Продолжаю публикацию материалов чехословацкой книжки 1927 года - "Хроника 1 отдельной технической роты 1 чехословацкой Гуситской стрелковой дивизии", повествующей о событиях, происходивших в окрестностях ст. Кинель в июне 1918 года.
1. Бронепоезд "Орлик" №1
"Орлик" покинул Кинель 12 июня для разведки в направлении Уфы.
При выезде из Язевки на 179-м версте техническому взводу пришлось отремонтировать 3 стрелки, восстановив оторванные подвижные части стрелок и крестовины основного пути.
Перед Кротовкой, на 193-й версте были сожжены шпалы на двухсекционном мосту длиной 8 м и разрушена взрывом опора моста.
Конструкция подорванной средней опоры упала и ее пришлось поднимать.
Тех взвод занимался ремонтом с 12 по 15 июня.
Тем временем бронепоезд "Орлик" вернулся в Кинель, проведя 13 июня разведывательный выезд в Бузулук, а 14 июня прибыв в Тургеневку. У него не было столкновений с неприятелем.
Перед Кротовкой, к мосту, который отремонтировал тех. взвод , "Орлик" прибыл 16 июня.
Путь продолжили через отремонтированный мост.
Однако вскоре после Кротовки он столкнулся с неприятелем, которого удалось отогнать после короткой перестрелки.
Здесь, однако, противник на 50-метровом мосту демонтировал рельсы, сжег шпалы и заблокировал въезд на мост с помощью брошенной теплушки.
Кроме того, он вытащил и согнул рельсы с помощью локомотива, который разорвал шпалы при помощи стальных канатов. Тех. взводу приходилось работать на ремонте всю ночь 17 июня до 7 часов утра.
2. Эшелон I. Тех. роты от Самары до Кротовки.
Остановка в Самаре использовалась ротой (ротным эшелоном) для добывания оборудования, инструментов и материалов
которые, согласно предыдущему опыту, были наиболее востребованы при ремонте пути.
Все было вывезено из железнодорожных мастерских и складов в Самаре и загружено на 6 вагонов.
Эти запасы металла использовались только тогда, когда было невозможно достать нужные материалы вблизи в разрывов пути.
Ротный эшелон отправился из Самары 15 июня в Тургеневку, а 16 июня нагнал в Кротовке бронепоезд "Орлик".
Для того, чтобы весь личный состав 1-й техн. роты имел возможность участвовать в больших восстановительных работах во время дальнейшего продвижения и обнаружения разрушенных путей, ротный эшелон из Кротовки вышел сразу после бронепоезда "Орлик".
Личный состав ротного эшелона составлял около 216 человек.
Таким образом, первый чехословацкий импровизированный бронепоезд "Орлик" провёл в общей сложности в Кинеле несколько дней, прибыв туда вечером 11 июня, ночуя на станции как минимум с 11 на 12 и с 12 на 13 июня, а днём отправляясь в разведку.
Источник:
Kronika 1. samostatné technické roty v první českoslov. husitské střelecké divisi 1917-1920/ Author Památník odboje (instituce). Terezín: Ženijní pluk 1 v Terezíně, 1927