Алла Радченко рассказывает о способах сохранения здоровья мозга

Jul 05, 2016 09:49

"Помните, раньше во дворах сидели бабушки и обсуждали новости, мужчины неспешно играли в домино. То есть, время досуга посвящалось не поглощению информации, а ее медленной переработке. Сейчас коммуникативные паттерны изменились, и все время отдано потреблению информации. Если вы войдете в московское метро, то редко встретите человека, который просто стоит и думает. Все что-то делают в своих планшетах и телефонах, причем чаще всего это совершенно тупая деятельность: игры и прочая ненужная информация. Многие не отдают себе отчета, что и эту информацию мозг должен как-то переработать, а он с этим не справляется. Эволюционно мозг меняется очень медленно, к скоростной обработке такого объема данных он еще не готов. Одна из версий, почему в наше время стало больше, например, людей, страдающих болезнью Альцгеймера, - стресс информации. Люди физически не могут удерживать в голове то количество данных, которое необходимо.

- Что же делать? Можете ли вы посоветовать какие-либо средства психической/интеллектуальной гигиены в условиях избытка информации?

В первую очередь понимать, что информация информации рознь. Когда мы учим, например стихи, это благотворно влияет на мозг: в стихах есть ритм, эстетика, мысль. Но когда мы бездумно поглощаем из новостных каналов эмоциональную информацию или просто пытаемся усвоить то, что нам как будто бы «положено» знать в единицу времени - эта скорость может быть пагубной. Чтобы мозг оставался здоровым, важно сортировать информацию. Исключайте из поля своего внимания все, что не имеет лично для вас глубокого смысла, что для вас не интересно по-настоящему. Старайтесь избегать информации, которая входит в противоречие с вашей внутренней идеологией. Это зона очень высокого напряжения, от лишней информации надо в буквальном смысле изолироваться. Примите внутреннее решение: «Я с этим не контактирую, не являюсь пассивным поглотителем всего, что происходит снаружи».

Имеет значение не только количество перерабатываемой мозгом информации, но и наше отношение к ней. Когда мы подаем мозгу сигнал: «это важно для меня», мозг мобилизуется. Если вы даете мозгу понять, что эта информация случайная, лишняя, мозг и относится к ней соответственно. Нужно осмысленно отделять то, что вас волнует, от того что вы внутренне помечаете как несущественное.

Если совсем избежать нежелательной информации не получается, научитесь переключать свое внимание на что-нибудь другое. Один из работающих способов - дыхательные упражнения. Дыхание - жизненно важный паттерн, которые в стрессовой ситуации расстраивается первым. Я советую освоить дыхательные методики потому что лавина негативной, неприятной, лишней информации может обрушиться на любого человека. Сортируя информацию, делая осознанное усилие, мы становимся гораздо более зрелыми как личности. Это сложный процесс, требующий большой и постоянной работы.

Наконец, чтобы сохранить здоровье мозга, очень важно, чтобы в вашей жизни было как можно больше красоты. Есть такое понятие - объект эстетического отклика. Оно очень ярко представлено, например, в японской культуре: стоит одна ваза, и она вас воодушевляет своей формой, цветом, асимметрией. В нашей стране подобные объекты, к сожалению, были очень искажены дурновкусием, но сейчас, к счастью, появляются новые стандарты. Все-таки становится принятым ходить в музеи, на выставки, видеть красоту. Появилась возможность больше путешествовать. Информация такого рода имеет защищающий характер для мозга.

Если хотите помочь своему мозгу, развивайте созерцательность. Посвящайте время спокойному чтению хороших текстов. Текст этимологически восходит к слову «ткань», хороший текст - переплетение нитей. Мозг, который имеет дело с качественными, красивыми, умными, художественными текстами, с искусством, с красотой, «чинится», как бы подлечивается."

Алла Радченко, кандидат медицинских наук, доцент, консультант по психотерапии медицинского центра при администрации Президента РФ.

Полный текст здесь - http://theageofhappiness.com/posts/alla-radchenko-dobavte-vsvoyu-zhizn-kak-mozhno-bolshe-krasoty/aa6ec56309c

От себя добавлю. Когда я осознаю, что я думаю отрывками чужих мыслей, что мой русский язык обеднел до уровня Контакта, я открываю номера журнала "Наука и жизнь" за 1970-е года, открываю книги серии "На суше и на море" за эти же годы. Какой там язык! Я понимаю его, но сожалею, что уже не говорю на нем.

Для встречи с прекрасным я обожаю работать с визуальным ресурсом Pinterest, где я узнаю о новых мастерах (и пишу о них в сообществе "Ручные звери"), нахожу новые техники работы с материалами, нахожу подходящие образы и цвета для своих будущих войлочных работ.

Вот сотня фотографий, связанных с войлоком, которые меня вдохновляют - https://ru.pinterest.com/homaxel/felting-inspiration/

Здесь я заботливо собираю фотографии мхов, лишайников и грибов - https://ru.pinterest.com/homaxel/moss-and-lichens/. Наверное, все эти вещи для меня связаны с тишиной воздуха и естественностью узоров.



И третья любимая папка - вышивка - https://ru.pinterest.com/homaxel/embroidery/. Я в восхищении узнаю о новых техниках работы с нитью, цветом и объемом. Это совсем не то, чему нас учили советские книги или учителя на уроках труда.

А еще я обожаю по каналу Arte смотреть научно-популярные фильмы о городах и ботанических садах, о еде и временах года. Вот, например, сейчас выложен полуторачасовой фильм про французскую художницу Элизабет Виже-Лебрен   - http://www.arte.tv/guide/de/061836-000-A/aufstieg-und-fall-der-elisabeth-vigee-le-brun?autoplay=1. Она создавала картины с удивительным реализмом, работала в том числе в Москве и в Петербурге. На язык не обращайте внимание. Вы прочтете биографию на русском языке и все поймете сами по движениям тел и по интонации актеров.

Обо мне, Психо, Здоровье

Previous post Next post
Up