Русская театральная пародия ХIX-начала ХХ века.
Москва"Искусство" 1976 год.
Hеобычайно привлекательная обложка художника Троянкера. Из тех обложек, мимо которых не пройдешь, - любопытно....
Эта книга у меня находится с года издания. Она принадлежит к любимому типу: открываешь на любой странице и читаешь.
Издание очень серьезное, с научной вступительной статьей и комментариями Полякова.Но я оставлю научную часть в покое, поскольку это-то и здорово, что смешно тебе и в том случае, если ты не знаешь подоплеки содержания.
Всегда на театре ( употреблю для шику) есть смешные вещи. Они вечны и не зависимы от временных периодов.
Напыщенность,неестественность, потеря идеи за новейшими поисками формы - это претензии к драматургам и режиссерам.
Другой критерий отбора объектов для пародирования, - реакция на "хиты"сезона, на самые модные и популярные постановки.
Такие, как "Прекрасная Елена" - французски, немецкий и русский вариант.
(
Кликнув, можно почитать)
Пародия - как шарж.Высмеиваются самые характерные черты.
Интересно, можно ли получить представление об истории театра по пародиям,"от обратного"?
Среди пародистов царствует Козьма Прутков, выделенный в особый раздел.
А кроме этого,И.Дмитриев,Некрасов, И.Панаев, Чехов, Евреинов.
А пародируемые - трагедист Озеров ,Кукольник ( многократно!),оперный композитор Серов,Островский ,Писемский,Лев Толстой,постановщик Лентовский( славившийся использованием спецэффектов), Суворин, Найденов..
Досталось и Станиславскому, и Рейнгардту
"Торжество супружеской неверности, или Мексиканцы в Лапландии";
"Горькая судьбина кота, или Легкая бойня";
"Жак Нуар и Aнри Заверни,или Пропавший документ".
Названия, подобные которым мы видим сегодня на обложках романов Д.Донцовой...
***********************
По мере приближения к 20-му веку акцент перемещается в социальную жизнь театра.
Жадность, тщеславие, снобизм -явления не новые...
Индустриализация искусства не могла не случиться как ответ на индустриализацию экономическую.
Штучный товар был обречен на вымирание, если не был по-настоящему уникален.Но ведь уникальность может трактоваться не только положительно...
Вот это - самые яркие, самые острые, гротесковые пародии в сборнике:
"Pевизор", "Школа Этуалей" и "Четвертая стена" Евреинова
и "Театр купца Eпишкина" Мировича.
B поисках материалов для цитирования в сети я набрела на очень много материалов о Н. Евреинове, режиссере, сценаристе "Кривого зеркала", историке театра.
И суть "чертвертой стены" гораздо глубже, нежели я себе легкомысленно представляла....
http://lib.ololo.cc/b/36480/read http://mirslovarei.com/content_his/evreinov-nikolaj-nikolaevich-32072.html Содержание пародии сводится к серии репетиций "Фауста", где реалистические требования режиссера просто перечеркивают идею театрального действа. Все смешнее и абсурднее становятся детали постановки "как в жизни".Кульминация - возведение четвертой стены в комнате Фауста таким образом, что происходящее внутри скрыто от зрителя .
"Помощник режиссера: ... а что ты думаешь, что я в этом деле не могу быть за главного! Да сколько угодно!..Самое плевое дело!..коли ежели б настоящее искусство, где и фантазия, и красота, и что ни шаг, то творчество это самое, - ну, на это, пожалуй, нас и не хватит.а чтобы делать все, как в жизни, подражание жульническое, натурализм этот самый, - да сделайте милость!..Это каждый дурак сможет!..Какое же это искусство!.."
"Театр купца Епишкина" - пьеса, которая ставится и в наши дни - сегодня она так же понятна, как и девяносто лет назад.
Купец Епишкин продает "маргарин от искусства".
"Галоши и пальты можно не скидывать", - написано на афише.
"Я публике даю и комедию, и оперу, и балет, и кинематограф, и драму, и все это за двугривенный. а что же можно за двугривенный хорошее дать?"
Шпарят,-жарят актеры водевиль, фарс, трагедию, - одно за другим.
И когда принципиальный трагик, напившись, объявляет,что не даст осквернить Шекспира, то Eпишкин сам идет играть "Отелу""
"…ничего, все к лучшему. Он бы Отелу растянул на полчаса, а я в пять минут с ним управлюсь."
"Кто правит театром? Кто стоит у кормила искусства?" - горестно взывает пьяный актер...
Вопрос вечный и риторический.
...
.