«Искры» разлетевшегося пламени.

Feb 03, 2021 22:16

Как уже говорилось, пещерное искусство - высшее художественное достижение древнего человека - сосредоточено в Западной Европе.

"От Рейна до Байкала, от Арктики до Африки простирается «периферия» древнекаменной цивилизации, противостоящая «храмовому» искусству и взаимодействующая с ним. Точно так же обходятся без пещерных святилищ современные наследники палеолитического человека - чукчи, эскимосы, аборигены Австралии. У них вплоть до начала XX века н. э. в неприкосновенности сохраняется весь строй, вся сакраментальная полнота стояночной жизни: мелкая пластика и орнаментика, ритуальные танцы и священные одежды, колдуны-шаманы и дома для общих радений.



«Венеры» - палеолитические женские скульптурки, найденные на всей евразийской территории, - являются неотъемлемой принадлежностью именно стояночной художественной культуры. Пещера - женщина не нуждается в дополнительном дублировании своей функции. Она - живая и всеобъемлющая - заключает всё сущее в своём чреве", - пишет Э. Л. Лаевская в своей монографии "Мир мегалитов и мир керамики" (М. : Библейско-Богословский ин-т Св. Апостола Андрея, 1997).

А человеческое жильё, в отличие от нерукотворного пещерного "храма", нуждается в сакрализации. Очевидно, "венеры" являлись как бы "представительницами" Матери Земли в жилье человека. Если сравнить с современными реалиями, то в Иерусалиме есть храм Гроба Господня, где на Пасху самовозгорается благодатный огонь, который затем распространяется по всей православной ойкумене. "Венеры" - это как бы маленькие "огоньки" благодатного пламени Великой Богини.

Ну вот, родилось ещё одно представление о том, чем на самом деле являлись верхнепалеолитические "венеры". Это, конечно, выглядит очень красиво - далеко улетевшие "искорки" большого пламени костра, - но я не вполне уверен в адекватности данной трактовки. Бес сомнения одолевает...

венеры

Previous post Next post
Up