Майкл Керн. Мудрость тела. Глава 1. История и развитие краниосакральной работы

Dec 11, 2006 02:01


Вперёд: http://healthy-back.livejournal.com/183122.html
Назад: http://healthy-back.livejournal.com/182539.html
Содержание: http://healthy-back.livejournal.com/182539.html#cont

Глава 1.
История и развитие краниосакральной работы

«Черви не будут есть живое дерево, в котором течёт жизненный сок;
ржавчина не будет затруднять открытие ворот, если петли вращаются каждый день.
Движение даёт здоровье и жизнь. Застой приносит болезнь и смерть».

Пословица в традиционной китайской медицине

Истоки

Примерно в начале двадцатого столетия один студент по имени Уильям Гарнер Сатерленд, завершающий своё остеопатическое обучение, исследовал несколько разъединённых костей человеческого черепа в лаборатории своего колледжа. Как и других студентов того времени, Сатерленда учили, что кости черепа взрослого человека не движутся, потому что их швы (суставы) срослись. Однако, он понял, что кости черепа, которые он держал в своих руках, могли легко отделяться друг от друга.

Подобно рыбьей чешуе


Исследуя некоторые швы черепа, имеющие скошенную форму, включая швы височных и теменных костей (рис. 1.1), Сатерленд сделал открытие, которое изменило ход его жизни. Он описал, как замечательная мысль поразила его, подобно ослепляющей вспышке света[1]. Сатерленд предположил, что швы костей, которые он держал в своих руках, напоминают рыбью чешую и предназначены для некоторого дыхательного движения. Он не понимал ни откуда пришла эта мысль, ни её истинного значения, но она отозвалась эхом в его разуме[2].

Уильям Сатерленд попытался доказать себе, что, как его и учили, кости черепа не двигаются. Как истинный учёный-экспериментатор, он рассуждал, что если черепные кости действительно движутся и если это движение можно ограничить, то возможно испытать этот эффект. Для этого он спроектировал специальный шлем, сделанный из льняных бандажей и кожаных ремней, которые могли быть сжаты в различных положениях, таким образом препятствуя любому потенциальному краниальному движению.

Движение костей черепа

Проводя эксперимент на собственной голове, он затянул ремни сначала в одном, а затем в другом направлении. Через короткий промежуток времени он начал испытывать головные боли и расстройства пищеварения. Он не ожидал такой реакции и поэтому решил продолжить своё исследование, чтобы узнать ещё больше. Некоторые из его экспериментов со шлемом привели к весьма серьёзным симптомам тяжести в голове, головных болей, недомогания и нарушения ориентации в пространстве. Особенно интересно было то, что когда ремни шлема были сжаты в определённых положениях, это вызывало ощущение значительного облегчения и улучшения в кровообращении черепа[3].

После многих месяцев сдавливания и ограничения своих черепных костей в различных положениях с переменными результатами доктор Сатерленд в конечном счёте прекратил это исследование, убедившись в том, что кости черепа взрослого человека действительно движутся. Кроме того, удивительные реакции, которые он почувствовал в собственном теле, показали ему, что краниальное движение должно иметь некую важную физиологическую функцию. На протяжении следующих пятидесяти лет жизни Сатерленд занимался исследованием значения этого движения.

Историческое восприятие

Хотя большинство западных стран не признавало краниальное движение, его возможность не отрицалась в других культурах. В Азии существуют различные медицинские системы, такие, как акупунктура и Аюрведа, оценивающие тонкие движения, которые происходят во всём теле, вызванные потоком жизненной силы или энергии жизни. Это также традиционно преподавалось в российской физиологии. Интересно отметить, что в Италии в начале 1900-х годов анатомы уже учили тому, что швы черепа взрослого человека полностью не срастаются, но продолжают понемногу двигаться в течение жизни[4].

В Индии на протяжении многих столетий производились манипуляции на черепе, которые также развивались древними египтянами и членами культуры Паракус в Перу (с 2000 г. до н. э по 200 г. н, э.) [5]. Кроме того, в XVIII столетии философ и учёный Эммануэль Сведенборг описал ритмичное движение мозга, утверждая, что он перемещается с регулярными циклами расширения и сокращения [6].

Дыхание ткани

Уже на ранней стадии своих исследований доктор Сатерленд понял, что он исследует непроизвольную систему «дыхания» в тканях, очень важную для сохранения здоровья. На фундаментальном уровне именно эта способность выражать движение отличает живые ткани от мёртвых. Доктор Сатерленд чувствовал, что все клетки тела должны выражать ритмичное «дыхание», чтобы функционировать с оптимальной способностью. Большая часть его исследования была выполнена при помощи сочетания глубокого знания анатомии с точно настроенными осязательными и перцепционными чувствами. Он обнаружил, что эти тонкие дыхательные движения могут пальпироваться чувствительными руками. Он также начал понимать, что это движение обеспечивает богатую клиническую информацию.

Взаимозависимая система

Доктор Сатерленд признавал, что движение черепных костей связано с другими тканями, с которыми они тесно соединены. Мембранная система, которая проходит по внутренним поверхностям черепных костей, является неотъемлемой частью этого феномена. Доктор Сатерленд также обнаружил, что центральная нервная система и омывающая её спинномозговая жидкость имеют ритмичное движение. Крестец через свои дуральные связи с черепом также является частью этой взаимосвязанной системы. Таким образом, в самом центре тела существует важная инфраструктура жидкостей и тканей, которая выражает взаимозависимое тонкое ритмичное движение.

Поскольку доктор Сатерленд сильно углубился в происхождение этих ритмов, он понял, что не существует никаких внешних мышечных факторов, которые могли бы отвечать за эти ритмы. Он сделал вывод о том, что это движение произведено врождённой силой жизни тела, которую он называл Дыханием Жизни, взяв это название из «Книги бытия» Библии[7].

Дыхание жизни

«Думайте о себе как об электрической батарее.
Электричество, кажется, имеет способность разряжаться
или распределять кислород, от которого мы получаем живительные силы.
Когда кислород свободно перемещается на всём протяжении
вашей системы, вы чувствуете себя хорошо.
Если же его движение остановится в одном месте, то результатом будет застой» [8].

Доктор Э.Т. Стилл

Врождённая жизненная сила тела, или Дыхание Жизни, рассматривалась доктором Сатерлендом как оживляющая сила или искра для ритмов, которые он обнаружил[9]. Говоря об источнике этого явления, другие операторы назвали его дыханием души в теле. Дыхание Жизни, как полагают, несёт лёгкую, но все же мощную потенцию, или силу, которая производит лёгкие ритмы, когда передаётся в тело[10]. Доктор Сатерленд осознал особо существенную роль, которую играет спинномозговая жидкость в выражении и распределении потенции Дыхания Жизни. Когда потенция поднимается спинномозговой жидкостью, то это производит движение, подобное приливу, которое описывается как её продольная флюктуация. Это движение имеет большое значение при переносе Дыхания Жизни по всему телу, и пока оно будет проявляться, будет существовать здоровье.

Проявления здоровья

Доктор Сатерленд верил в то, что потенция Дыхания Жизни несёт основную Мудрость (слово, которое он писал с большой буквы); он также понимал, что эта внутренняя сила может эффективно использоваться оператором для того чтобы восстанавливать здоровье [11]. В этой потенции заключён основной проект здоровья, который действует как основной и мощный руководящий принцип на клеточном уровне. Это объединяет физиологическое функционирование всех систем тела. Подобное понятие существует во многих традиционных медицинских системах, в которых основой лечения также является восстановление уравновешенного распределения жизненной силы тела [12].

Присутствие полных и уравновешенных ритмов, произведённых Дыханием Жизни, характеризует здоровую систему. Пока эти ритмы выражаются естественным образом, основной руководящий принцип тела может гармонично распределяться, поэтому эти ритмичные движения прежде всего являются выражением здоровья. Их существование гарантирует распределение руководящего принципа Дыхания Жизни, а их ограничение может иметь далеко идущие последствия.

Это подводит нас к двум основным принципам краниосакральной работы.
1. Жизнь выражается в движении.
2. Существует очевидная связь между движением и здоровьем.

Доктор остеопатии Гарольд Магун, ученик и коллега доктора Сатерленда, описал интеллектуальное действие Дыхания Жизни следующим образом: «Вся жизнь проявляется в энергии или движении. Без движения, в некоторой степени, может быть только смерть. Кроме того, движение необходимо, чтобы функционировать. Но это движение должно быть разумным и целенаправленным для живого организма, чтобы успешно конкурировать с окружающей средой. Следовательно, это движение должно быть управляемо и направлено Высшим Существом. Универсальная Мудрость должна перейти к индивидуальной клетке или организму. Иначе все было бы хаосом. Что такое Высшая Мудрость? Как происходит этот переход ? Этого никто не знает наверняка. Верно только то, что существование этого является положительным и неопровержимым фактом, который подчёркивается самыми великими учёными мира» [13].

Первичное дыхательное движение


Доктор Сатерленд назвал взаимозависимую систему тканей и жидкостей внутри тела первичным дыхательным механизмом (рис. 1.2). Поскольку тонкое ритмичное движение этих тканей не находится под произвольным мышечным контролем, то иногда этот механизм также называют непроизвольным. Сатерленд использовал термин «первичный», потому что это движение лежит в основе всех других. Это - непосредственное проявление потока жизни. Каждая клетка в течение своей жизни выражает первичное дыхание. Очень важно, что происхождение многих различных симптомов и патологий, которые включают в себя и тело, и разум, может быть связано с нарушениями первичного дыхания.

Конечно, в теле существуют и другие жизненные ритмы, такие, как сердцебиение и лёгочное дыхание. Хотя они необходимы для поддержания жизни, их считают вторичными движениями, потому что они не являются первопричиной выражения жизни в теле. Без Дыхания Жизни эти ритмы не могут существовать, поэтому иногда лёгочное дыхание воздуха - называют вторичным дыханием [14].

Это открытие было сделано доктором Сатерлендом в самом начале развития его работы в период сухого закона в Соединенных Штатах (20-е годы XX века), он жил в доме на берегу озера Эри. Однажды он увидел на улице какое-то волнение: тонущего человека, который выпил слишком много запрещённого ликера, вытащили из воды. К тому времени, когда доктор Сатерленд подбежал к берегу, человек уже лежал на земле. Обычные признаки жизни - дыхание и сердечный пульс - не определялись, и все попытки реанимировать человека были безуспешными.

После короткого размышления доктор Сатерленд с двух сторон обхватил голову этого человека и стал производить раскачивающее движение его височных костей, пытаясь стимулировать первичное дыхание[15]. Это подействовало: в течение нескольких секунд дыхание человека и его сердцебиение возобновились, он пришел в сознание и затем полностью поправился. Этот опыт убедил доктора Сатерленда в огромной мощности работы непосредственно с Дыханием Жизни.

Поддерживаемые Дыханием Жизни

Огромное значение основной жизненной силы для поддержания здоровья подтверждалось многими достоверными рассказами о волшебных действиях, выполняемых йогами, таких, как погребение заживо в течение семи дней без доступа воздуха, воды, пищи и света. Удивительно, но кажется, что Йоги в состоянии поддерживать жизнь в своих телах, углубляясь в медитацию и сознавая тот факт, что лёгочное дыхание - это не главное для сохранения жизни. Создаётся впечатление, что они способны приостанавливать многие из вторичных физиологических функций тела, но при этом сохранять первичное выражение Дыхания Жизни. Их выживание зависит от способности поддерживать связь с этим фундаментальным живительным принципом.

Выражение Дыхания Жизни на клеточном уровне является фундаментальной предпосылкой для хорошего здоровья. Если ритмичные выражения Дыхания Жизни становятся затруднёнными или ограниченными, то нарушается основной руководящий принцип тела, и здоровье ставится под угрозу. Главной задачей краниосакральной работы является поощрение этих ритмичных выражений здоровья. Это осуществляется при помощи мягкого восстановления первичного дыхания в тех местах, где развилась фиксация.

Распространение работы

«Природа исцеляет, доктор лечит».

Парацельс

Доктор Сатерленд разработал различные терапевтические подходы для использования внутренней власти Дыхания Жизни и для устранения любых ограничений первичного дыхания. Он начал обучать этой работе других остеопатов в 1930-х годах и неустанно продолжал это делать вплоть до своей смерти в 1954 г. Поскольку его учение бросало вызов некоторым убеждениям, распространённым среди операторов того времени, то поначалу его работа была в значительной степени отклонена господствующей остеопатической профессией. Однако, клинические результаты, полученные доктором
Сатерлендом в широком диапазоне случаев, были весьма убедительны, и к нему начали приходить коллеги-остеопаты, желающие у него учиться.

В 1940-х гг. в первой остеопатической школе Соединенных Штатов открылся последипломный курс, названный «Остеопатия в краниальной области», под руководством доктора Сатерленда. Вскоре после этого стали открываться другие курсы. Эта новая ветвь практики стала известной как краниальная остеопатия. Поскольку краниальная остеопатия стала распространяться, Сатерленд начал обучение большего числа преподавателей, потребность в которых значительно возросла. Самыми известными из этих первых преподавателей были доктора Виола Фрайманн, Эдна Лей, Говард Липпинкотт, Энн Уэльс, Честер Хенди и Роллин Беккер.

Однако, даже сегодня во многих остеопатических колледжах в рамках основного курса обучения не преподают эту науку, её изучение предоставляется на выбор на последипломном уровне; следовательно, многие практикующие остеопаты не используют этот подход. Однако, в последние годы курсы последипломного обучения для практикующих остеопатов стали широкодоступными.

Доктор Джон Апледжер

В середине 1970-х гг. доктор Джон Апледжср стал первым оператором, который преподавал некоторые из этих терапевтических навыков людям, не получившим остеопатического образования. Доктор Апледжер решил исследовать первичное дыхание после инцидента, произошедшего, когда он был ассистентом во время хирургической операции на позвоночнике. Его попросили удерживать в стороне часть системы дуральной мембраны, которая обёртывает позвоночник, в то время как хирург пытался удалить кальциевое новообразование. К своему удивлению, Апледжср не смог прочно удерживать мембрану, поскольку она продолжала ритмично перемещаться под его пальцами [16].

Доктор Апледжер прошёл последипломный курс краниальной остеопатии и затем пошёл собственным путём клинического исследования. За эти годы он разработал некоторые ясные и практические рекомендации относительно воздействия травмы на первичный дыхательный механизм, а также объединённый подход к телу и разуму для работы с травмирующим опытом, названный сомато-эмоциональным освобождением. Кроме того, он очень много сделал для распространения краниосакральиой работы во всём мире.

Когда доктор Апледжер начал преподавать неостеопатам, он столкнулся с оппозицией со стороны многих представителей профессии, убеждённых в том, что для того чтобы практиковать краниосакральный подход, необходимо полное остеопатическое обучение. Многие остеопаты до сих пор придерживаются этого мнения, что по-прежнему является причиной споров. Однако, многие также полагают, что эта работа может обеспечить интегрированный подход к здравоохранению и не должна быть ограничена единственной областью остеопатической практики. Тем не менее, точно одно - хорошее знание анатомии, физиологии и медицинской диагностики необходимо для безопасного и компетентного проведения краниосакральной работы. Для того, чтобы развить необходимые навыки, также требуется много времени и правильное обучение. К сожалению, в последние годы много людей начали практиковать, имея лишь минимальное образование.

Краниальная остеопатия и краниосакральная терапия

Именно доктор Апледжер изобрёл термин «краниосакральная терапия», когда начал преподавать более обширной группе студентов. Он хотел дифференцировать терапевтические подходы, которые он разработал; кроме того, «краниальными остеопатами» не могли называться операторы, не получившие остеопатического образования.

Мне часто задают вопрос: «Чем отличается краниальная остеопатия от краниосакральиой терапии?» Хотя доктор Апледжер заявляет, что эти два метода отличаются друг от друга [17], различия не всегда очевидны. Оба метода произошли от одних корней и имеют много точек соприкосновения, но все же они разделились на различные ветви. В наше время разнообразные терапевтические навыки широко используются как остеопатами, так и не остеопатами; таким образом, ни краниальная остеопатия, ни краниосакральная терапия не могут быть точно определены только одним подходом. Однако, на практике краниосакральные операторы часто более непосредственно работают с эмоциональными и психологическими аспектами болезни. Чтобы избежать критики со стороны профессионалов, в этой книге я использую термин «краниосакральный», включая в него работу ранних ведущих краниальных остеопатов вплоть до более современных событий в этой области.

Биодинамика и биомеханика

В области практики, называемой «биодинамической» краниосакральиой терапией, делается акцент на работе с основными силами, которые управляют функционированием нашего организма. Основой биодинамического подхода, который часто упоминается в этой книге, является согласованное и уважительное использование этих организующих сил для диагностики и лечения. На практике имеются различия в способе диагностики и лечения, которые мы исследуем далее.

«Биомеханические» подходы, напротив, сосредоточиваются на результатах или эффектах этих организующих сил (т.е. на проявлении натяжений ткани в теле) вместо того, чтобы непосредственно соприкасаться с самими основными силами. Эти подходы требуют применения относительно активных методов лечения. Мы можем сказать, что биомеханическое лечение действует в большей степени снаружи внутрь, тогда как биодинамическое лечение - изнутри наружу.

Краниосакральная биодинамика

В биодинамической краниосакральиой работе считается, что здоровое функционирование тела определяется способностью потенции Дыхания Жизни свободно перемещаться по всему телу [18]. Это понимание имеет прямую связь с основными понятиями доктора Сатерленда. Интересно отметить, что в течение последних лет жизни доктор Сатерленд сосредоточил основное внимание на работе непосредственно с потенцией Дыхания Жизни как с терапевтической средой [19]. Он обнаружил, что если выражение этой жизненной силы будет облегчено, то, следовательно, будет восстановлено здоровье. Доктора Роллин Беккер, Джеймс Джилоус и Франклин Силлз сделали ценные комментарии к действию этих естественных законов, которые управляют нашим здоровьем.

В последние годы произошло значительное увеличение интереса к краниосакральной работе: теперь она преподается и практикуется во многих странах мира. Поскольку эта работа в основном не регулируется законодательством, во многих из этих стран были организованы профессиональные ассоциации, поддерживающие стандарты практики и устанавливающие этические кодексы. В конце этой книги имеется справочник, включающий в себя контактную информацию о профессиональных организациях, а также регистрах операторов, имеющих квалификацию по биодинамической краниосакральной работе.

Вперёд: http://healthy-back.livejournal.com/183122.html
Назад: http://healthy-back.livejournal.com/182539.html
Содержание: http://healthy-back.livejournal.com/182539.html#cont
Previous post Next post
Up