Как это делалось в Польше

Jul 14, 2010 22:53


Благодаря лабасу, прочитал интересную книжку Н. В. Петров "Сталин и органы НКВД-МГБ в советизации стран Центральной и Восточной Европы. 1945-1953 гг.". Это диссертация, сделанная в университете в Амстердаме. Целая глава в книжке посвящена Польше.

В конце мая 1945 Черчилль выступил с публичной речью о недопустимости насаждения Советским Союзом тоталитарных и полицейских режимов в Восточной Европе. Союзники настаивали на свободных выборах в Польше, и Сталин не мог с этим не считаться. При этом, по оценкам Черчилля в Ялте, «британское правительство не считает, что люблинское правительство представляет хотя бы 1/3 польского народа».

Опасаясь выборов, коммунисты решили в качестве генеральной репетиции провести референдум. На референдуме у правительства было преимущество: оно формулировало вопросы. Как правильно формулировать вопрос, все помнят из фильма "Подкидыш". 

В данном случае вопросы были сформулированы грамотно. Их было 3:

1.      Согласны ли Вы с ликвидацией сената?

2.      Желаете ли Вы закрепления будущей Конституцией хозяйственного строя, введенного земельной реформой и национализацией основных отраслей народного хозяйства, с сохранением уставных прав частной инициативы?

3.      Согласны ли Вы с закреплением западных границ Польского государства на Балтике, Одере и Нейсе Лужицкой?

В довоенной Польше сенат избирался по мажоритарной системе, а сейм - по партийным спискам. С этим, видимо, было связанно желание коммунистов упразднить сенат: в нем бы они вообще ничего не получили. Второй вопрос бы составлен так, чтобы расколоть оппозицию: при вопросе, согласны ли вы на умеренный социализм, социалисты и крестьяне проголосовали бы за. Тем более большинство проголосовало бы за аннексию Силезии и Померании. Как можно заметить, вопрос о восточной границе Польши не задавался. Помимо прочего, референдум еще и давал возможность потянуть время, а время тоже работало на коммунистов.

Миколайчик сначала предлагал голосовать "нет", "нет", "нет", но потом оппозиция решила, что надо голосовать "нет", "да", "да". Таким образом, именно референдум по первому вопросу был вотумом доверия/недоверия коммунистам.

МГБ работало в нескольких направлениях. Во-первых, люди МВД тайно встретились со вторым человеком партии Миколайчика, Тадеушем Рэком (между прочим, не самым трусливым человеком, в недавнем прошлом - вице-президентом "Жеготы"). После того тайного разговора Рэк немедленно взял курс на раскол PSL, и стал агитировать за то, чтобы на референдуме народ проголосовал "за". Ему тут же позволили открыть газету “Nowe Wyzwolenie”, а впоследствии его партия была в коммунистическом сейме в качестве кукольной "Крестьянской партии". Газету по распоряжению властей развезли по воеводствам на самолетах.

Но, именно из-за очевидной поддержки его партии властями, народ всё понял.

Тогда был призван третий эшелон. Из Москвы прислали бригаду из 15 специалистов во главе с полковником МГБ Ароном Моисеевичем Палкиным.

Голосование происходило следующим образом: на местах подсчитывали голоса по избирательным округам, затем протоколы с резыльтатами подсчета и (в среднем 8) подписями членов избирательной комиссии отвозились в цетральную избирательную комиссию в Варшаве. Как писала "Правда":

В связи с угрозой нападения диверсантских элементов было отдано распоряжение, чтобы там, где недостаточно обеспечена безопасность помещений дляголосования, участковая комиссия тотчас же после голосования отправилась с урнами в места, где безопасность подсчета голосов была полностью обеспечена»

Группа Палкина провела титаническую работу, подделав около 6000 протоколов и в общей сложности 40000 подписей. Вся переписка на эту тему сохранилась, включая отчеты Палкина о реальных масштабах голосования. По словам Палкина, на 1-й вопрос ответило положительно от 1 до 15% человек.

Палкину пришлось что-то и переделать, чтобы подогнать результаты под уже опубликованный ответ.

Не обошлось и без накладок. Краковский корреспондент газеты "Express Wieczorny” провёл в Кракове exit poll. Пришлось объявить, что именно в Кракове Миколайчик победил с небольшим перевесом.

Через неделю после публикации окончания результатов референдума, вся группа Палкина (надо сказать что еврей там - он один) - получила ордена.

Коммунистический премьер министр Польши писал в "Правде"

«Проведенный в Польше референдум - заявил премьер-министр, - в силу всем известного отношения к нему со стороны оппозиции является плебисцитом, в результате которого широкие массы польского населения выразили свое доверие правительству, полностью одобрив проведенные им реформы. Хотя окончательные итоги референдума будут опубликованы только 12 июля, уже сегодня на основе предварительных данных можно с уверенностью сказать, что референдум принес победу блоку демократических партий. Во всяком случае, не менее 60 процентов по видимому, ответило «да» на все три вопроса референдума».

А полковник Палкин был арестован в 1951 г. как еврейский националист. Потом реабилитирован в 1953. О его дальнейшей судьбе мне ничего найти не удалось.

история, Польша

Previous post Next post
Up