Продолжаем эксперимент Школы образных решений IDEA-class. Основатель Школы Татьяна Бондаренко и ее команда решили изучить, совпадает ли архетип, который "считывают" с внешности человека, и стилевые решения, которые бы порекомендовали профессионалы в области стиля для наиболее выигрышного раскрытия внешних данных.
Из всех заявок для эксперимента были отобраны три кандидата, которых незнакомые люди большинством голосов определили в Магов.
Эксперт проекта:
ШКОЛА ОБРАЗНЫХ РЕШЕНИЙ IDEA-class
Татьяна Бондаренко - основатель
Школы образных решений IDEA-class, имидж-стилист
АРХЕТИП "МАГ"
Архетип Мага среди нас.
Ах, как мне все-таки нравятся Маги! Умеют они поставить в тупик. Интереснейшее открытие сделала для себя. Иногда во внешности прямо видится Маг, через взгляд в основном, и так сильно видится, что не оставляет сомнений в своем существовании внутри личности. Но при этом общий облик уходит в другую эстетику (во власть примесных архетипов), а непосредственно от Мага остаются лишь элементы. И я пришла к выводу, что ответ кроется вот в чем: маг настолько могуществен, что чтобы заявить о себе, ему достаточно лишь посмотреть в вашу сторону. И то, что идет через глаза - и есть Маг. А остальные черты - большие по своей площади - уже начинают диктовать свои правила - предлагать какую-то конкретную «среду», ландшафт, антураж, где будет властвовать Маг. Вот так и получается, что у Мага в стилистике нет единого лица, он может быть еще более разным, чем все остальные архетипы.
Смотрите сами, что у меня получилось.
Небольшое пояснение для тех, кто не видел моих предыдущих постов проекта и читает эту статью первой: были отобраны несколько героинь, которые большинством голосов или по собственным ощущениям были идентифицированы по внешним признакам, как Маги. Моя задача, не оглядываясь на данную идентификацию, поработать с героинями, как это было бы сделано, обратись они ко мне за разработкой индивидуального стиля. Вторая задача - показать, как, с помощью каких инструментов, в данных образах можно усилить звучание архетипа, чтобы образ стал более комфортным для обладателя.
Героиня первая: Ирина
Во внешности Ирины очень явно ощущается сила и величие. Черты лица крупные, драматические, очень динамичные. Но вместе с этим общим ощущением царственной стати и властности, что также выдает присутствие архетипа правителя, есть и достаточно тонкие элементы, а точнее - переносица. Именно эта черта обнажает присутствие мага. Когда мы смотрим на человека, мы как правило смотрим при общении ему в глаза, но так как одновременно в два зрачка посмотреть не удается, наш взгляд фиксируется где-то посерединке, на переносице. И это место становится очень знаковым, как бы центром композиции, и дает проекцию на все остальные черты, «окрашивая» их этим нюансом. У Ирины переносица достаточно тонкая, и вступая в некий спор с другими более свободными, полновесными чертами лица, она передает ощущение тайны, какого-то мистического ...
подтекста, сложной, не видимой глазу конструкции личности. Тонкость переносицы также поддерживает точеный острый подбородок. Таким образом как-бы устанавливается центральная вертикальная линия жесткости (переносица-уголок подбородка), что придает образу строгость и сконцентрированность, и эту особенность важно подчеркнуть в стиле.
Еще одно наблюдение. Обратите внимание на фотографии Ирины. Там, где в обрамлении героини присутствует светлый фон - он становится очень плоским, теряется, как будто пространство куда-то провалилось и внешность буквально «выдвигается» на зрителя, так ей тесно становится на этом отсутствующем фоне. А там, где присутствует фон, причем, чем он темнее, тем интереснее, внешность словно получает «подкрепление», попадая в более подходящую среду.
В данном образе необходимо совместить царственное величие с мистическим подтекстом. Такая королева, которой повинуются не только армии смертных, но и духи прошлого, и мифические персонажи, населяющие подвластное ей королевство или окрестности замка.
Какая может быть формула стиля?
Цвета: Насыщенные, богатые. Красный, синий, золотой, черный, бордовый, зелень как в изумрудных, так и в теплых тонах, яркий фиолетовый. Также активно может применяться черный цвет. Цвета не состаренные и не приглушенные. Акцент можно сделать на синий, фиолетовый и черный оттенки, как наиболее мистические.
Формы удлиненные. Крой юбок, платьев чаще расклешенный, допускается и зауженный. Детали: пышные или расклешенные рукава, глубокие вырезы, крупные воротники, капюшоны. Форма кроя не несет в себе элементы историзма. Сам по себе образ лишен явного исторического подтекста, он как бы вне времени.
Фактуры: Тафта, атлас, жаккард, шелковый бархат, кружевное полотно, гладкий трикотаж, шелк, кашемир - создающие величественный отлив и глубину.
Рисунки: Преобладают однотонные ткани, возможны изображения царственных животных (лев, змея, ворон), а также вензеля, короны, магические знаки, рисунки в фактуре ткани.
Образ могут поддержать и наполнить следующие украшения: удлиненные серьги, колье, перстни из крупных камней или страз сверкающего белого или красного цвета, «магические» перстни. Металл может быть, как золотистый, так и серебристый, с блестящей поверхностью.
Как я уже говорила, в образе есть строгость, собранность, сконцентрированность, поэтому длинные волосы можно убрать в высокую прическу, без челки, но убрать не гладко у лица, а с некоторым объемом.
В макияже акцент делаем на глаза (темные глубокие оттенки с акцентом на внешний угол глаза), помада глубокого винного пьянящего оттенка.
Ко всем образам я постаралась приложить атмосферные картинки, чтобы была возможность понять, откуда этот образ «рождается». Также вы, наверное, уже обратили внимание: в зависимости от ситуации, от настроения или предпочтений можно «включать» в стиле не только правителя, но и эстета\любовника (судя по форме губ Ирины данный архетип тоже присутствует в нашей героине), по крайней мере ситуативно его можно добавлять.
Поэтому образы могут быть как более торжественные, нарядные, так и более аскетичные, но в любом случае везде найдется место Магу: либо через цвет, либо через формы, либо через принты, либо через «магические» украшения (кулоны, например, или перстни).
Героиня вторая: Маргарита
Внешность Маргариты поражает сочетанием силы и грации одновременно. Мы чаще сталкиваемся с тем, что сила скорее идет рука об руку с тяжестью или некоторой грубостью, мощью. А здесь - вытянутые (как это чаще бывает у Магов) черты лица, тонкая линия профиля. Вместе с этим большие зеленовато-карие (если правильно передают фотографии) или орехово-карие глаза словно манят нас в лес, природное волшебное пространство. Пристальный взгляд словно гипнотизирует и рассказывает нам тайны и легенды леса, манит в непроходимые чащи, ведет по извилистым тропкам, через заросшие мхом и лишайником камни, на заколдованную цветочную поляну или к заговоренному источнику.
Есть что-то быстрое и проворное во внешности, как у дикого горделивого зверя, прислушивающегося к шороху листвы или треску сломанного сука: не идет ли кто, кому ходить здесь совсем не стоит? Лес - ее дом и ее владения, звери и птицы - ее братья, сестры, друзья и защитники. Хранить древние тайны и защищать заповедный край от непрошенного странника - главная задача нашей героини - волшебной стражницы заколдованного леса. Злые ли чары превратили девушку в ...
благородное грациозное животное, или она такой родилась, легенда умалчивает, но только часть жизни она проводит под видом оленя, и лишь на несколько часов в день вновь принимает образ зачарованной Девы леса.
Вот такую историю я прочитала во внешности Маргариты, и такую роль можно было бы дать ей в художественном фильме.
Маргарита по своей стилевой истории вышла природным магом, и ее формула стиля становится следующей.
Цвета: лесные, загадочные, насыщенные. Цвет мха, болотный, табачный, оливковый, коричневый (как в теплых, так и в холодных оттенках), синий, фиолетовый, вкрапления малиново-вишневых оттенков, ягодный красный.
Формы: удлиненные. Крой А-образный, путанный. Доминируют длинные расклешенные юбки в сочетании с кардиганами, трикотажем, жилетками, блузками, а также свободные туники с брючками. Необходимы детали, усложняющие крой: легкие сборки, тесемки, оборки на юбках, неровный край (как бы немного «дикий»)
Фактуры: как мягкие, пластичные, так и слегка грубоватые, с эффектом потертости, ношенности, жатые ткани. Лен, драп, сукно, хлопок, батист, хлопковый бархат, микровельвет, ткани с вышивкой, гобеленовые, жаккардовые ткани, замша, кожа, простой или неровный мех в отделках. Для торжественных мероприятий могут быть выбраны бликующие фактуры, создающие мягкое свечение, перелив.
В декоре можно использовать пайетки, росшив стеклярусом, бисером.
Рисунки: орнаменты цветочно-растительной тематики, вышитые цветы, ветки, букеты, фигурки животных, принты напоминающие мох, траву, песок, камень, пейзажные зарисовки. Техника пэчворк.
Для образа важны украшения тонкой и дробной формы (бусы, браслеты), удлиненные серьги.
Фурнитура украшений - затемненный металл в тускло-золотистых, медных, бронзовых и серебристых тонах, черненый металл, тонкие цепи, бусинки разной формы и огранки из дерева, стекла, металла, полудрагоценных камней. В украшениях активно можно использовать тему ягод, листьев, веточек, мотивы фигурок зверей.
Героиня третья - Татьяна
Признаться, первая фотография Татьяны (с цветами) сбивает с толку. И если бы она была одна, до сути образа было бы сложно докопаться. Да, видна жесткость черт, их общая классическая направленность, виден острый уголок излома брови и тонкие губы, но присутствие цветовых пятен, объем волос и нежные цветочки как бы «размывают» картину, и цельного впечатления не создается. Тем более еще не виден профиль.
Также у Татьяны были присланы очень выразительные фотографии без волос, а также этнический образ с косичками. В негласных правилах стилиста есть такое, что советует откладывать в сторону «специфические» или «ярко особенные» образы, дабы не попасть под их влияние и не выдать предвзятое мнение. И в любом другом случае я бы так и поступила, если бы не была еще приложена вот эта фотография (справа). На черном нейтральном фоне, без позирования, в совершенно естественный момент.
И вот здесь, даже в достаточно расслабленном выражении лица можно все равно почувствовать что-то героически-крепкое, сильное, стойкое, что так ярко видно на фотографиях без волос. Такое подтянутое, собранное, но вместе с этим (неожиданно) медитативно-спокойное. На мой взгляд, в Татьяне отчетливо виден архетип Героя. Причем героя идейного, философского.
Эх, - подумала я, - придется чуть раньше показать один из образов, что я приберегала для статьи по Герою, но это даже к лучшему! Ведь одно дело - говорить об образе отвлеченно, и совсем другое дело - примерить на конкретного человека. У нас, у стилистов, в запасе много разных образов, но есть и такие, под которые еще не было клиента. И это как раз такой случай.
Герой Татьяны уходит корнями и в Мага, и, возможно, в Философа. И даже легкая «экзотичность» внешности здесь не случайна (она как нельзя кстати сыграет на руку образу).
Профиль демонстрирует, насколько динамичны диагонали скул, но даже они не перебивают медитативного спокойствия. На мой взгляд в этом очень часто и проявляется Маг - мы видим статику, но чувствуем движение или наоборот.
И героическая стойкость, и внутренняя собранность, и медитативное спокойствие, готовое за долю секунды обернуться в молниеносное движение, и философская глубина - все эти особенности найдут отражение в образе ...
восточного воина, например, японского самурая. Вспомните их боевые стойки и движения - ничего лишнего, все отточено до мелочей - такая же динамичность, тонкость и сухость линий у нашей героини.
А для усиления Мага в образе нужно вспомнить художественные фильмы с добавлением мистического сюжета. Хотя в самурайском образе уже достаточно Мага: умение медитировать, отключать боль, видеть и слышать больше, чем все окружающие, двигаться быстрее молнии, буквально «чуять» ситуацию и другие интуитивные сверхкачества. Самурай - это на мой взгляд - герой-маг, возможно с примесью Мудреца.
За ассоциативными картинками, из которых мог бы родиться и сформулироваться образ самурая, окрашенного в мистический флер, я отправилась к художественному фильму «47 ронинов», он как раз создает атмосферу, ассоциирующуюся с образом нашей героини.
В результате чего появилась вот такая формула стиля.
Основные цвета: черный, белый, красный (как в теплом, алом, так и в холодном - бордовом звучании). Но также распространены и другие, как правило природные оттенки - коричневый, синий, голубой, зеленый, серый. Для усиления магической темы можно эпизодически добавлять фиолетово-сиреневые или изумрудные оттенки.
Фактуры: пластичные, матовые или шелковистые, весомые, гладкие.
Формы: удлиненные, умеренно свободные. Детали - запахи, рукава-кимоно, широкие пояса. Очень приветствуются «философские» конструкции в духе Йоджи Ямамото.
Рисунки: растительная или пейзажная тематика в духе японской графики, а также изображения птиц, рыб, драконов и иероглифов, витые узоры - орнаменты.
Из характерных аксессуаров - это, пожалуй, обувь на плоской подошве (сандалии с ремешками, ботинки со шнуровкой), кожаные сумки и пояса с кистями. Украшения лаконичные: кулоны, амулеты или браслеты с иероглифами, графическими узорами, а также воинственными элементами, с изображением деревьев, цветов животных в духе японской живописи. Основные материалы - металл, непрозрачный камень или эмаль.
Вот такие получились образы Магов - все по обыкновению очень разные благодаря смешению с другими архетипами. И я получила истинное удовольствие от работы с ними. Все-таки мир Мага с его метаморфозами очень близок по своему духу к миру стилистики. Ведь нам приходится расшифровывать таинственные послания, написанные на лицах клиентов, а затем с помощью своих «волшебных палочек» и «магических посохов» осуществлять преображение от «до» к «после».
А в заключение, пользуясь случаем, хочу пригласить всех тех, кому интересен стиль в связке с архетипами на небольшой мини-тренинг, который так и называется «Стиль и архетипы». Мероприятия пройдут: в Москве 9 апреля в 18.30, а в СПб 15 апреля в 19.00.
Подробности здесь.