Американская космическая гонка. Часть 12. Вып 1

Aug 05, 2015 02:00



[прошлые выпуски] Американская космическая гонка
Американская космическая гонка. Часть 2
Американская космическая гонка. Часть 3
Американская космическая гонка. Часть 4
Американская космическая гонка. Часть 5
Американская космическая гонка. Часть 6
Американская космическая гонка. Часть 7
Американская космическая гонка. Часть 8
Американская космическая гонка. Часть 9
Американская космическая гонка. Часть 10
Американская космическая гонка. Часть 11


«Аполлон-15» - девятый пилотируемый космический корабль в рамках программы «Аполлон», четвёртая высадка людей на Луну. Командир экипажа Дэвид Скотт и пилот лунного модуля Джеймс Ирвин провели на Луне почти трое суток. На снимке: Официальный портрет



Общая продолжительность трёх выходов на лунную поверхность составила 18 ч 30 мин. На Луне экипаж впервые использовал лунный автомобиль, проехав на нём в общей сложности 27,9 км. На снимке: слева направо Дэвид Скотт, Альфред Уорден, Джеймс Ирвин



Для «Аполлона-15» геология впервые стала одним из приоритетов. Скотт и Ирвин занимались с Ли Силвером, геологом из Калифорнийского технологического института. На снимке: Джеймс Ирвин, Дэвид Скотт и Джо Аллен во время полевых занятий по геологии



За год, с мая 1970 по май 1971 года, астронавты побывали в 16 геологических экспедициях. На снимке: Джеймс Ирвин и Дэвид Скотт во время полевых занятий по геологии в штате Нью-Мексико. Слева - тренировочная модель «Лунного Ровера»



Чтобы выполнить задачи, возлагавшиеся на«Аполлон-15», он должен был доставить к Луне на 1815 кг полезного груза больше, чем «Аполлон-14». На снимке: «Фалкон» (на заднем плане) и «Лунный Ровер» в процессе сборки в Космическом центре имени Кеннеди



Поскольку экипаж «Аполлона-15» должен был перемещаться по Луне на «Лунном Ровере», нужна была новая система связи. На снимке:«Лунный Ровер» № 1 на заводе корпорации Boeing перед самой отправкой в Космический центр имени Кеннеди



Для этого был разработан лунный передатчик информации, размером с небольшой чемоданчик. Он крепился впереди «Лунного Ровера», но был рассчитан и на переноску вручную. На снимке: Солнечные батареи «Лунного Ровера»



В течение месяца, предшествовавшего дню намеченного запуска, над Космическим центром имени Кеннеди несколько раз бушевали грозы. На снимке: Сатурн V покидает здание Vehicle Assembly (VAB) для отправки на стартовую площадку



Молнии четыре раза попадали в наземные конструкции стартовой площадки 39-А, но они не повредили ни ракету-носитель, ни космический корабль. На снимке: «Аполлон-15» на стартовой площадке в июле 1971 года. Молния ударила в отдалении, не попав в корабль



На снимке: Начало транспортировки ракеты-носителя Сатурн-5 с «Аполлоном-15» на стартовую площадку



За два с половиной часа до запуска астронавты заняли свои места в кабине космического корабля. На снимке: Астронавты отправляются на стартовую площадку



В день запуска, 26 июля 1971 года, во Флориде стояла солнечная, практически безоблачная погода На снимке: Старт РН Сатурн-5 с «Аполлоном-15»



Старт «Аполлона-15» состоялся в 13:34 UTC 26 июля 1971 года, всего на 0,187 секунды позже графика.



Через 1,35 секунды после старта корабль совершил манёвр отклонения от вертикали на 1,25° в сторону, противоположную от башни обслуживания, для того, чтобы случайный порыв ветра не привёл к соприкосновению ракеты-носителя с башней



Снимок Земли, сделанный экипажем «Аполлона-15» 26 июля 1971 во время полёта к Луне с расстояния примерно 55 000 км от Земли



В первую ночь в космосе Хьюстон дал астронавтам отдохнуть более 10 часов и утром их будить не спешил, они сами вышли на связь. На этот день была запланирована инспекция лунного модуля. На снимке: Фотография удаляющейся Земли



На следующий день астронавты отдыхали 9 часов, утром третьего дня Скотт и Ирвин ещё раз перешли в лунный модуль для окончательной проверки всех систем и повторной уборки. На снимке: Фотография удаляющейся Земли



29 июля после подъёма, астронавты облачились в скафандры, но пока без шлемов и перчаток.Астронавты начали подготовку к главному событию дня - включению маршевого двигателя на торможение и переходу на орбиту искусственного спутника Луны.



Это должно было произойти над обратной стороной, когда с кораблём не будет никакой связи. В 78 часов 23 минуты 31 секунду полётного времени «Аполлон-15» скрылся за западным краем диска Луны. На снимке: Лунный терминатор, граница между днем и ночью



«Аполлон-15» вышел на окололунную орбиту. Через 33 минуты после потери сигнала связь восстановилась, и Скотт доложил, что «Индевор» с грузом вышел на позицию. На снимке: Южное море Луны с отражением солнца в иллюминаторе космического корабля



Когда корабль показался из-за диска Луны и связь восстановилась, Скотт доложил Хьюстону, как прошло включение двигателя, и рассказал, что на всех огромное впечатление произвёл кратер Циолковский на обратной стороне с его внушительной центральной горкой



Дэвид Скотт описал свои впечатления словами: «Этот первый пролёт над обратной стороной - у меня просто крышу снесло! Ничего делать было невозможно - только пристально смотреть в благоговейном трепете». На снимке: Море Изобилия



В течение первого витка, во время полёта над освещённым полушарием Луны, астронавты фотографировали подряд все примечательные детали поверхности и подробно описывали Хьюстону всё, что видели. На снимке: Море Изобилия



«Аполлон-15» вышел на окололунную орбиту, имевшую большое наклонение, орбиты всех предыдущих «Аполлонов» пролегали вблизи плоскости экватора. Поэтому астронавты видели то, что с такого близкого расстояния до них не видел никто. На снимке: Кратер Ньюком



Когда корабль пролетал над Морем Кризисов, Скотт сообщил, что цвет поверхности варьирует от белого до тёмно-серого с большим количеством промежуточных оттенков серого. На снимке: Кратер Архимеда в сумерках лунного терминатора



Во время подлёта к Апеннинам, вблизи периселения орбиты, оператор связи Карл Хенайз спросил, хватает ли высоты, чтобы не зацепить горы. Джеймс Ирвин ответил: «Мы все зажмурились и поджали ноги». На снимке: Аппенины



Кратеры на лунной поверхности



Кратер Мессье в море Изобилия



Кратер Эратосфена



На высоком отрезке орбиты астронавты провели первый сеанс съёмки на картографирующую и панорамную камеры и включили спектрометр гамма-лучей и масс-спектрометр, которые выдвигались из модуля научных приборов на длинных 7-метровых выносных стрелах



На очередном витке, во время пролёта над Апеннинами вблизи периселения Скотт сообщил в Хьюстон, что лунные горы совсем не похожи на земные, нет остроконечных пиков и обрывов, вершины округлые, хотя они иногда и отбрасывают остроконечные тени.



Он добавил, что освещённые Солнцем склоны гор, отражая свет, немного подсвечивают тёмную пока равнину, и поэтому каньон Хэдли Рилл различим с орбиты. На снимке: Северная сторона горы Хэдли и холм в соседнем районе



30 июля 1971 года, на 5-й день полёта с помощью 20-секундного включения двигателей системы ориентации «Индевора» была проведена коррекция орбиты снижения. На снимке: Полумесяц Земли поднимается над горизонтом Луны



В начале 11-го витка Джеймс Ирвин, а за ним и Дэвид Скотт, перешли в лунный модуль и активировали все его системы. На снимке: Земля с лунной орбиты



На 14-м витке (от момента запуска прошло 104 часа 30 минут 12 секунд, а со времени подъёма экипажа в этот день - почти 11 часов) был включён двигатель посадочной ступени «Фалкона». На снимке: Вид из иллюминатора ЛМ во время спуска к поверхности Луны



Ровное место для посадки было выбрано Скоттом примерно на высоте 610 метров, на высоте чуть больше 120 м он перешёл на ручное управление. На снимке: Район посадки «Аполлона-15». Снимок сделан из кабины лунного модуля за один виток до прилунения




космонавтика, США, история, фото

Previous post Next post
Up