Перспективы «первоиюльской реформы»

Jul 02, 2012 22:10

Мы напоминаем нашим читателям, что с 1 июля 2012 года вступят в действие законопроекты, связанные с реформой бюджетной сферы - ФЗ-83 и ряд других. Они были приняты ещё 8 мая 2010 г., но предусмотрительно вводятся в действие лишь сейчас, после всех выборов, когда можно не обращать внимание на недовольство людей, отвлеченных от социальных проблем. А оно ожидается, о чём говорит келейность принятия ФЗ-83, совершенная нечитаемость текста закона, нежелание устранить те бросающиеся в глаза недостатки, которые общественность уже успела отметить.
Итак, что нас ждёт после 1 июля?
1. Здравоохранение. Из нескольких поликлиник района врачей-специалистов сводят в одну, их общее количество подлежит сокращению за счёт концентрации. Три или более поликлиники также сливают в одну, получается экономия за счёт слияния, сокращаются «лишние» штатные единицы вроде завхозов. Возможно, доходы от аренды высвободившихся площадей увеличит бюджет объединившихся поликлиник - если не будут попилены, как обычно. Возможно, освободившиеся площади позволят создать там специализированные медцентры, направив больше денег на закупку импортного медоборудования - хотя надо бы развивать своё производство, и если закупки не будут происходить как всегда. Специализированные лечебные учреждения сильно страдают в любом случае, особенно в провинции. Плюс врачи объединённых поликлиник с высокой вероятностью побегут из неё из-за утежеления условий работы, от чего опять ожидается экономия.
2. В дошкольном образовании ждёт сокращение ставок физкультурников, логопедов и психологов. Специализированные детсады (скажем компенсирующего типа) ставятся под угрозу исчезновения, ибо их финансирование падает до уровня обычкновенных.
3. В школьном образовании уже идут те объединения школ, что предполагаются с поликлиниками, с теми же негативными последствиями. а «объединительная» вакханалия, что нижается до уровня обыкновенных детсадов (это значит что специализированные детсады ставятся под угрозу исчезновения). Специализированные школы (музыкальные, художественные, с одной стороны, для детей - инвалидов, с другой) пострадают в любом случае, и даже в богатых столицах.
И главная новость месяца - комиссия Минобрнауки под руководством Михаила Ковальчука, в составе Тины Канделаки, губернатора Турчака, генерального директора компании «Ё-Авто» Бирюкова и ещё тридцати с лишним специалистов родила уже четвёртую редакцию проекта стандарта для старшей школы (предыдущие три были резко раскритикованы общественностью, ибо вели к явной и быстрой деградации образования).
Содержание стандарта - главная деталь в сложном механизме официального превращения школ в салоны образовательных услуг, где за установленную плату можно будет приобрести плохую копию того, что советские дети получали безвозмездно. Здесь неприемлем сам принцип: образование - это право (между прочим, записанное в Конституции), а не услуга, доступная лишь платёжеспособным - тем более что рынку, диктующему цены, выгодней ориентироваться на платёжеспособный спрос 15% богатых и зажиточных россиян, чем на 85% тех, кто с трудом сводит концы с концами. Стандарт предполагается утвердить в июле, вместе с Законом «Об образовании в РФ»
Действительно, разработчики «старо-нового» стандарта ничего не забыли и ничему не научились. Под сокращение попадут «неэффективные» школы, в первую очередь не соответствующие СанПИНам (каких в провинции множество), малокомплектные, сельские.
Заметных уступок обществу не наблюдается. Даже увеличение обязательной части содержания образования несущественно: с 60% до 2/3 от объёма бесплатной программы. Отстоял право на обязательность иностранный язык плюс результаты освоения программы теперь в большинстве случаев предполагают хоть и щепотку, но знаний, а не «общих представлений», как раньше. Правда, что это будут за знания, не указано. Требования к выпускникам даны в самом общем виде. Например, результатом изучения словесности должно стать «знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой».
Определены три обязательных предмета на выпускные экзамены: словесность, математика, иностранный язык. Больше для получения аттестата не требуется, даже по выбору. Можно предсказать с уверенностью, что на практике это будет означать: школа вольна снять с себя обязательства по качественному бесплатному преподаванию всех предметов, по которым не предусмотрена аттестация в виде ЕГЭ. Ведь внешний контроль качества отсутствует (даже на углублённом уровне). Соответствие содержания школьного курса профильному необязательному ЕГЭ тоже нигде не гарантируется.
А поскольку ЕГЭ по профильным предметам нужны для поступления в вуз, то неотвратима будет и такая схема: даже на углублённом уровне преподаётся нечто несоответствующее формату и содержанию ЕГЭ, а подготовка к единому экзамену - уже за деньги.
Другие - и тоже негативные - последствия стандарта подробно анализируются в статье Елены Галкиной «Новый этап реформы образования» на Рабкоре.ру.
4. В ВУЗах ждёт повышение стоимости высшего образования для "платников", рост в 1,5 раза числа студентов на 1 преподавателя, и только 1/3 повышения предлагается оплачивать напрямую за счет средств бюджета. так выполняется поручение Путина о повышении зарплат преподавателей. Подробнее - в «Ведомостях».

Подробные материалы о первоиюльской реформе:

неудобочитаемый текст закона
• комментарии: 1, 2
• мнения: 1, 2, 3, 4, 5
• новый стандарт - повторение старого: 1, 2, 3
Приказ "О порядке приёма граждан в общеобразовательные учреждения"
альтернативный проект закона об образовании.
Previous post Next post
Up