Культ Ваала. Лекция проф. А.Б. Зубова. Часть II - я

Jul 29, 2014 09:04







Лекция в открытой форме на сайте http://predanie.ru/audio/lekcii/andrei-zubov/ в mp3 формате.

Культ Ваала. Лекция проф. А.Б. Зубова. Часть I.

Культ Ваала. Лекция проф. А.Б. Зубова. Часть II.

Дальше идут другие жертвы - специфические, и идут они по нарастающей. Скажем, большая жертва, чем жертва волосами - это жертва своей честью, для женщин - свой девственностью. Женщина должна на какое-то время пойти, как храмовая проститутка, в храм Ваала, и в общем там отдаваться каждому, кто это желает. Этим достигается формально та простая цель, что она, эта женщина, на это время является воплощением Астарты и соответственно происходит священный брак. И таким образом, она и сама получает, как считается, эти божественные качества и передает их тому, кто с ней соединяется. Кроме того, это, безусловно, жертва, это, безусловно, дискомфортное состояние для мало-мальски приличного человека. И, соответственно, это то же в некотором роде отдание себя. В Ханаане было очень принято, что это совершается до брака, девушка должна начинать вот в этой сфере, в храмовой проституции.

Надо вам сказать, что и другой пол, что было описано и Лукианом в трактате о Сирийской богине подробно, это была форма самооскопления мужчин, принесение в жертву, если угодно, своей функции мужа, того начала, которое дает жизнь, и после этого таких людей называли Галлы, и они жили при храме, в общем они занимались мужской проституцией. Тоже не очень приятно об этом говорить, вы видите, что погружаемся в сферу какой-то другой религиозности. Совершенно другого религиозного опыта. Но и это еще не все. Это уже много, но это еще не все.

То, что называлось полным жертвоприношением, являлось принесение в жертву собственных детей. Можно и других людей, когда есть такая возможность, но дети лучше, потому что дети - это уж совсем ты, дети рождены тобой; тем более жертвоприношение первенца. Первого ребенка, который у тебя родился. Здесь, с точки зрения логики, жертвоприношения есть максимальная тождественность между жертвователем и жертвой. И в тоже время это другое, ты продолжаешь жить, умирает за тебя другой. И умирает против, что очень важно, против собственной воли. У маленького ребенка, понятно, воля еще не сформирована. Военнопленный, а были очень распространены такие жертвоприношения военнопленными, понятно его никто не спрашивал, его убивали, приносили в жертву по мимо его воли. Здесь убийство по мимо воли человека.

Если бритье, и храмовая проституция, и самооскопление - волевые акты, то жертвоприношение младенцев, первенцев и других людей - это не волевые акты, это ты своей волей жертвователя другого обрекаешь, как заместительную жертву для искупления себя самого. Как бы воспроизводя вот эту парадигму жертвоприношения первенца, жертвоприношения ребенка, я подчеркиваю для чего, что бы ты, что бы не твой ребенок (конечно говорят, что твой ребенок не погибает), становится одно с Мелькартом, с Ваалом и поэтому достигает блаженной вечности, но самое главное, что ты через это достигаешь блаженной вечности, соединяясь через жертвоприношение своего ребенка.

Об этом, воспроизводя этот образ сознания в Библии, у пророка Михея в 6 главе есть такие слова 7 стих «Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или несчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего - за грех души моей?"» В этих словах очень ясно воспроизводится строй мысли, приводящий к человеческому жертвоприношению, обычных жертв мало. А вот принести в жертву собственного ребенка, тогда можно угодить, но кому?

Обратите здесь внимание, опять же сходство очень велико, разве некий божественный Отец не принес в жертву собственного Сына за то, чтобы искупить человечество? Принес. Но разве эта жертва была не добровольной? Нет, она была добровольной. Это четко подчеркивается в Евангелии. Я могу идти, могу не идти, я добровольно говорю: да будет воля Твоя - говорит Господь. Только добровольная жертва.

Кстати, такие добровольные жертвы были и в ветхом Израиле. Если мне не изменяет память, дочь Иеффая была также принесена в жертву, помните, когда он дал обет, что принесет в жертву самое дорогое, если он победит и вернется в свой город, «И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моём с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение.» Навстречу Иеффаю вышла его единственная дочь. Но она ему сама сказала делай то, что ты задумал, она только попросила отца отпустить её на два месяца, чтобы она с подругами могла оплакать в горах свою участь. Через два месяца она вернулась и была принесена в жертву. Это акт добровольный.

О том, что эта практика была широко распространена, хорошо известно из Ветхого Завета, вот, в частности, в книге Премудрости Соломоновой в 12 4-6 говорится, что древние обитатели святой земли были совершавшими ненавистные дела волхвований и нечестивые жертвоприношения, и безжалостными убийцами детей, и на жертвенных пирах пожиравшими внутренности человеческой плоти и крови в тайных собраниях, и родителями, убивавшими беспомощные души.

Эти жертвоприношения приносились на специальных жертвенных площадках, которые назывались у западных семитов Тафет. Тафет находился к востоку от города, кстати такой тафет был и в Иерусалиме за стенами к востоку от города, вход в царствие мертвых и за это осуждают пророки своих соплеменников, что они проводят своих детей через огонь. Эти жертвоприношения, как показала археология, были очень и очень распространены. В доеврейских слоях Палестины находят многочисленные следы человеческих жертвоприношений. Я не буду называть места археологических находок. Как правило, это дети до 2-х лет.

Причем, если греческие авторы говорили, что человеческие жертвоприношения приносились в экстраординарных случаях, в тех случаях, когда действительно грозило бедствие городу, стране, то археология говорит об обратном, и, кстати, Ветхий Завет говорит об обратном, что это были ординарные, обычные жертвоприношения.

Раскопки в Омане 1966-76 годах выявили до 13 века до Р.Х. многочисленные следы человеческих жертвоприношений. Тафет - жертвенная площадка Карфагена, она достигала 6 тысяч кв. метров, и были раскопаны тысячи урн с кремированными останками детей; она использовалась постоянно с 750 года до Р.Х. до завоевания Карфагена римлянами в 146 году. На многих из этих стел надписи так или иначе говорящие о том, что эти жертвы посвящены Танит и Баал-Хаммону, Баал-Шамему в знак благодарности за то или иное действие.

Вот, например, классическая посвятительная надпись из Карфагена. «Госпоже Танит, лицу Ваала, и господину Ваалу Хамону (Шамену), который Матон Ваал, жена Абмилькарта, сына Ваал-Хано, сына Вадаштарта посвятила, потому что он (Ваал) услышал её голос и благословил её». Под эти массивным камнем лежат кремированные останки младенцев.

Жертвы животных являются только заместительными жертвами. Опять же в связи с этим мы понимаем событие с Авраамом и Исааком. Когда Бог повелевает Аврааму принести в жертву Исаака, Он, кажется, повелевает то, что требовали в этой земле делать всегда. Авраам, как благочестивый человек, смущен, но коли Бог повелел, он готов это совершить. Однако, здесь происходит наоборот, здесь заместительная жертва, т.е. баран, запутавшийся в терновнике, замещает собой Исаака, и жертва совершается не человеческая. Потому что Бог не приемлет, когда за одну душу приносят в жертву другую.

Как указывают ученые, принесение в жертву «Энциклопедия религии - человеческие жертвоприношения - Финикийская религия», принесение в жертву невинного ребенка, как заместительной жертвы, является высшей формой умилостивления, которая должна гарантировать благополучие в семье и всему народу. В чем же тут дело. Почему, дорогие друзья, человеческое жертвоприношение в форме невольного жертвоприношения столь отрицательно. Для нас это кажется само собой разумеющееся, мы так воспитаны. И тем не менее почему?

В этом опять же есть большой смысл. Дело в том, что все животные и растения, они не имеют в себе божественной личности. Они могут быть поэтому образами, заместителями человека. Человек, жертвуя то или иное вещество, соединяет с ним свою волю и в этом смысле в какой-то форму дает ему свою личность. Когда вы покупаете и ставите свечку в храме, вы тем самым жертвуете себя, по той простой причине, что вы покупаете ее за три рубля. Эти три рубля вы заработали, соответственно, вы потратили себя на эту работу, фактически вы, ставя свечку, жертвуете самого себя, свою энергию, свою силу, которую вы потратили на те средства, за которые вы купили свечу. Когда вы ее ставите, вы произносите какую-то молитву, прошение или благодарение. И таким образом, эта свеча связана с вами, она часть ваша, она имеет вашу личность, она является той частью вашей личности, которая отдается Богу, символизируя этим, что вы отдаете Богу всего себя. Эта классическая форма любой жертвы.

Когда некий человек отдает себя добровольно Богу в полную жертву. Когда он жертвует собой ради кого-то другого или ради государства на войне, ради народа - это всегда заслуживает, во-первых, величайшего уважения и, во-вторых, подразумевает, что это добровольный акт самопожертвования. Человек мог поступить так, мог поступить иначе, но он решил пожертвовать собою ради своих ближних или ради Бога - дар мученичества.

Но когда мы ради себя приносим в жертву другого человека, такое бывает в политике, когда не добровольно идут люди в бой, а когда их понуждают к этому. Такое бывает и в религиозной сфере, о чем мы только что с вами говорили, тогда не происходит соединения личности жертвователя и личности жертвы. Тот, кто приносится в жертву, безусловно погибает, погибает как убитый, и, как убитый недобровольно, он судится по своим грехам и спасается сам, его смерть много искупает. Но тот, кто приносит его в жертву, ровным счетом ничего не получает, кроме тяжкого греха убийства.

Таким образом, такой человек, такой политик, скажем, принуждающий сражаться за него граждан, вспомним заград отряды. Такой жертвователь, который приносит в жертву некое существо ради себя. Он фактический убийца, он не улучшает свое духовное состояние этим, а резко его ухудшает. Но это, понятно, и нужно врагу рода человеческого. Т.е. его задача - это привести человека к максимально негативному состоянию. И вот, собственно говоря, человеческое жертвоприношение, имея вид благочестия, имея вид некоего положительного деяния, на самом деле является ужасающим актом в отношении того кто приносит такую жертву. Это не приводит ни к чему, кроме как к гибели самого жертвователя.

Именно это позволяет, в общем-то, нам сказать, что Ханаанская религия при всех ее внешних подобиях религиям соседних народов, она является религией обратной, религией, где властвует не Творец, а властвует тот, кто пытается соперничать с Творцом. И именно поэтому религия Ханаана выступает как ненавистная Богу. Речь идет ведь не о том, что вот, понимаете, принесение в жертву людей, гибель людей, смерть детей сама по себе ужасна. Если мы посмотрим Ветхий Завет, мы увидим, что Бог требует от Израильского народа часто тоже очень жестоких вещей. Вот он требует предать тот или иной город, предать заклятию. Чтобы в нем вообще не осталось ничего живого. Так после взятия тот или иной город был истреблен полностью от младенца до старца, от животного до человека.

Вы помните, в Ветхом Завете при завоевании святой земли это довольно частая формула. И наоборот, израильтян очень строго наказывает Бог, если они пытаются кого-то спасти, кого-то оставить, обратить в рабов, а не убить, присвоить какое-то имущество и т.д. Т.е. сама по себе жизнь человеческая не есть абсолютная ценность. Это очень важно нам понять, жизнь человеческая не есть абсолютная ценность.

Абсолютной ценностью является добровольное следование воле Божией. Вот добровольное следование воле Божией - это абсолютная ценность, и она никогда не бывает уничтожима, потому что там за человеком стоит Сам Бог. Поэтому, не потому, что жители Ханаана убивали своих детей, ненавидит их Бог. Само по себе, для чего они убивали своих детей? Почему они убивали своих детей? Они убивали своих детей ради себя самих. Ради того, чтобы им было лучше и комфортнее в этом веке и, как они думали в будущем. Именно это убийство другого для своего комфорта, для своего блага является самым тяжким грехом. Потому что каждая человеческая личность уникальна, и она сама за себя должна отвечать перед Богом. Она не может отвечать за другого человека.

Именно поэтому говорит Бог, что религию хананеев Он ненавидит, именно поэтому эту замечательную землю, землю обетованную , где течет молоко и вино. Именно поэтому эту землю отдает Господь израильскому народу и призывает истребить те народы, которые на ней жили. Филон Библский один из авторов, один из таких жрецов древней ханаанской религии, цитаты из которого сохранил Евсевий Кесарийский в своем евангельском приготовлении 1. 10-40, он пишет в частности, "Был обычай среди древних, в случаях великой опасности, чтобы правитель города или народа для того, чтобы избавить свой народ от полного уничтожения, приносил в жертву самое дорогое, свое самое любимое дитя, как искупительную жертву" далее Евсевий пишет от себя - ревнивым демонам. Сам этот правитель понимал, что он приносит ее Ваал-Хамону.

Евсевий ставит, что говорится, все на свои места. Итак, мы видим, дорогие друзья, что в религии Ханаана нарушен важнейший принцип свободы, религиозной свободы. Потому что недобровольное человеческое жертвоприношение, оно нарушает принцип свободы и, тем самым, губит того, кто совершает это жертвоприношение. Вот теперь нам становится понятно, вот это страшный ветхозаветный приказ, который, надо сказать, многих ставит в тупик и многих смущает, тех самых заклятых городов, которых надо было уничтожить полностью.

Вообще интересно, когда читаем Ветхий Завет, что один город подлежит заклятию, другой частичному заклятию, где уничтожаются все мужчины, а остаются там скажем девочки (девственницы), в третьем случае вообще предлагается этих людей обратить в рабов, но не убивать, мы видим, что у Бога есть какая-то дифференциация. Но мы понимаем, что вот это полное заклятие происходит по одной простой причине, что люди, совершавшие те или иные религиозные действия, направленные на лишение жизни других ради своего блага, тем самым обрекли себя на полную гибель. На полное уничтожение, они уже убиты своими собственными деяниями, которые они свершили, в первую очередь вот этими ритуалами и главный из них - проведение своих детей через огонь.

В Библии очень мало говорится о храмовой проституции, она упоминается, но даже все это очень плохо, это там гадко, но это не абсолютная смерть, абсолютная смерь - это убийство другого ради себя. Это самое страшное, что может быть вообще в человеческой жизни, потому что это убийство другого образа божьего, что бы ты существовал да еще тем более спасался. Поэтому те, кто практикует такое, в каком городе это считается нормой, это считается нормальным явлением религиозной нормой, те осуждаются на полное уничтожение. Они уже мертвы, в этом смысле Бог не жесток, Он только свершает то, что уже свершено. Эта гибель города могла произойти от какой-то эпидемии чумы, она совершается руками избранного народа. В данном случае орудием наказания, даже не наказания, а орудием воздаяния является израильский народ, а не стихийное бедствие - землетрясение или извержение вулкана и не моровое поветрие. Но в сущности это то самое.

И именно через это мы можем понять степень неправильности религиозной системы того же Ханаана. Надо вам сказать, что примерно то же самое, забегая вперёд, повторится через две с половиной тысячи лет, когда испанцы придут в Латинскую Америку. Фактически совершится тотальное уничтожение культуры этих народов. А когда мы сейчас изучаем религиозные обычаи ацтеков или майя, то, вы знаете, даже у наших бывалых религиоведов волосы на голове встают дыбом. Настолько изощрённо жестоки и абсолютно несвободные, недобровольные были эти жертвоприношения ради благополучия самих себя. Так что Ханаан, как вы видите, вот эта мифологическая заминка, когда Эль и Ваал становятся врагами. И Ваал низвергает Эля и оскопляет его, изгоняет его и отбирает у него его жену - его энергию, его силу, которой он действует в мире. Мы видим, что эта мифологическая на наш взгляд несуразность, мифологическая необычность, она имеет прямое следствие в ритуале. И вот этот ритуал, в конечном счете, доходящий до человеческого жертвоприношения, этот ритуал, собственно, и делает народ Ханаана обреченными на гибель. Те, кто хотели спасти себя ценой другого, тем самым обрекают себя на полную гибель. Вообще на самом деле эта парадигма всеобщая. Мы можем ее распространить на тысячу вещей, на политические события, классовые конфликты, расовые войны, когда кто-то пытается жить за счет другого, то это всегда кончается гибелью или великим ущербом для него самого.

   ОРИГИНАЛ ЗАПИСИ В DREAMWIDTH    

история религий, современное общество., древний ханаан

Previous post Next post
Up