В 1860 г. были собраны описания помещичьих имений и данные о положении в них крепостных крестьян. Поскольку в связи с моим недавним постом о барщине даже у молодых историков проявилось чудное мнение, что барщина означала отсутствие оброка, я вам в качестве воскресного чтива для самостоятельного анализа публикую сводки из упомянутого труда по уездам самых разных российских губерний. Источник
: Приложения к трудам Редакционных комиссий для составления положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости. Сведения о помещичьих имениях. Том V. Выводы из описаний имений. По 28 великороссийским губерниям. - СПб, 1860.
Ставлю в известность, что все данные - это базовые повинности крепостных перед помещиком, которые признали сами помещики. В случае, если крепостной о чем-то просил помещика, имел перед ним задолженность, то эти повинности увеличивались. Вот тот же 1860 г.: «…приезжал в конце января к барыне из доставшейся по наследству от Демидова вотчины крестьянин Карнин просить разрешения ему выдать дочь замуж за крестьянина чужой вотчины. Петр Львович Демидов в таких случаях, давая разрешение, ничего за это не брал, барыня же взяла 100 рублей» (Бобков Ф.Д. Из записок бывшего крепостного человека/ Воспоминания русских крестьян XVIII - первой половины XIX века. М., 2006. С. 623).
Необходимо также учитывать, что положение крепостного крайне осложнялось личной зависимостью от помещика. Вот, например, картинка, которая не вошла в сухие сводки: «После смерти жены Лев Петрович мало того что все полевал и выгонял мужиков своих на облаву, но вынуждал всех молоденьких крестьянок чередоваться у него ночным дежурством, за ослушание же наказывал розгами или на целый месяц надевал на шею железную рогатку» (Пурлевский С.Д.Там же, С.136). Сами понимаете, что участие крепостных в облаве на помещичьей охоте, да девичьи «дежурства» - это не барщина, это просто «барин попросил». На всякий случай еще обращаю внимание, что барин легко мог приказать выпороть своего крепостного, вдруг молодые историки и про это не знают. Царь порку пытался ограничить, но что мешало крепостному провиниться еще раз?
Кстати, у меня есть интересный фрагмент из воспоминаний отца Врангеля специально для булкохрустцев, которые сегодня идеализируют крепостничество: «Крепостной режим отравил мое детство, чугунной плитой лег на мою душу. И даже теперь, более чем полстолетия спустя, я без ужаса о нем вспомнить не могу, не могу не проклинать его и не испытывать к нему ненависти». Это сын баронессы пишет если что, а не крепостной. Папа идола булкохрустцев барона Врангеля, ну чтобы шаблоны их подвинуть. Если у них там еще не окостенело))
Все, дальше сами.
Фотографии в альбоме «
С 6 ноября 2016», автор
mitrofan.alyabjev на Яндекс.Фотках