История про Яэль и Сисру встречается в Талмуде несколько раз. Вот отрывок из трактата Орайот 10b. Приведу длинный отрывок, чтобы был понятен контекст.
Сказал Раба бар бар Хана от мени р. Йоханана: что имеется в виду в стихе (Ошеа 14:10) "верны пути Господни, и праведники пойдут по ним, а грешники споткнутся на них"? Пример: два человека приготовили пасхальную жертву, один - чтобы выполнить заповедь, а другой - чтобы пожрать. Тот, кто ел ради заповеди - "праведники пойдут по ним", а тот, кто чтобы пожрать - "грешники споткнутся на них".
Сказал ему Реш-Лакиш: И ты называешь его злодеем? Может, он и не выполнил заповедь лучшим образом, но ведь он ел пасхальную жертву!
Нет, приведем вот какой пример. Два человека, с каждым в доме живет жена и сестра. Один вошел в дом и в потемках наткнулся на жену <и спал с ней>, а другой - на сестру.
Нет, этот пример никуда не годится. Разве это называется один путь?!
Нет, приведем вот какой пример: Лот и его дочери. Дочери, у которых были святые намерения <они считали, что их задача - восстатовить погибшее человечество> - "праведники пойдут по ним", а Лот, у которого были грешные намерения "грешники споткнутся на них".
<Пропускаю рассуждения, откуда мы учим, что у Лота были грешные намерения>
Сказал Улла: Тамар блудила и Зимри блудил. Тамар блудила - и вышли из нее цари и пророки; Зимри блудил - и погубил десятки тысяч в Израиле.
Сказал р. Нахман бар Ицхак: грех во имя заповеди - это больше, чем заповедь не во имя заповеди. Сказано (Шофтим 5:24):
Да будет благословенна между женами Яэль, жена Хевера Кенеянина, между женами в шатрах да будет благословенна!
Кто такие жены в шатрах? Это Сара, Ривка, Рахель и Лея. <И Яэль благословенна больше них>
Разве это так?
А вот же говорил р. Йеhуда от имени Рава: Пусть занимается человек Торой и заповедями даже не во имя заповедей, потому что из дел не во имя выйдут дела во имя.
Ну хорошо, скажи: грех во имя заповеди - это так же, как заповедь не во имя заповеди.
Сказал р. Йоханан: семь раз овладевал <Яэлью> тот злодей <Сисра>, как сказано (Шофтим 5:27):
Меж ног ее склонился, пал и лежал, меж ног ее склонился, пал; где склонился, там и пал сраженный.
<Из семи глаголов учим, что семь раз>
Получается, что она получала удовольствие от греха?
< Все-таки Талмуд здесь, как и всюду - мужская книга>
Сказал р. Йоханан от им. р. Шим'она б. Йохаи: даже добро, которое делают злодеи - это зло для праведников.
Я сознательно привел такой длинный отрывок, чтобы продемонстрировать, что речь идет не о насилии, а именно о допустимости греха для святой цели.
Таким образом, р. Йоханан считает, что Яэль использовала секс в качестве военного оружия.
С другой стороны, в Ваикра Раба 23:10 говорится:
Трое бежали от греха, и Всевышний поделился с ними своим Именем <чтобы засвидетельствовать их невинность>: Йосеф <который в другом месте назван Йеhосеф>, Яэль, и Палти <который в другом месте назван Палтиэль>.
Про Яэль сказано (Шофтим 4:18):
Он зашел к ней в шатер, и она покрыла его смихой.
< Слово "смиха" в современном иврите значит "одеяло", но это кажущаяся понятность, вообще-то это гапакс, что и отмечает мидраш>
Сказал Реш-Лакиш: мы искали во всем Писании и не нашли вещь, которая бы называлась "смиха". Что же такое "смиха"? - Шми ко - "Мое Имя здесь" <в ТаНаХе, в отличие от современного языка, "смиха" пишется через син, а не через самех>. Сказал Всевышний: "Мое Имя свидетельствует о ней, что не прикоснулся к ней тот злодей".
Таким образом, есть два мнения: р. Йоханана и его постоянного оппонента Реш-Лакиша. Многие комментаторы так и считают. Но, поскольку в агаде в спорах нормальна ситуация "и ты прав, и ты прав", находятся комментаторы, которые пытаются гармонизировать два противоречащих мнения. Делают это двумя способами.
Некоторые считают, что Сисра не прикоснулся к Яэли, но у него было истечение семени. И для такого мнения есть основания в Талмуде (Мегила 15а):
Рахав соблазняла своим именем, Яэль - своим голосом, Авигайль - воспоминанием, а Михаль дочь Шауля - своей внешностью.
То есть у Яэль был замечательный соблазнительный голос, и одним этим голосом она довела Сисру до того, что он уснул в изнеможении. Для этого, добавляют некоторые, она и поила его молоком.
По другому мнению, Яэль привела туда шида - бесовку-суккуба в образе Яэли, и Сисра занимался сексом с ней.
Пойдем дальше. В Санhедрин 106b говорится:
Некоторые из потомков Сисры учили Тору в Иерусалиме. Некоторые из потомков Санхериба публично обучали Торе. И кто это? Шемайя и Авталион. Некоторые из потомков Амана учили Тору в Бней-Браке.
Заметим, нигде не сказано, что это потомки Сисры от Яэли.
В Брахот 27b-28a обсуждают, кем заменить отстраненного раббана Гамлиэля. Среди прочих, обсуждают кандидатуру р. Акивы - и отвергают ее:
Может быть, он будет наказан, потому что нет у него заслуг отцов.
По-простому это означает, что р. Акива - потомок геров, у него нет заслуг отцов, и потому, оказавшись начальником, он рискует больше своих знатных коллег.
Р. Нисим hаГаон (Кайруан 10 в.) в своем комментарии к этому месту ссылается на Санхедрин 106b, и приводит другую версию:
Некоторые из потомков Сисры учили Тору в Иерусалиме. И кто они? Р. Акива.
Помимо р. Нисима Гаона, эта версия встречается в некоторых рукописях. Это - странная версия. Было бы странно писать про Шемайю и Авталиона, что они публично обучали Торе, а о р. Акиве - что он учился в Иерусалиме. Большая часть деятельности р. Акивы приходится на период, когда Иерусалим был разрушен. Конечно, он мог успеть поучиться до разрушения Храма, но это не то, чем он славится. Легче предположить, что это контаминация с упоминанием Шемайи и Авталиона.
Но даже если предположить эти версию, еще труднее представить себе, что р. Акива - потомок Яэли от Сисры. Р. Акива - потомок геров, по мнению Рамбама, его отец - гер. А если бы он родился у Яэли от Сисры, он был бы мамзером. Такое нигде не говорится и не предполагается.
Это все в предположении, что потомки Итро приняли Тору, а это возможно не так. И действительно, есть комментаторы, которые говорят, что да, Яэль родила от Сисры, но что она тогда не была еврейкой, и тогда ее потомки не мамзеры.
Но идея, что Яэль родила от Сисры ребенка, и от этого ребенка происходит р. Акива, прижилась: мол, в Сисре была искра, которую надо было извлечь, чтобы получился р. Акива. Есть комментаторы, которые говорят, что Яэль пророчески знала об этой искре, потому все это и устроила. Несколько противоречит идее, что она ничего хорошего не получила от Сисры.
Самую красивую версию развивает р. Хаим Давид Йосеф Азулай, ХИДА, Иерусалим, 1724-1806.
Да не придет тебе в голову, что Сисра вошел к Яэли, потому что там случилась бесовка под видом Яэли, и он лежал с ней. Но душа р. Акивы была скрыта в Сисре, и Яэль, когда пробила Сисре голову, извлекла оттуда святую искру, и из нее вышел р. Акива.