О Кантовских опровержениях доказательств существования Бога

Sep 18, 2003 11:19


A) Доказательство космологическое

"Существование мира требует допущения причины мира, каковой является Создатель".

"Опровержение" Канта:
"такое допущение сделать можно, только нельзя настаивать на том, что эта мысль соответствует реальному положению вещей. Ибо понятие (о Создателе) ещё не есть (его) бытие."

Комментарий:
1. Мы имеем следующие альтернативы:
- создание Вселенной имеет Причину
---- этой Причиной является Воля Создателя ИЛИ
---- эта причина "естественна", но нам пока неизвестна (подобно тому, как скрытые подземные процессы вызывают взрыв вулкана)
- создание Вселенной детерминированной причины не имеет (случайность, как распад частицы)
2. Информация, неизвестная Канту
- Вселенная создана Большим Взрывом (т.е. конечна во времени). Поэтому вариант рассмотренный Кантом: вечной и бесконечной Вселенной, современной вечному Творцу отпадает.
- атомная физика. Мы знаем, как из одной частицы могут самопроизвольно рождаться мириады других.
- в момент создания Вселенная была малой сингулярностью, что делает процесс ее порождения локальным, и следовательно менее "умонепостигаемым" (противоречащим эмпирическому опыту). Аналогичным рождению частиц.
- Вселенная эволюционирует. Кант рассматривал вариант "одномоментного акта творения бесконечной Вселенной" - акт, не имеющий аналогов в природе и вызывающий кучу сомнений о скорости процесса Творения и нарушении "известных законов физики". У нас появился новый аргумент, наличие "процесса развития" Вселенной превращает ее из объекта уникального, в объект ординарный. А мы знаем из опыта, что у всех ординарных объектов есть творцы. Логично предположить, что Вселенная - не исключение.
_________________________________________

В) Доказательство физико-теологическое

"о всеобщей целесообразности, которую мы обнаруживаем в природе. Не говорит ли она о мудрости творца?"

"Опровержение" Канта:
"Бог в этом случае выступает в роли не создателя мира, а лишь его зодчего, обрабатывающего готовый материал. Но главное в другом: здесь повторена
предшествующая ошибка -- произвольная мысль о причинной зависимости наделена реальностью."

Комментарий:
1. Об идее "зодчего". Меня это устраивает, Кант ее и не отрицал (он спорил с антропоморфной идеей "старика на золотом троне")
2. "целесообразность", логичность объекта - убедительные свидетельства его "рукотворности", ИМХО. Подтверждается ВСЕМ эмпирическим опытом человечестава. Может быть принята за аксиому "рукотворности".
3. Информация неизвестная Канту:
- теория возрастания энтропии
- конечность Вселенной в пространстве и времени
- он не мог вполне оценить чудовищную "невероятность" самопроизвольного создания таких сложных объектов в столь ограниченное время.

(цитаты из http://lib.rus21.ru/koi/MEMUARY/ZHZL/kant.txt А. Гулыга о Канте)
__________________________________________

С) Доказательство документальное (Кантом не рассматривалось)

Подтверждение продолжающегося Божьего присутствия из боговдохновенных источников (откровений).
- наличие "чудес" противоречащих "законам природы"
- наличие Пророков и Чудотворцев
- свидетельства достоверных лиц, испытавших личный Духовный Опыт

боговдохновенье, творец, бог, христианство, религия, творенье, теология, космос, фаллосопея, хаос, наука, бытиё

Previous post Next post
Up