Пацан сказал - пацан сделал.

Feb 11, 2011 18:15

Прочитал я эту вашу княжну Джаваха-оглы-Джамата.

Это книга про правильных до отвратительности детей? Нет, она, конечно, отвратительна - безмозглая, бессердечная, эгоистичная, избалованная, спесивая, упрямая истеричка. Но что в ней правильного?

Для начала любимое развлечение - скакать галопом по улицам селений мусульман, пугая живность и мирных жителей. Они, значит, ей вслед кричат “сумасшедшая девчонка” и “шайтан-девчонка”, а ей “… любо мне было дразнить старух, пугать ребят”.

Практически всех, с кем знакомится, сначала воспринимает как врагов и старается настроить против себя. Из значимых исключений есть наверно только один бандит Абрек и девочка Люда, которые ей сначала понравились. Но она все равно постаралась их настроить против себя.

Сделала все от нее зависящее, чтобы славный род, которым она как бы гордится пресекся: уморила кузена, последнего мужчину в роду, и расстроила свадьбу отца.

К свадьбе она сбежала из дому (после чего отец и передумал жениться), переоделась нищим волынщиком и пошла в дедушкин аул. Перед этим она два раза слышала как бандит Абрек обещает другим бандитам украсть ее коня. Никому, конечно, не сказала, кроме этого самого Абрека, пока он не стащил бабушкино ожерелье. Тут-то она на него пальцем показала, а он в окно выпрыгнул и сбежал, предварительно пообещав отомстить. В дороге наткнулась на казаков, ее разыскивающих и пошла прятаться в горах. Тут, конечно, гроза, горы рушатся в ущелья, она, естественно, отважная девочка, поэтому лишается чувств. Очнулась - вокруг бандиты. Не признали. Отобрали две мелких монеты и велели убираться. Как же, щас. В этот момент вдруг прискакало что-то знакомое и она с радостным криком "Шалый!" побежала обниматься с конем, забыв обо всем на свете. Ну и прискакавший на том Шалом Абрек ее немедленно опознал и решил мучительно убить. Жалко нашелся в банде мальчик, который ее не знал и подумал, что девочек убивать нехорошо.

Под претензиями Чуковского к языку Чарской тоже готов подписаться, только вот не выписывал примеров, а еще раз за ними я туда не полезу. Скажу только, что у меня создалось впечатление, что Чарская узнала примерно с десяток местных грузинских и тюркских слов и для придания колорита навтыкала их куда можно и нельзя. В половине случаев эти слова не вписываются органично, а выпирают из текста.

Ну и, конечно, все постоянно с рыданиями бросаются друг другу в ноги. Очень романтично, да.

books

Previous post Next post
Up