О Падовском ретраншементе я впервые услышал, когда заинтересовался Историческим валом - оборонительными сооружениями
Ново-Закамской оборонительной линии, остатки земляных укреплений которой неплохо сохранились в наших краях.
Для начала поясню,
что же такое ретраншемент:
РЕТРАНШЕМЕНТ - (фр., от retrancher укреплять, обносить окопами). Военное укрепление, располагавшееся позади главной позиции для усиления внутренней обороны.
Это тыловое по отношению к самой Ново-Закамской линии, начинающейся выше по течению р. Самара у
Кинельского редута, сооружение располагалось где-то у впадения в р. Самара реки Падовка - но где точно, мне было неизвестно, а тщательный поиск чего-то похожего на земляные укрепления по берегам р. Самара в шести верстах от Кинельского редута на спутниковом снимке ничего не давал....
Процитирую
сам себя:
Падовский же ретраншемент, судя по карте, находился гораздо ниже по течению р. Падовка, практически на берегу р. Самара, в 6 верстах.
Доныне от Падовского ретрашемента, ИМХО, не сохранилось никаких следов.
Долгое время точное положение этого оборонительного сооружения (на старых картах иногда обозначаемое Подовским) мне, как и многим другим, было неизвестно, ибо выяснить, где на местности оно находилось, по ландкарте Закамской черты, фрагмент которой приведён ниже, довольно затруднительно:
Тем не менее, многие годы, в течение которых я интересуюсь историей и современным состоянием укреплений Ново-Закамской линии, я не оставлял надежды обнаружить когда-либо точное местоположение Падовского ретраншемента, в былые годы именовавшегося также Земляным городком - вот что пишет об этом Военно-Статистическое обозрение Российской Империи (ВСОРИ, Самарская губ., 1853):
Однако проф. Э. Л. Дубман в своей монографии "Новая Закамская линия: судьба, проект, строительство." (2-е изд., испр. и доп. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2005. - 196 с) приводит документальные свидетельства того, что Падовский ретраншемент был построен в первой половине XVIII века, в ходе строительства Ново-Закамской линии.
В ходе строительства линии в устье притока Самары, небольшой речки Падовки, на стороне ближней к городу было сооружено временное земляное оборонительное сооружение - Падовский ретраншемент.
Полигон его составлял 60 сажен (128 м), укрепления были «отделаны» дерном, въезд прикрывали «палисадные ворота» и подъемный мост.
Ретраншемент не имел своего постоянного гарнизона. Он служил для размещения временных постов, разъездов казаков и отставных солдат Самары и Алексеевска. По мнению руководства экспедиции, это укрепление могло использоваться для отражения набегов кочевников во время сенокоса и выпаса табунов.
Ф. Ф. Ласковский, рассматривая этот участок линии, пишет, что он "был еще защищен сомкнутым бастионным окопом, называвшимся Подовским ретраншементом".
Определенное недоумение вызывает само обозначение оборонительного сооружения - “ретраншемент”.
Обычно в практике военного инженерного искусства так называют вспомогательную фортификационную постройку для усиления внутренней обороны, расположенной впереди полевой позиции или долговременного укрепления (франц. retrancher - отделить, укрепить). В нашем случае он был создан как самостоятельное оборонительное сооружение и входил в состав Новой Закамской линии.
Отыскав упоминавшийся Э.Л.Дубманом труд Ф.Ф. Ласковского, я убедился в том, что он тоже относит Падовский ретраншемент к сооружениям Закамской черты
Ф. Ф. Ласковский, Материалы для истории инженернаго искусства в России, ч. III, Спб., 1865, стр 91:
Часть вала между р. Самарой и Сокою служила к прикрытию г. Самары, лежащего при впадении р. Самары в Волгу, а вместе с тем заключала позади себя обширный плацдарм на левом фланке закамской линии, который со стороны р. Самары был еще защищен сомкнутым бастионным окопом, называвшимся Подовским ретраншаментом.
Падовский ретраншемент, в основном, был построен, по свидетельству Э.Л. Дубмана, в течение осени 1734 года:
... при возведении Падовского ретраншемента при р. Падовке между Самарой и Алексеевским с 3 сентября по 12 октября, на протяжении 27 дней, были заняты самарские и алексеевские солдаты и казаки, отработавшие 4320 трудодней. В среднем, каждый день здесь участвовало в строительстве по 160 человек.
...
Наконец, между Самарой и Алексеевским на устье р. Падовой (Падовки) был устроен ретраншемент. Работы на нём в основном были завершены в этом же [1734] году; земляные укрепления обложены дерном, устроены ворота и подъёмный мост. Строительство ретраншемента, предназначенного "для отражения во время сенокосу и выпаса табунов самарских и алексеевских" нападений, означало то, что в состав линии было включено пространство по р. Самаре: от Кинельского редута до Волги.
В следующем, 1735, году:
...видимо, завершились работы и на Падовском (его иногда называли Кинельским) ретраншементе.
Без поселения остался и Падовский ретранжемент.
В эти поселения посылались попеременно отряды ландмилиции из близлежащих посёлков при Алексеевской крепости.
Падовский ретранжемент должны были защищать разъезды из Самары...
Вот практически и всё, что долгое время мне было известно об этом оборонительном сооружении.
Попадалась как-то нарисованная от руки схема расположения остатков земляных укреплений, которые еще сохранились в довоенном Куйбышеве - но и всё на том, к тому же саму схему я так и не нашел - канула в глубинах терабайт жестких дисков ;))...
Новый импульс поискам придала публикация френда
gregorko - в своём блоге в посте
САМАРА 1934 ГОДА НА КАРТЕ представившего карту Куйбышева и прилегающих к нему окрестностей 1934 года.
Карта заинтересовала меня загадочным крестообразным значком в правой нижней четверти - вот я его даже красным цветом выделил:
Не знаю, кто бы что подумал, глядя на этот странный крестик - но я сразу же понял, что это - остатки рвов и валов Падовского ретраншемента!
Дело было за малым - привязать эту карту к современному космоснимку - и вуаля, станет довольно точно известно, где же искать пропавший ретраншемент!
Ориентир для привязки был неплохой - железная дорога.
Однако река Самара за прошедшее с 1934 года время довольно сильно изменилась, и для уточнения координат привязки я просмотрел еще несколько карт, в числе которых мне попался и "План Самарской городской дачи 1898 г." - на нём также обнаружился знакомый "крестик" бастионных укреплений:
Сняв координаты с этих двух карт - 1898 и 1934 года - я начал тщательно рассматривать современные спутниковые снимки примерно в том же районе - и поначалу мне показалось. что вот этот вот странной конфигурации канал и есть затопленный ров ретраншемента:
Однако некоторые нюансы несовпадения части объектов на картах и размеров самого сооружения заставили уточнить привязку, а потом я решил убедиться, что не ошибся, сравнив современные "рвы" со спутниковым снимком Самары (Куйбышева) 1965 года.
Там, где мне чудился "ров" (правее линии железной дороги) никаких рвов не оказалось - зато чуть ниже и правее перенесенного с карты 1934 года "крестика" я увидел отчетливые очертания "окопа" бастионного типа!
Видите?
А вот так?
С учетом погрешности привязки "на коленке" - вроде бы он, Падовский ретраншемент!
Ну а теперь - самое интересное - где же эти рвы и валы сейчас?
Вот где:
Увы и ах - чуда не случилось, еще существовавшие в середине 1960-х остатки земляных укреплений Падовского ретраншемента, как я и предполагал ранее, ныне не сохранились, и находятся, судя по снимку, на территории Безымянской ТЭЦ, на территории мазутохранилища и
мазутонасосной станции №1 Так что единственная фотография, на которой можно рассмотреть Падовский ретраншемент - это спутниковый снимок Куйбышева 1965 года:
www.etomesto.ru