К вопросу о природе человека.
Явившаяся на днях назад в Эту Страну беглая старушка, которую когда-то изображали даже в мордорских мультфильмах, в ответ на вопрос дятлов информационных агентств о дальнейших планах, с присущей таким старушкам хуцпой
заявила:
- Порядок наводить. В моей голове, в вашей голове.
Каковое заявление после ознакомления с ним немедленно вызвало в моей голове воспоминание о декабрьском тексте товарища Мараховского, посвящённом природе человека. Вот что
написал ехидный мордорский ватник:
...Существуют три основные точки зрения на то, почему люди, посаженные на любую форму гарантированного выносимого минимума без встречных обязательств, резко снижают проявления как бы извечных человеческих свойств - типа трудолюбия, чадолюбия и банальной амбициозности.
Точка зрения прогрессивная:
- Человек от природы безгрешен и склонен творить. Все минусы современной праздности - это результат недостаточной заботы о людях или, если о них сегодня заботятся хорошо - следствие недостаточной заботы прошлом об их предках, то есть унаследованная травма. Люди ничего не делают или делают фигню, потому что чувствуют недостаток возможностей или опасаются прессинга со стороны предубеждённого социума.
Следовательно, надо дать им значительно больше возможностей, требуя взамен ещё меньше обязанностей - и они точно расцветут и выберут труд и служение ближним на долговременной добровольной основе. Иными словами, коммунизм нам принесут не комиссары в пыльных шлемах, а эффективные программы эппла, которые будут управлять автоматизированными производствами и заменят в общественных делах своим дружественным заботливым интерфейсом несовершенных чиновников, полицейских и училок.
Точка зрения консервативная:
- Человек от природы слаб и склонен вестись на искушения со стороны даже тех халяв, которые сам искренне осуждает. Мы можем в большинстве своём осуждать безусловный базовый доход, но подкинь нам кто-нибудь 75 тысяч рублей в месяц просто так до конца жизни, немногие смогут отказаться.
Мы выполняем свой моральный долг в большинстве случаев потому, что встроенные в нас самих и в общество механизмы доставят нам страдания в случае уклонения от него - моральные либо физические. Процент людей, способных на систематическое сознательное самопринуждение по собственному зрелому и вдумчивому выбору (а это и есть свобода), невысок. Процент же нас, плывущих по течению - велик настолько, насколько мы можем себе позволить плыть по течению. Вопрос, куда прорыто русло.
Поэтому единственный способ сохранять благополучное общество от катастрофических метаморфоз - это, с одной стороны, вкручивать всем в головы с детства пропаганду социальной ответственности, а с другой - защищать общество от тех, кто эту ответственность нести не хочет.
И, наконец,
точка зрения отстранённо-практичная:
- Человек от природы в первую очередь хитёр. В большинстве из нас материала хватает и на праведников, и на подлецов, и наши внутренние праведники и подлецы постоянно друг с другом торгуются, отчего общество всегда лицемерно, и в нём постоянно совершаются, тихо или громко, попрания его собственных устоев. Консервативные и прогрессивные общества отличаются друг от друга не наличием/отсутствием искушений, а их характером (Гофман писал, что «у сатаны для каждого найдётся эликсир по его вкусу») и степенью открытости (то есть либо тихий вековой адюльтер за портьерой, либо революционно настроенный Калигула проводит на публике показательные дефлорации сенаторских невест перед тем, как быть убитым всеми сразу).
Задача любого общества - в том, чтобы в его ядре добровольно ли, принудительно ли оказывались те, кто следуют правилам коллективного выживания, осенённым авторитетом какой-нибудь святой традиции. И чтобы в этом ядре огромная личная ответственность членов сочеталась со страховкой от взаимного обмана и предательства. Маргиналы же - от природы или по выбору - пусть тусят на внешних рубежах общества, пусть экспериментируют с необязательностью, беззаботностью и свободным творческим поиском, работая подопытными кроликами популяции.
Не так важно то, либеральна или тоталитарна общая социальная матрица, как то, есть ли в обществе разделение на стойкое ответственно-защищённое ядро и рисково-беззаботных экспериментальных кроликов - и можно ли покинуть одну часть и перейти в другую.
Важно, чтобы кролики не возглавляли лаборатории и сами не начинали ставить эксперименты. Если стойкие и ответственные вместо того, чтобы быть ядром общества, оказываются в нём же маргиналами - значит, общество вывернулось наизнанку, как тулуп на чорте, и идёт куда-то не туда.
Так вот, я бы сказал, что приведённая классификация взглядов на природу человека касается не только вопроса о
ББД, но и любых поступков людей.
Посмотрите, например, на упомянутую выше старушку. Её явно ничему не научил пример известного
шаи-патриота, чьи концерты в Этой Стране накрылись половым тазом после того, как оный пациент выбрал сторону передовитых эльфов, желающих причинить нам недоброе. Старушка твёрдо уверена, что сможет либо присосаться назад к бюджетному вымени, либо поживиться крольчатиной за счёт рисково-беззаботных сограждан, по-прежнему готовых нести свои кровные рубли в билетные кассы, чтобы посмотреть, как лиса-оборотень открывает рот под фонограмму. А ещё лучше - и то, и другое.
И таки стоит признать, что надежды старушки не беспочвенны. Назначила же какая-то
закомплексованная дрянь директором Сергиево-Посадского музея-заповедника мерзкую либероту Сапрыкину, о которой в Телеге
пишут:
Тем, кто в теме, ничего объяснять не надо.
Тем, кто не в курсе - поясним.
Алина Сапрыкина - не только жена того самого Юрия Сапрыкина-ст, но и сама по себе известна выставками слова «х#й» в Музее Москвы, от которых корежило даже Пахома, тесной дружбой с Софьей Капковой-Гудковой, да и вообще - всегда считалась тем душным капковским наследием, от которого так нелегко избавлялась Москва.
Видимо для того, чтоб область подобрала…
Если потом у вас в Сергиевом Посаде вдруг обнаружится острая недостача списочных единиц хранения - не удивляйтесь.
Однако если до 24 февраля и пламенного камин-аута "испуганных патриотов" такие назначения возмущали только кучку ватников, держащих внутри отечественной культуры оборону против
светлоликих кураторов, то ныне - они возмущают ширнармассы.
И эти массы пачками пишут обращения Куда Надо, принуждая организаторов всяких околокультурных мероприятий сильно пожалеть, что связались с либеротой. Вон, кукарекнувшего "нетвойне" на фестивале "Чернозём" Васильева с его "Сплином" в темпе вальса выкинули с концерта "Музыка с сильным характером"...
...И ничего крышующий "больших патриотов" коллективный Эрнст с этим поделать не смог.
Да, понятно, что у израильской старушки - клыки в разы побольше, чем у Васильева, но и любимый Мордор за полгода, которые она отсиживалась в нормальных-то странах, изменился очень сильно.
И потому хитрая от природы кряклица, столкнувшись с несколько мутировавшими отечественными кроликами, может получить совсем не то, к чему стремится.