(no subject)

Feb 16, 2007 19:25


В связи с недавно прочитанным Татьяной “Бронзовым мальчиком” возникла дискуссия о Тарасе Бульбе. Пришлось перечитать. Перечитал я его с омерзением.

Тарас - бандит, самодур, и мерзавец.

Что самодур - видно уже с самого начала, когда он сначала собирается ехать в сечь через неделю, потом вдруг решает ехать завтра же и жестко со всех требует исполнения своей прихоти - именно прихоти, потому что необходимости ехать немедленно нет никакой. Потом ему настолько приспичило немедленно устроить какую-нибудь войну для своих сыновей, что он организовал смуту и сверг кошевого, говорившего, что воевать сейчас нельзя, поскольку казаки связаны словом, которое они дали турецкому султану. Потом свидание накануне казни Остапа не состоялось исключительно из-за самодурства Тараса, который уже перед дверью в тюремный коридор начал спорить о вере с охранником. Ну и Андрия он убил из-за такого же рода минутной вспышки обиды. Решение это у него появилось в тот момент, когда он увидел, как Андрий бьет бывших своих подельников.

Вера - отдельный пункт. Все казаки искренне считают себя христианами, искренне не считают христианами поляков, и никого кроме себя не считают за людей. Их христианство не мешает им жить грабежом, резать, топить, вешать и жечь живьем мирных жителей, включая женщин и детей. Они даже считают, что этим они стоят за веру православную.

Один там был нормальный человек с нормальными человеческими чувствами, который, ужаснувшись делами своими, не только “завязал”, но и “ссучился”, за что и был убит.

Кажется героической гибель Тараса, как бы самопожертвование. Однако, взяли его опять из-за его самодурства, люльку он не захотел отдавать врагу, понимаешь. Так что, не это, так и ушли бы спокойно, и не надо было бы прыгать к тем лодкам с обрыва, во-первых. Во-вторых, Тараса уже все равно казнили (кстати, домашнее задание, отгадайте, почему именно таким способом) и то, что он сверху с любопытством оглядывал окрестности свидетельствует только о равнодушии к мучениям и смерти, что может свидетельствовать скорее не о героизме, а о нездоровой психике. Он же и на казнь пришел посмотреть ради того, чтобы убедиться в том, что Остап выдержит пытки.

В общем, мерзкий тип. Мне его не жалко. Жалко только Андрия.

essay, books

Previous post Next post
Up