30-ый критический бред

Nov 19, 2019 00:02

Всемогущество и недомыслие
Неужели обязательно нужно убить человека, чтобы понять, что он живой
Фрау Марта, жена садовника Мюллера

Введение

В Википедии есть статья про английского философа Колина Мак Гинна вот тут. Из неё можно узнать, что родился он в 1950 году, работал в университетах Лондона, Оксфорда, Майами. В 2013 году одна студентка ( Read more... )

Критика

Leave a comment

Comments 14

lj_frank_bot November 19 2019, 02:15:09 UTC
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Религия.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Reply

idealist_t November 19 2019, 07:00:13 UTC
Можно.

Reply

lj_frank_bot November 19 2019, 07:04:51 UTC
Я молодец

Reply


alexandre_putt November 22 2019, 12:08:41 UTC
О, это очень точно подмечено, что вся суть опровержения существования бога у данного автора сводится к противоречию "p и не p" из расселовского парадокса лжеца (где p - свойство, которым обладает или не обладает бог), и следовательно не является осмысленным.

(Честно говоря, возражения на основе богословского подхода мне не очень понятны, в отличие от логического).

С другой стороны, если бог - это то, что не может быть выражено в языке, т.е. то, что не может быть помыслено, то нужен ли он вообще?

Reply

idealist_t November 24 2019, 08:02:17 UTC
Перечисленные богословы в принципе толкуют тот же парадокс лжеца, только выражают его иначе.

Есть вещи, которые также не выражаются на языке (неоднозначность, неубедительность). Это вся гуманитарка, например искусство или политика. Разве они не нужны?

Религия же существует давно и у всех. То есть по факту она людям нужна. И Фома, и Ансельм - весьма интеллектуальные люди - писали свои сочинения не из под палки. Наверно, им это было надо, приносило удовлетворение.

Reply

alexandre_putt November 24 2019, 18:56:14 UTC
Так искусство вызывает в нас совершенно определённую реакцию (эмоции, например), о которых мы можем говорить вполне со смыслом, т.е. выражать своё восприятие с помощью языка. Тут же получается, что речь идёт о чём-то, что мы даже помыслить не можем.

Религия - довольно сложное явление. Если говорить о религии как об институционизированном явлении, то атеизм как бы не историческим ровесником оказался (что, конечно, не отменяет исторического значения религии). Хотя это уже другой разговор...

Reply

idealist_t November 25 2019, 05:37:10 UTC
Выражение эмоций религиозных действий будет подобным выражению переживаний от искусства. Здесь как раз, как я думаю, нет особой разницы.
Богословие приходит в том числе к отрицанию возможности мыслить о Боге (апофатическое богословие). Причём богословие только в иудаизме, христианстве и исламе, в которых есть аксиома о абсолютной разделённости Бога и тварного мира.
Но исторически первым апофатический способ мышления был дан в диалогах Платона, и касался он, можно сказать, любых понятий. Апофатизм - это часть диалектики. Лосев в "Философии имени" утверждает (точнее доказывает логически), что апофатический момент является необходимым для совершенно любого понятия.
То есть я хочу сказать, что немыслимость это один из элементов любой диалектической теории, а не только богословия, и им никакая теория не исчерпывается. Нельзя сказать "Бог немыслим" и на этом остановиться. Кроме апофатического богословия есть катафатическое, и в диалектике тезис и антитезис выходят в синтез. Диалектические теории искусства, кстати, существуют.

Reply


jamagdanya May 6 2020, 06:45:58 UTC
Религия отнимает время, необходимое для познания окружающего мира, что необходимо для выживания индивида и вида.

Те, кто отказывается от познания вымирают.

Reply

idealist_t May 6 2020, 07:31:54 UTC
Первобытные люди боролись за выживание каждый день. Этнографы, изучая быт "современных" дикарей, отмечали их высочайшую практичность, огромные знания окружающей среды, животных и растений. Это логично, так как от этого зависит их жизнь.
Но почему-то в условиях жёсткой борьбы за жизнь, эти люди тратили своё время на бесполезные вещи. И не вымерли при этом. Что-то тут не так.
Сегодня очень много людей тратят своё время на кино, театры и прочие такие штуки, тоже далёкие от борьбы за выживание. И дикари этому тоже время уделяли.

Reply

jamagdanya May 6 2020, 08:59:29 UTC
Вымерли египтяне. :))) А наши предки - нет. Иначе вас бы тут не было. ;-)

Цивилизации, переставшие заботиться о выживании, что выражается в изучении окружающего мира, исчезают. Сейчас список известных опасностей расширился, например, до астероидной, и до сих пор нет ни единого инструмента для противодействия ей. Зато есть список миллиардеров и голливудских шлюх. Куда-то не туда рулим, таварщ.

Reply


ext_5207491 June 27 2020, 16:42:51 UTC
Это тот самый Мак Гинн,являющийся сам персонажем парадокса, который можно сформулировать так: Философ Мак Гинн решил философскую задачу установления решаемости философских задач и установил, что философские задачи нерешаемы.

Reply

idealist_t June 29 2020, 20:13:25 UTC
Можно и так сказать :)

Reply


Leave a comment

Up