Все умрут, а я останусь

Mar 31, 2014 12:59


Лента "Ной"/"Noah" Даррена Аронофски - один из тех редких случаев, когда есть причины с уверенностью утверждать о том, что фильм оказался лучше книги, по которой был снят. При этом саму книгу можно даже и не читать.



Очень странно, что режиссеры всех времен и народов довольно редко обращаются к мифам и легендам, изложенным в Библии. При этом экранизированные сюжеты за очень редким исключением оказываются унылым говном. Возможно, это связано с тем, что все, что можно было сказать о Библии, уже сказали участники группы Монти Пайтон в своем летающем цирке, и теперь говорить об ангелах и крестах с серьезным еблом как минимум грустно.

Тем не менее, нельзя не отметить тот факт, что Библия и, в частности, Ветхий Завет - просто кладезь сюжетов для картин всех жанров: от порнухи до бескомпромиссного апокалипсиса. И даже режиссеры лент категории Б и ниже найдут в ней для себя вдохновение для новых трэшеров и кровавых слэшеров.

В общем, Аранофски взялся за легенду о Ное и ковчеге. В сюжет, о котором в самой Библии написано от силы пару абзацев и который по этой причине нельзя было назвать шибко закрученным, Даррен добавил каменных големов из дружественных библейских изданий и конфликт. Известно, что в самой Библии никакого конфликта как такового не существовало. Ну, захотел бог всех уничтожить, ну и что? Разве это достойный для полнометражной ленты конфликт? Нет. Конфликт - это когда тысячи потенциальных мертвяков штурмуют построенный для зверей корабль спасения. В этом, в общем, и состоит главная заслуга режиссера: он показал библейскую легенду в том виде, о котором задумывался каждый, хоть немного знакомый с сюжетом оригинала. Что будет с людьми, оставшимися за бортом? Как они выглядели и чем, в конце концов, провинились? При всем при этом Аранофски вполне прозрачно намекает зрителю, мол, друзья, показанное в кино может быть не библейским прошлым, а нашим будущим. Прекратите, грешить, ибо грядёт. И похуй, что в оригинале бог обещал Ною, что текущий потоп был последним и вряд ли он еще раз решится на тотальный геноцид.

Местами напоминающий знаковые ленты Эммериха, "Ной" Аранофски, в целом, не намного глубже. Это, конечно, проблемы оригинальной книги, но основной посыл Даррена - в моральном выборе. С чем быть - с добром или злом. И кем быть - добром или злом? При этом границы между этими сущностями крайне размыты, ведь с точки зрения любого просвященного современного человека номинальное библейское добро никак не выглядит пай-мальчиком в чистом свитерке с оленями. Именно поэтому принять его сторону, видя его запачканные кровью по локоть руки, получается далеко не с первого раза. И даже если получается, то проблема все равно остается: не стал ли ты злом, выбрав добро? Именно этим вопросом в отвратительном русском дубляже задается Рассел Кроу в компании великолепной Дженнифер Коннелли и попахивающей рыбой Эммы Уотсон.

Нам бы и насрать на их проблемы, но Аранофски еще не успел пропить свое мастерство после отличного "Черного лебедя" и крайне талантливо трижды вставил в свой фильм отличные режиссерские находки. Так случилось с великолепно снятым святым родником, вырастившим лес и пригласившим в ковчег зверей-туристов. Потом была невероятная сцена убийства Авеля Каином, пронесшаяся флешбеком аж до нашего времени. И, самое главное, совершенно изумительно визуализированная история создания богом всех и вся. Скрестив Дарвина и креационизм, Аранофски в полутора минутах сделал то, что до сих пор не удавалось сделать церкви со всеми ее ресурсами и возможностями. Уверен, что этот отрывок из фильма в будущем еще не раз будет использован верующими в качестве иллюстрации своей правоты.

Во всем остальном же фильм "Ной" не слишком оригинален и поэтому вряд ли займет место выше полки с фильмом-катастрофой "2012".

Кино

Previous post Next post
Up