В один из прекрасных вечеров
за блинами с
земляничным вареньем мой
дорогой Лучик раздумчиво так сказал:
- Меня давно уже зовут погостить в Улан-Удэ, там у меня есть прекрасная подруга. Я думаю, нужно ехать в эти выходные. Да, мы определённо едем.
- Вы поедете с Евгением Серафимовичем? - со всей возможной почтительностью осведомилась я
- Нет! - с весёлым негодованием воскликнула собеседница, - мы едем с Ириной Николаевной!
Вот какие у меня были варианты в этой ситуации? Если Ирина Викторовна приняла какое-либо решение - окружающим остаётся лишь пригнуться и покориться; увернуться невозможно.
Едва я заикнулась о вариантах переезда и билетах - оказалось: уже всё узнано, куплено, договорено и решено. О_О
В городе нас встретила обаятельнейшая умница, добрейшей души Елена Евгеньевна и привезла в прекрасный дом, о котором нужно писать отдельную сагу. Уютный, красивый, тёплый, по-доброму и очень грамотно обустроенный; полный любви и уважения друг к другу всех членов семьи - умных, ярких и талантливых.
Первым, кто кинулся нас приветствовать во дворе, оказался невиданный зверь:
хотошо.
Я никогда ранее не встречала эту породу:
бурят-монгольский волкодав. Потрясающие ребята. Древняя кровь, священная собака буддийских монастырей. Говорят: потомки
Сарамы, божественной собаки,
служившей самому Индре - громовержцу.
Придворной Брахмы. Приносят счастье хозяевам.
Этого красавчика зовут Достояние Республики Бурятия Ихчэрэн. Собака предельно опасна. Предельно. Поражающая мощь - как у ядерного заряда. Кроме высокого адаптивного интеллекта (способности самостоятельно принимать решения с учётом возникшей задачи) и семидесяти килограммов мускулистого тренированного тела зверь имеет полтонны абсолютно неотразимого обаяния, сбивающего с ног.
Поверженного зазевавшегося гостя дружелюбный пёс способен зализать насмерть, предварительно запрыгав его кругами до полной потери ориентации, как мангуст кобру. Фотографировать этого егозу крайне сложно - он ухитряется быть одновременно в пяти местах,
отталкивая плечом других собак, наступая лапой им на носы, ввинчиваясь между ними и гостями: «Меня! Нужно гладить меня! Нет, меня!! Я тут! Тут! Гладьте же!!» Касаться его, впрочем - одно удовольствие: шелковистая упругая красивая шерсть и явная радость весёлого сообразительного парня делают эту встречу незабываемой.
Но найти кадр, где товарищ представлен во всей красе - со всеми своими лапами, хвостом, носом и прочими запчастями, практически нереально. Успокаивается он исключительно под рукою хозяев ( полностью оправдывая одно из обиходных названий породы - «слово «гартшь» в переводе с монгольского означает «ручной», «при руке», «под рукой»)., поэтому могу предоставить лишь постановочные кадры, извините. J
Гостеприимная хозяйка немедленно начала кормить гостей, создавая прямо на наших глазах обещанное мне известнейшее блюдо бурятской кухни - позы (бууза).
Тесто замешивается из муки, соли и воды. Елена Евгеньевна обратила внимание на то, что его нужно очень хорошо вымесить:
Тесто мастерица разрезала на кусочки ( вскоре выложу пост о том, как удэгейские женщины в такой же ситуации тесто рвут - такими же абсолютно равными частями) :
Превратила в шарики:
И раскатала идеальными лепешками:
Умелая ловкость просто завораживает меня : я совершенно не в состоянии сделать скалкой такие абсолютно одинаковые по величине и толщине заготовки:
Относительно фарша Елена Евгеньевна пояснила, что его обязательно делают из говядины, причём лук не пропускают через мясорубку, а рубят ножом:
Щедро начиняет тесто:
И волшебными колдовскими движениями с невероятной быстротой заворачивает фарш:
Вылепляя элегантный бутон с дырочкой вверху:
Созданная красота укладывается в пароварку и готовится 25 минут ( от момента закипания воды) :
Господи, как же это вкусно!! Отменная говядина в тонком тесте! Ароматные, полные горячего мясного сока, буузы Елены Евгеньевны великолепны! Завидуйте! Поклон мастерице!
После такого шикарного хлеба-соли наступило время зрелищ. О невероятной
Галерее Льва Бардамова, заставившей нас потерять счёт времени и зависнуть там в полной прострации, лишь изумлённо переглядываясь, я расскажу отдельным постом.
Всё время визита в Улан-Удэ я пребывала в состоянии абсолютной ирреальности происходящего. Что поднимало меня над асфальтом и заставляло регулярно встряхивать головой? Красота природы, доброжелательность окружающих, диковины культуры и искусства? Заметив мою тревожную эйфорию, принимающая сторона осведомилась о причине. Наконец, удалось сформулировать :
- Понимаете: на чиновничьем арго я - матёрый орговик. Всю жизнь сама всё организую. Сама всех встречаю-провожаю, обеспечиваю - договариваюсь - сращиваю - вожу - помогаю… А тут попала в лапы ДВУХ (!!) таких же!! Я ещё не успеваю измыслить смутное желание - оказывается, оно уже всё обдумано, согласовано и решено! Всё! Всё!! Вся логистика, все билеты, все доставки, все ночлеги, и еда, и обзорная экскурсия по городу,
и мосты, и статуи, и музеи! И отзывы-комментарии к достопримечательностям изучены, и сделаны выводы! Мне всё преподносится прямо на тарелочке, и меня просто носят на руках, не давая касаться земли!
- Ваша карма нагнала вас, - с истинно буддистским спокойствием пожала плечами Елена Евгеньевна.
Бурятия очень красива.
(Даже в моём кривом исполнении через окно автомобиля на полном ходу.)
Очередным же особенным местом посещения стал дацан «Ринпоче Багша» ( или, как его частенько называют по месту локализации, дацан на Лысой горе) :
Это - относительно новый храмовый комплекс. Он не имеет пока столь давней истории, как, к примеру, Иволгинский дацан. «
В 1999 году досточтимый Еше Лодой Ринпоче (Ело Ринпоче IV) - тулку, святой перерожденец, человек, осознанно родившийся и посвящающий свою жизнь помощи всем живым существам - посетил Индию, где на аудиенции у Его Святейшества Далай Ламы изложил настойчивые просьбы учеников об открытии центра. Его Святейшество поддержал эту идею. Он сказал, что такой центр принесёт большую пользу всем людям и благословил Ринпоче на его создание. В 2000 году был основан центр «Ринпоче Багша», и
началось строительство буддийского храмового комплекса в Улан-Удэ в местности Лысая гора. Вместе с досточтимым Ело Ринпоче за осуществление этого трудоёмкого проекта взялся его ученик геше-лхарамба Тензин Лама. 27 июня 2004 года состоялось торжественное открытие дацана «Ринпоче Багша» на Лысой Горе.»
Сразу на входе / подъезде посетителей встречают восемь ступ, символизирующих восемь подвигов Будды, установленные в 2005 году:
Cтупы (субурганы в бурятской традиции) - архитектурно-скульптурные
сооружения, в совершенной форме выражающие чистую природу ума, Просветление - в странах, чьи жители исповедуют буддизм, можно встретить повсеместно.
Ими могут быть застроены довольно большие площади ( я видела огромные поля, до горизонта заполненные древними дагобами).
Цвет их может соответствовать имеющимся в данной местности породам. В тибетской традиции форма их канонична, в других странах может видоизменяться.
Каждый может внести гармонию в свою жизнь, очистить себя от пороков и развить в себе добродетели, обходя ступы по направлению движения солнца.
Немедленно впечатляет ухоженность территории и роскошные зелёные насаждения:
Главное здание дацана - Цогчен-дуган - «дом всеобщего собрания»:
«Путь к святыне должен быть труден». Разумеется. Но и здесь буддизм смягчил жёсткое старое правило. Да, есть лестница - но она, в отличие от исламских, индуистских святых мест, не создана специально сложной для преодоления: никаких огромных, несоразмерных человеческим размерам камней, вывернутых ступеней ( для невозможности развернуть ногу и весь корпус тела) и пр. Просто аккуратная, чистая, красивая лестница, поддерживаемая в идеальном состоянии:
Разумеется, я сразу разулась.
Буддизм - учение крайне миролюбивое, сочувственно относящееся к человеческим слабостям и особенностям, но уже много, много лет назад - ещё на Шри-Ланке - меня крепко научили подходить к буддийским святыням исключительно босой. Даже если святыня находится под открытым небом, то на подступах будут предусмотрены специальные канавки / ёмкости для омовения ног:
Фото: Евгения Ломанович.
(К сожалению, в этот кадр место для омовения ног и оставления обуви не вошло - оно чуть ближе нижнего края фотографии, но это является чисто обустроенным местом прямо в почве. Будьте уверены: я боса; там за этим следят строго.)
Понятно, что в Бурятии при -40 босоногим не погуляешь, и поэтому эти требования ослаблены с учётом местной специфики климата, и даже монахи ходят обутыми:
Но ведь вокруг - август! Поэтому я ходила по чистым, очень чистым и тёплым камням, ступеням, дорожкам и брусчатке голыми ногами.
Слева и справа от Цогчен-дугана построены две Большие ступы Примирения:
Очень красивая видовая площадка дацана с живописно открывающимся видом на город и реку:
Меня просто потрясло количество цветов, декоративных кустарников и прочих растительных форм - роскошно цветущих, обихоженных до последнего листочка / иголочки / травинки. Вот как объясняет
Дацан "Ринпоче Багша", официальная страница : «Более тридцати тысяч цветов храмового комплекса «Ринпоче Багша» являются подношением всем Буддам и Бодхисаттвам, а также подарком для всех, приходящих в дацан.»
Любой цветовод понимает: такая красота, столь пышное цветение и образцовая ухоженность где-нибудь недалеко от экватора - восхищают, но являются объяснимыми. Но создать такое великолепие в холодной, снежной Бурятии - это невероятный талант, усилия и настойчивость! Не хватает слов выразить весь восторг и удивление!
И что же предстаёт взорам любого, очутившегося непосредственно перед Цогчен-дуганом??
Расхохотавшись, мы долго обсуждали, что это: шутка скульптора, памятник буузу, авторская интерпретация художника (который, как известно, должен быть голодным) ? Любому, хотя бы вскользь интересующемуся буддизмом и индуизмом, несчётное количество раз, конечно, приходилось видеть изображения лотоса - оно входит в число восьми благоприятных символов - да и в живой природе тоже:
Фото: Вакуленко Сергей Александрович.
Ключевой символ незапятнанной чистоты и духовного совершенства, олицетворение Солнца и творящих сил Вселенной - и вдруг такая приземлённая ассоциация с пельменем, хлебом насущным! Но, может быть, в этом и заключается высшая мудрость: не видеть вины и порока в земных аспектах бытия? Или бууза - непривычный аспект привычного символизма лотоса - возрождения, возобновления жизненных сил - этакое буквальное толкование? J А может, это напоминание: семена, вызревающие в коробочке лотоса,
Фото: Вакуленко Сергей Александрович.
тысячелетиями перетирали в высококачественную муку, а съедобный
белый лотос стал символом Вишну и Будды?
Фото: Вакуленко Сергей Александрович.
Такое вот сплетение высших, священных аспектов и самой сути мирского бытия представила нам Бурятия. Лукаво усмехаясь. (Пусть эти догадки наивны и напрочь лишены мудрости - но ведь сам Поиск не менее важен, ведь так? ;-) )
Текст получился слишком длинным, поэтому его пришлось разбить на 2 части. Продолжение следует.