Первый принцип педагогики Антона Макаренко: воспитание личности ребенка производится коллективом со сложившимися нормами и традициями СОЗНАТЕЛЬНО И АКТИВНО.
Современный педагог формулирует неправильно: "Квинтэссенцией методики системы воспитания по Макаренко является идея воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости
(
Read more... )
Цитата очень хорошая, емкая. Но, как мне кажется, Вы ее немного ограниченно здесь истолковали. "Сознательно и активно"... О каком сознании идет речь? И речь, как мне кажется идет о сознании КОЛЛЕКТИВА. Не педагога, не начальника, а самого коллектива. Что это такое - детально не определяется. Да и как определить такую тонкую сущность! В самых общих чертах указывается на "сложившиеся нормы и традиции". И, похоже, формирование нужного коллектива начинается с внедрения неких начальных норм и традиций. И где-то с самого начала устанавливается единственная незыблемая часть - представление об объективной действительности в рамках которой действует коллектив и цели к которым он стремится в этой действительности. Все остальное - развивается и формируется. Так коллектив воздействует и на своих членов и на самого преподавателя, который является членом коллектива. И в случае обычной школы так же он может вовлекать в себя и воздействовать и на родителей учеников. Воздействовать на воспитательные процессы в таком коллективе можно только информационно, дополняя недостающие сведения о действительности. При этом статус преподавателя подтверждается больше его информированностью, привычкой к собственному развитию и.... способностью говорить исключительно правду. Очень тревожная особенность, особенно для чиновников.
Т.е. жизнь и деятельность такого коллектива можно представить как коллективное восхождение на череду все более высоких и разнообразных вершин, когда педагог уже имеет навыки использования какого-то снаряжения и навыки подъема на другие вершины.
Reply
Все верно.
Цитат у меня нет, все формулировки мои, как я плнимаю Макаренко
Reply
Коллективные методы в воспитании - это очень круто. Потому тяготение к индивидуальным занятиям, к которым с восторгом относятся многие родители - очень многое в принципе не могут вытащить или вытаскивают с избыточными усилиями.
Но тут стоит отметить важный момент. Воспитание и учеба обязательно должны охватывать формирование миропонимания и мировоззрения. Должны, если мы ожидаем какой-то эффективности, а не отметки для галочки. А миропонимание - это штука по своей природе полная и целостная, т.е. охватывает все что человек видит и связывает все видимое. И тут всегда будет требоваться и вполне определенное и честное отношение к окружающей действительности - к обществу, представителям различных социальных групп и классов, к государству, к госслужащим и т.д. Более того, если мы говорим о работе с детьми из обычных семей, то предполагаем и присоединение к воспитующему коллективу и родителей, которые тоже должны либо включиться в коллектив, либо быть отторгнуты из него, возможно с детьми. А значит, подобное воспитание в государстве не народном, а государстве поддерживающем классовую разобщенность и расслоение неизбежно будет антигосударственным. Потому СЕЙЧАС подход Макаренко крайне неудобен, хотя для "понтов" возможна имитация его методов, либо использование его методов в закрытых школах для "элит". Так же его подход был немного неудобен и во времена Макаренко, потому как инерция мышления не позволяла чиновникам от образования принять идею того, что педагог чему-то может учиться и у детей, что дети могут абсолютно честно и обоснованно прийти к выводу, что некий чиновник из наркомпроса - мудак и с ним надо что-то делать.
Reply
Хаха, согласен))
Reply
И это известно многим родителям, а значит, и многим ученикам. Можно рассказывать красивые слова о заботе государства о подрастающем поколении. И, кстати, в какой-то части они верны. Но лишь отчасти. В этом - беда.
Reply
Насколько я понимаю, у нас то же самое.
Reply
Leave a comment