Мертвая парма

Sep 25, 2008 22:26

XV век нашей эры

…Шаман встрепенулся и затряс колокольчиком, качая рогами мохнатой шапки.
Караван выходил к брошенному городищу.
С болотистой опушки открывался вид на Мертвую Парму. Огромная, похожая на медведя гора заросла могучими деревьями, но все они умерли, стояли сухие, голые, без коры, без хвои, без листьев. От заката лес-покойник пожелтел, как Мамонтова кость.
Брошенное городище темнело у подножия горы, одним краем затонув в болоте. Сквозь чахлое, кривое редколесье князь разглядывал его, на ходу отмахиваясь от комаров еловой лапкой.
Валы заросли дремучей и серой от паутины малиной, из которой торчали кривые зубцы частокола. Постройки обрушились. Из сырых ям высовывались гнилые, осклизлые бревна. Тонкие березки, словно птичья стая, разлетелись по городищу.
Заплесневев по шею, идолы-охранители косо чернели среди белых стволов. Ярко горели мухоморы, и пучки поганок дрожали на трухлявых пнях.



Караван не спеша двигался вдоль склона Мертвой Пармы. Гляден - так называют ее русы.

А. Иванов, «Сердце пармы»
Асыка ехал на Гляден - Мертвую Парму - с Туявита-Сылвы. Сегодня эта дорога (вернее, ее последний участок - Пермь-Савино) -выглядит так:



Немного не доезжая до аэропорта, нужно свернуть на неприметный проселок…



Собственно, лес впереди - это уже вершина Глядена, просто дорога ведет к ней не со стороны впадения Мулянки в Каму, а с противоположной, где полого.

Город на Гляденовской горе в пятнадцатом веке уже был невероятно древним и почти полностью пришедшим в упадок - люди в нем давно уже не жили, оставалось только святилище. Что неудивительно - город этот был возведен предками коми еще в III веке до Р. Х. как пограничная крепость, и расцвет его приходится на начало нашей эры. Сегодня здесь только заросли иван-чая покрывают ямы археологических раскопов…



Проселок, перевалив через вершину, внезапно переходит в тропинку, все круче спускающуюся вниз, к Каме. Мой кросс кантри плавно переходит в даунхилл…



По сторонам тропинки - аккуратненькие перильца, через равные промежутки времени стоят лавочки… Упс! Чуть не улетел. Ступеньки - дальше пешком.



Ступеньки ведут к обшитому кровельным железом сарайчику с крестом на крыше - импровизированной часовне Трифона Вятского. Сей святой муж обитал здесь в землянке в конце XVI века и демонстрировал духовное превосходство православия путем уничтожения и осквернения чужих святынь. Обычное дело, в общем-то, но этот кончил плохо, причем претерпел от своих же:: дослужившись на поприще посрамления язычников до архимандрита Вятского мужского монастыря имени Успения Пресвятой Богородицы, он настолько достал братию введенным им в монастыре «строгим уставом», что монаси восстали и выперли преподобного из обители, отправив «странствовать по городам и монастырям России».



Чуть дальше - домик, возведенный над родником с необыкновенно вкусной водой. Внутри обустроена купель с лесенкой. Родник святой, причем был таковым, видимо, задолго до Трифона и даже задолго до возведения здесь городища предками коми - их укрепления были возведены поверх еще более древних разрушенных укреплений восьмого века до н. э., принадлежавших народу, название которого сегодня уже никто не помнит, а археологи называют Ананьинской культурой (по деревне Ананьино в Татарстане, так же, как Гляденовское городище дало название Гляденовской культуре). «Ананьинцы», по-видимому, тоже были из финно-угров. Есть гипотеза, отождествляющая их с тиссагетами, о которых упоминает Геродот, помещавший их к северо-востоку от скифов и сарматов…





Дальше тропинки нет - паломники ходят только до родника. А там и нет ничего - только заросли иван-чая на месте еще одного раскопа. Нижний город, внешняя линия укреплений. Святилище. Нет уже ничего этого. Только тишина и свет.



Про Гляденовское костище ходит немало легенд. Местные жители считают это место аномальной зоной, археологи - одним из самых загадочных и значимых исторических памятников России.

Рассказывают, что каждый, кто хоть раз побывал здесь, рано или поздно вернется.

Средний Урал, Пермь, доистория

Previous post Next post
Up