Есть социальные архетипажи: Правитель, Герой/Воин, Опекун. Есть внесоциальные/околосоциальные, "маргинальные" архетипажи: Бунтарь/Изгой, Шут, Маг, Творец.
Читаю статьи про пояс - как вещь, отделяющую в культуре разных народов социальное и внесоциальное, свое/обыденное от чужого/пугающего. Разграничивающее "я в безопасности/в домике" и "у меня крыша улетела". И понимаю, почему распоясавшийся Воин или Опекун - "не может быть!", это не норма, угроза привычному бытию, подрыв основ. А распоясавшийся Шут или Творец - "что, опять?" и "ну а что с них взять".
_________________
"Пояс используется как оберег во многих культурах, некоторые исследователи связывают такую семантику пояса с его формой, формой правильного круга, замкнутой окружности. Представлялось, что пространство вокруг человека в форме замкнутого круга делает его недосягаемым, недоступным для злых духов, играет роль оберега. Подобные пространственные категории, восходившие к глубокой древности, были известны многим народам. Граница может быть смоделирована по-разному: забор, пояс, прочерченный круг и т.п.
Вера в магическую роль преграды в фирме окружности, недоступную недоброжелательным духам, прослеживается и в древнем обычае постоянно носить пояс. По сообщениям информаторов, в прошлом все носили пояс постоянно, с детства до смерти. Д.К. Зеленин предполагал, что магический круг-оберег развивался из кругового обхода человеком той местности, где человек надумал заночевать, идя поселиться надолго; такой обход был необходим, чтобы убедиться в отсутствии гнезда хищников, особенно змей, и т.п.
.... персонажи хтонического мира традиционно появляются без пояса: например, русалка может быть голой или одетой в белую рубаху, но обязательно подчеркивается отсутствие пояса. <...> снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру. В родильных ритуалах роженица распоясывалась, распускала волосы, снимала кольца и т.д. Этими символическими действиями она "размыкала" себя, теперь она не была ограниченной внутри пояса, ее силы теперь не скованы поясом "внутри" нее. То, что женщина снимает пояс, обозначает ее вступление в контакт с силами природы"
Н.С. Кошубарова, "Ткань в русской традиционной культуре: знак и функция"_________________
"Пояс, отделяющий людей от нелюдей, одновременно служит и границей двух сущностей в самом человеке: "Все мы по пояс люди (наполовину скоты). <...> пояс снимается в случае контакта со сферой чужого. Снявший пояс сам приобретает признаки чужести (условие обеспечения контакта)"
А. К. Байбурин, "Пояс (к семиотике вещей)"_________________
Видимо, пояс сдвигает образ к более человеческому - к тому, что маркируется, как "свой", "предсказуемый", "встроенный в более-менее понятную систему". Пояс на Маге делает образ менее хтоническим и более плотным/телесным, пояс на Творце и Бунтаре обещает хоть какую-то предсказуемость. Конусообразный силуэт и отсутствие пояса на Правителе и Опекуне добавляют им немного магичности.