со стороны набережной, там же и кассы - кстати, учтите, что входной билет во дворец Дожей дает право посещения еще доброго десятка венецианских музеев, список которых напечатан на обратной стороне билета. Выход из музея через Порта делла Карта - Бумажные Ворота находится прямо у собора св. Марка.
Это - главная церковь Венеции, считающаяся одной из самых красивых в мире. Местная традиция утверждает, что еще в 9 веке венецианские купцы выкрали тело евангелиста в Александрии и тайно, спрятав среди свиных туш (!), вывезли его в Венецию. А в 11 веке на месте, где мощи были захоронены построили стоящий ныне собор. Фронтон церкви состоит из пяти порталов с изображениями истории перевоза тела святого и украшен множеством разнокалиберных колонн. Говорят даже, что часть этих колонн привезены из Иерусалима и стояли когда-то во Втором Храме - разумеется, это никоим образом не может соответствовать действительности. На фасаде собора установлена копия бронзовой четверки лошадей 4 века до н.э. работы скульптора Лисиппа, оригинал которой, вывезенный из Константинополя, находится внутри храма. Полы церкви представляют собой потрясающую мозаику, сегодня чатично укрытую коврами. К сожалению, мозаичный пол очень сильно пострадал от постоянных наводнений, которые вообще являются бедствием Венеции, поскольку его уровень очень низок. Как только в Венеции идет дождь, пол собора св. Марка заливает в первую очередь и часто даже туда невозможно попасть. Стены церкви украшены работами замечательных художников, в том числе Тинторетто, а в крипте находится главная христианская достопримечательность - могила св. Марка. На крышу собора можно подняться по боковой лестнице. Напротив собора находится его 100-метровая колокольня, где проводил свои опыты Галилей. На ее галерею также можно поднятся, за отдельную плату даже и на лифте. Колокольня перестроена в 20-м веке, поскольку в 1902 году она неожиданно рухнула, чудесным образом никого не задавив.
С противоположной от открытой пьяцетты стороны площади находится часовая башня собора, которую последнее время реставрируют. На часах есть движущиеся фигуры мавров, которые бьют в колокола каждый час, а их циферблат показывает сезоны года, время, фазы Луны и движение Солнца по созвездиям. Главная часть площади, открывающаяся налево, представляет собой букву «П», составленную из красивых зданий-галерей, горизонтальная перекладина которой была достроена Наполеоном. В перекладине раасполагается Археологический музей, а в боковых зданиях - Библиотека и собрание средневековых сокровищ. На первом этаже вдоль всех галерей к площади выходят очень дорогие магазинчики и ресторанчики. Безусловной достопримечательностью площади св. Марка являются ее знаменитые на весь мир наглые и жирные голуби, которые не боятся никого и ничего.
Важнейшей достопримечательностью Венеции является также галерея Академии, где выставлены работы знаменитых художников, работавших здесь и в других местах Италии, таких как Джорджоне, Карпаччо, Беллини, Тициан, Веронезе, Тинторетто и других. Часть этих картин была похищена Наполеоном, и возвращена лишь после падения его империи. Галерея, состоящая из трех зданий, стоит на противоположном берегу Большого Канала напротив моста Академии. Любители изобразительного искусства могут также посетить музей Венеции 18 века, находящийся несколько севернее Академии на том же берегу канала и расположенный в палаццо Реццонико. Во дворце Ка д’Оро - «Золотом», который является одним из самых красивых зданий в городе, есть еще одна галерея - Франкетти, с очень неплохим собранием художников эпохи Ренессанса.
В городе масса красивых церквей и дворцов, и, если вы гуляете по Венеции с местным гидом, то он обязательно покажет вам дома Казановы и Дездемоны, родной дворик Марко Поло и Арсенал, находящиеся недалеко от Сан Марко - севернее и восточнее площади, красивое здание госпиталя Сан Джиованни и Паоло и расскажет множество городских легенд, которыми Венеция живет и дышит вот уже многие столетия. Если у вас остаются силы и время, пройдите в самую северную часть города туда, где находится Еврейское гетто. Кстати, это самое первое гетто в Европе, оно было образовано еще в 15 веке, да и собственно, слово «гетто» было придумано именно здесь. Здесь есть две синагоги прошлого века, довольно интересных, хотя и не сравнимых с флорентийской и музей истории еврейской общины Венеции, в котором, в частности, рассказывается о том, что происходило с евреями в городе во время Катастрофы, несколько кошерных кафе, в основном молочных. В Венеции и до сегодняшнего дня живет довольно много евреев, как правило совсем не бедных людей, которым принадлежат многочисленные магазины и рестораны, а, также, несколько фабрик венецианского стекла на острове Мурано.
Именно на остров Мурано в 12 веке были перенесены все фабрики знаменитейшего венецианского стекла - из-за боязни пожаров. Поездка из Венеции на катере туда обойдется примерно в 30 шекелей на человека, но вход на сами фабрики, разумеется, бесплатный - вы не сможете не купить что-либо из всей этой красоты, что оправдает затраты хозяина на показанное вам представление. Стеклодувы продемонстрируют вам как из комка расплавленного стекла возникает произведение искусства, а хозяин или его помощники расскажут как это стекло делается, конечно, не раскрывая многовековых семейных секретов. Помимо весьма традиционных предметов, вы найдете здесь уникальные изделия, выполненные в технике 14 или 15 века. Вас поразит обилие сверкающих светильников и венецианских зеркал в дорогих рамах. Средняя цена такого зеркала - 3-4 тысячи долларов. Современные венецианские зеркала сделаны по новым технологиям. Если у вас есть зажигалка, поднесите ее к обычному зеркалу и увидите, что пламя имеет три-пять отражений. Старинные зеркала давали по 9-11 отражений, а венецианские - до 17. Однако здесь можно найти и дешевые безделушки - стаканы, пепельницы, медальоны, фигурки животных, которые стоят совсем не дорого. Чтобы сориентироваться в разнообразии предлагаемого и научиться отличать шедевры настоящих стеклодувов от ширпотреба, стоит, возможно, предварительно посетить музей стекла на острове Мурано, на набережной Юстиниана.
Рядом с Венецией расположился и остров Бурано, прославленный своими кружевами, которые продают здесь несколько дешевле, чем в самой Венеции. Остров довольно живописен своими яркими голубыми, желтыми и розовыми рыбацкими домиками. Кстати, все дома на набережных Венеции окрашены в разные цвета, и говорят, что это было сделано специально, чтобы пьяным морякам было легче находить дорогу домой. Чуть дальше, примерно, в часе плавания от основного острова находится остров Торчелло, бывший с 5 по 6 век частью самой Венеции. Этот остров сохранил до наших дней два византийских шедевра: собор Санта Мария Ассунта и церковь Санта Фоска. Именно с этого острова в древности начиналось заселение Венеции. А к югу от Венеции лежит курортный островок Лидо. Большинство этих и других островов когда-то были заняты монастырями, многие из которых до сих пор являются прибежищем для ищущих тишину и покой, которых, увы, нельзя найти на главном острове. Особенно во время знаменитой венецианской регаты или ежегодного фестиваля.
Историческая регата является местной традицией, берущей начало еще в 12 веке, когда было необходимо тренировать молодую команду для походов на военных кораблях. Начинается она блистательным балетом гондол на Гранд Канале, а затем происходит сама регата Дожей - празднование свадьбы лагуны и моря. Окруженное гондолами небольшое судно с командой, одетой в малиновое, скользит навстречу медному звуку труб и барабанной дроби. Кстати, в Венеции до сих пор сохранились мастерские по изготовлению элегантных гондол, стоимость которых (без аксессуаров!) достигает 20 000 $. Получить редкую профессию гондольера можно только по наследству, обучаются мастерству управления изящной лодкой в течение трех лет. Отсюда и высочайшие цены на удовольствие прокатиться на гондоле сорок минут по венецианским каналам - не менее 50 долларов за лодку. Венеция вообще ород безумно дорогой во всем, начиная от ресторанов и заканчивая сувенирами. К которым кроме стекла относятся также маски, кружева и лампы. Маски продаются двух видов - классические (персонажей итальянской комедии дель арте Панталоне, Арлекина и Дотторе) и современные фантастические. При выборе кружев нужно быть особенно внимательным, чтобы вместо знаменитого венецианского не купить одну из подделок, в большом количестве поступающих в Италию из Гонконга, Тайваня или Сингапура. Поэтому лучше покупать кружева только в специализированных магазинах, где они дороже, чем в лавках, зато гарантированного качества. В некоторых магазинах, где торгуют куклами, можно также взять напрокат карнавальные костюмы.
Венецианский карнавал происходит раз в году в феврале и тогда здесь можно поменять многое - лицо, одежду, привычки, желания, пол, возраст. Из раба превратиться в императора, из Золушки в принцессу, из замученной детьми и заботами домохозяйки в обольстительную Коломбину, из расчетливого коммерсанта в беззаботного Арлекина. Площади и улицы, каналы и мосты самого красивого и самого странного в мире города в это время превращаются в огромную сцену, на которой разворачивается грандиозное действо самого захватывающего на свете спектакля. История карнавалов пережила множество взлетов и падений, их традиция берет свое начало от языческого, еще дохристианского, праздника Римских Сатурналий. На время Сатурналий различия между господами и рабами как бы упразднялись - раб получал возможность поносить своего господина, сидеть с ним за одним столом. Более того, господин подносил рабу вино, а тот напивался, подобно свободным римлянам. На время праздника выбирали лжекороля - прообраз будущего шута, который в конце Сатурналий либо совершал самоубийство, либо погибал от ножа, огня или петли. Когда на смену язычеству пришло христианство, на многие “варварские“ обычаи, традиции и празднества был наложен запрет. Попал под него и этот праздник рабов и господ. Но прошли столетия, и наступила эпоха Возрождения, а вместе с ней возрождение народных нерелигиозных праздников. В 1495 году в Венеции создается ежегодный фонд для проведения карнавала. Площадь Сан Марко становится ареной, где специально натренированные собаки сражаются с быками. После кровавого зрелища на площадь высыпают акробаты, шуты и танцоры. Представление завершается пышным фейерверком. Поглазеть на праздник и поучаствовать в нем собирается все население Венеции - и чернь, и дворянство. А чтобы не омрачать карнавал сословными предрассудками и, как во времена древнего Рима, уравнять раба и господина, все надевают маски. Именно Маски - основные действующие лица венецианского карнавала. Но наивысшего расцвета и наибольшего блеска венецианские карнавалы достигли в 18 веке. Появляются сотни игорных домов, где проигрываются огромные состояния и где при неверном свете свечей и под покровом масок целуются, любят, изменяют законным мужьям и женам прекрасные венецианки и гордые венецианцы. Здесь же ревнивцы убивают соперников, и смерть во время карнавала считается особенно почетной и даже желанной. С тех пор и по наши дни он начинается одинаково - с колокольни собора Сан Марко слетает привязанная к тонкой нити бумажная голубка - Коломбина. В полете она взрывается и осыпает собравшуюся на площади толпу дождем из конфетти. А дальше идут маски, маски, маски...
Однако, наслаждаясь красотами и праздниками Венеции не будем забывать и о потребностях жедулка. Хоть рестораны здесь и дороги, но уехать отсюда, не попробовав венецианской кухни, ее знаменитых креветок на рашпире, множества видов рыбы и других морских продуктов было бы просто обидно. Вся кулинария сосредоточена здесь вокруг того, что производит море, хотя почти в любом ресторане можно найти и неплохой кусок мяса и овощные вегетарианские блюда. Венецианской кухни как таковой, в общем, не существует и в каждом ресторане можно найти собственные изыски, такие как, например, морская лазанья - лазанья ди маре, всяческие рыбные супы с чесноком, вином и томатами, пирожки калазоне, салат из селедки с морковью и горошком и еще десятки и сотни видов разнообразных, порой очень даже вкусных кушаний. Пьют здесь северные легкие вина соаве и вальполичелла, белое гамбеллара или красное бардолино. Впрочем, в приличных ресторанах вполне можно положится на выбор официанта, который предложит вам вино, наиболее подходящее к выбранному вами блюду.
Продолжение следует...