«Женитьба на внучке».

Feb 02, 2021 19:10

В Африке до сих пор существует традиция активного участия деда в судьбе внучки, предусматривающая за ней право распорядиться имуществом деда (обычно по линии матери) после его смерти. Кстати, аналогичный институт был известен древним грекам, рассматривавшим его как своего рода отрыжку материнского счёта родства и получившим название эпиклериата.

И. Л. Андреев говорит, что в этом обычае "заключена определённая гарантия завещанного предками способа использования имущества, нажитого стариками, и защита его от своеволия детей и особенно их супругов, пришедших из других кланов. В условиях господства патриархального счёта родства именно внучка остаётся наиболее уязвимым членом семьи, когда встаёт вопрос о её праве самостоятельного (а не навязанного родителями) выбора мужа и решении связанных с этим материальных проблем. <...> А поскольку наиболее типичным поводом «смены» собственника вещей является в традиционном африканском обществе заключение брака, постольку в ход мог пойти глагол, буквально означающий женитьбу как наиболее значительный в жизни африканцев акт смены социального статуса". Отсюда идёт традиционное представление о «женитьбе на внучке». Дед, собираясь уходить обратно в землю, стремится передать то, что создано им во время земной жизни, самой земле. Символом и знаком родной почвы выступает внучка, носитель нового начала племени и источник продолжения старой, но славной родословной.

Интересно было бы провести параллели с древнеегипетской практикой, когда некоторые фараоны женились на своих сёстрах, дочерях и внучках. Но там, насколько я знаю, сия практика носила вынужденный характер из-за наследования по материнской линии. Собственно, фараон был "ферзём", визирем при "королеве", и если "королева" умирала, то всё её имущество и все богатства переходили либо к её сестре, либо к дочери или внучке, и тогда фараону приходилось жениться на наследнице, дабы через неё унаследовать трон обоих Египтов.

Африка, семья

Previous post Next post
Up