Интерсекциональность

Apr 17, 2021 10:38


Когда рассуждают о бинарностях, например, о наличии привилегий - отсутствии привилегий у какой-либо группы, то часто говорят: "Ну вот я женщина (или гей, или понаехавший, или...), и вполне могу себе позволить..." Или: "Я мужчина, но у некоторых женщин привилегий гораздо больше, чем у меня". Это относится не только к гендеру, но и к классу, религиозной или этнической принадлежности, сексуальности и т.д.

Социальные процессы почти никогда не бывают устроены бинарно и линейно. Линейное, бинарное, черно-белое, или-или мышление - это всегда очень сильное упрощение в контексте большой сложности. На что угодно одновременно действует множество сил. На нас и других людей одновременно влияют наш сложный внутренний мир, наша семья (причем, все в семье - по-разному), друзья, приятели, недруги, те, кому мы завидуем, школа, работа, потребители наших услуг, культура и государство. На нас влияет наш пол, класс, раса, этнос, возраст, социальный статус, психологический статус, трудоспособность и т.д. И все эти влияния образуют наше в некотором смысле уникальное место в социуме, в котором мы имеем набор неких прав, обязанностей и отвечаем определенным общественным ожиданиям и стереотипам.

Можно обобщенно говорить о роли и месте женщины в обществе (пенсионера, ребенка, гея, инвалида, - кого угодно). Но ее место и роль помимо гендера будут также определяться ее другими социальными статусами: экономическим, этническим и пр. Поэтому в том же феминизме есть несколько направлений. Чернокожие женщины утверждают, что белая женщина не поймет черную, так как у нее совершенно другой набор привилегий, и то, что позволено одной, не позволено другой. Или вот белые женщины тоже были рабовладельцами и угнетали черных женщин не меньше мужчин.

Женщина, принадлежащая к более высокому социальному классу по сравнению с женщиной - или мужчиной - из более низкого, будет обладать гораздо большим набором привилегий. И тут как раз становится важным другой отличительный социальный признак, например, экономический класс, который сохраняет отсутствие привилегий в своей группе для каких-то подгрупп, но дает привилегии по сравнению с другими группами.

Кимберли Крэншоу называет это интерсекциональностью - пересечением различных идентичностей и ролей, которые определяют место человека в иерархии и распределении социальных благ.
Previous post Next post
Up