Вопрос о том, по какому мосту через реку Самара переправлялись чапаевцы в 1919 году,
я поднял в одном из своих недавниех постов. Фотография переправляющихся через реку по понтонному мосту красноармейцев сопровождает надпись, утверждающая. что переправа шла через "понтонный мост близ станции Кинель".
Мы уже выяснили, что никаких постоянных мостов в районе станции Кинель, кроме моста у пригорода Алексеевск, ни в литературе, ни на дореволюционных картах не упоминается.
Зато мост возле бывшей
Алексеевской крепости нашелся на дореволюционных картах:
Нечто напоминающее мост или переправу обозначено и на ПГМ Самарского уезда 1808 года:
Есть мост и на карте РККА 1919 года:
Существующий ныне автомобильный мост у пос. Алексеевка Кинельского района находится ниже по течению и был построен по историческим меркам совсем недавно, при строительстве самарской обводной автодороги - в блоге И. Кондратьева (
gregorko) явно указан с ссылкой на книгу
«Строители Самарской области. Персоналии», Самара, 1996 год его постройки:
...мост через р. Самара в поселке Алексеевка Кинельского р-на (1984)
При этом следует учесть, что Самарка до зарегулирования волжского стока каскадом ГЭС в межень была весьма маловодной речушкой - как писала газета "Волжская коммуна" за 01.04.1939 г., ее запросто можно было перейти вброд, ведь глубина ее составляла около полуметра:
Зато в весеннее половодье Самарка была куда как больше нынешней.
Материалы по районированию и организации Средне-Волжской области. - Самара, 1925. (Вып. 1 : Самарский, Бугурусланский, Бузулукский и Пугачевский округи / в сост. участвовали : П. А. Агриков и др. ; [отв. ред. Б. Л. Сурвилло]. - 1925. - IV, [4], 360 с., ) дают нам следующие данные по уровню воды в р. Самара:
Как видим - упоминается и мост (выше Алексеевки), и уровень (34,87м в Балтийской Системе).
В наше время уровень в Самарке находится примерно на уровне 28.41м :
На 03 августа 2020 г.
уровень воды в реке Самара по данным гидропоста, находящегося в пгт Алексеевка, составляет 488 cм. над нулем поста
водомерный пост находится на реке Самара в пгт Алексеевка.
отметка нуля водомерного поста (высота над уровнем моря) 23.53 м.
Получается, что в разлив 1894 года уровень реки был на 6.46 м выше сегодняшнего.
Но вернемся к нашему мосту - по карте 1919 года я отрисовал дорогу, ведущую по Алексеевке к мосту и выходящую по нему на противоположный берег Самарки.
Дорога шла по территории бывшей
Алексеевской крепостцы, подходила к железной дороге, ныряла в проложенную под ней трубу тоннеля, и затем выходила на берег Самарки.
Вот эта дорога, наложенная на американский спутниковый снимок 1966 года:
Конечно, никакого моста на этом месте в 1960-х уже не было.
Не было моста и в 1971 году - хотя следы когда-то существовавшей тут дороги к мосту еще были заметны:
Та же самая дорога, наложенная на современный снимок:
Решив, по своему обыкновению, просмотреть еще и ретроспективные космоснимки за предыдущие годы, я был несказанно удивлён, увидев на том самом месте, где ожидал найти следы старинного понтонного моста, мост, а рядом - еще несколько незавершенных:
Причина столь неожиданного когнитивного диссонанса выяснилась быстро - по сообщению
сайта 63.ru от 1 сентября 2019 г., эти временные мосты возвели военные в рамках широкомасштабных учений:
А завершающим этапом стала тренировка в Алексеевке.
Здесь построили пять переправ различных типов. Два моста были построены с использованием автодорожных разборных мостовых комплектов САРМ-М в одно- двухпутном исполнении, один деревянный мост, понтонную и паромную переправу.
На месте, которое, по моим прикидкам, наиболее подходило под место размещения когда-то существовавшего понтонного моста через Самарку, сапёры построили деревянный мост:
Источник фото Впрочем, к июлю прошлого года было построено аж три моста:
Источник фото Источник фото Самое интересное, что еще до обнаружения этого внезапно появившегося ансамбля мостов я рассматривал варианты местонахождения моста по данным с разных карт, и у меня тоже выходило три варианта ;))
Два из этих моих вариантов практически точно попали в реально возведенные сапёрами мосты ;)):
Всё вышесказанное прекрасно иллюстрирует мысль, когда-то высказанную самарским историком В.Н.Зудиной, директором археологического музея Самарского университета, о том, что люди из поколения в поколение выбирают для перемещения одни и те же пути по одним и тем же принципам - а потому старинные дороги довольно легко вычисляются чисто логически ;)
На сегодня всё, дополнения по данной теме будут по результатам выезда на местность ;)