Человек стоит на сцене с листком текста в трясущихся руках. Лицо красное, с бисеринками пота. Речь прерывистая, заикается, периодически судорожно сглатывает. Классическая картинка социальной фобии.
Человек боится выступать перед аудиторией буквально до панической атаки. Кажется, что вот сейчас скажи ему громко «бу!» и он со сцены упадет замертво. Еще одна разновидность социальной фобии - есть или пить в присутствии посторонних. Если вам удастся затащить такого человека в ресторан то вы увидите ту же самую картину. Только в руках у него будет не листочек с текстом, а столовый прибор, из которого от тряски будет выплескиваться или падать содержимое
Такие выраженные клинические случаи не так уж часты. Хоть распространенность социальной фобии оценивается в 2-3 процента, но большинство подобных страдальцев либо тщательно избегают ситуаций связанных с фобией, либо относительно неплохо себя контролируют. Да, поход в ресторан или на сцену для них как тяжелый экзамен, но все таки преодолим.
Но на самом деле социальная фобия в легкой форме чертовски распространенное явление. Народ не бьется в истерике, не падает в обморок, но делает выбор из двух альтернатив, именно основываясь на потребности избежать ситуации встречи с обществом.
Ведь что такое социальная фобия сама по себе? Это тревога и страх перед перспективой неодобрения или отвержения обществом. Даже бог с ним с отвержением. Вдруг посмеются, вдруг плохо подумают. А это значит, что могут отказать в дружеском расположении принять за равного.
Проявляться этот страх может неодинаково. Кто-то при встрече с болезненной ситуацией начинает испытывать тревогу, у кого-то появляется «профилактическая мысль» типа « надо срочно сделать, а то… что подумают», а кто-то сразу бросается в бой. Последняя активная позиция так же может быть различной. В крайней степени человек обливает окружающих сходу грязью или ядом ( у кого чего есть в наличии) или, как павлин раскрывает хвост, расписывает свои небывалые качества или высказывает мнение, которое, конечно «отличное от других». Ну, это так, чтобы предупредить вероятного противника за место под социальным солнцем, что тут очень все серьезно.
Конечно все люди разные, и тревожат их разные проблемы. Однако, есть довольно много таких болевых точек, которые разделяются между большим количеством страдальцев. Эти случаи иногда относят к более узким фобиям, но, по сути, корень у них один - боязнь неодобрения окружающих.
Вот небольшой списочек для примера:
- страх казаться глупым или некомпетентным специалистом
- страх быть слишком «заумным»
- страх выглядеть нелепо, немодно, бедно одетым, с неправильно наложенным или неправильно подобранным макияжем.
- страх быть слишком толстым\худым
- страх выглядеть плохой хозяйкой ( можно бояться приготовления пищи -например пересолить, переперчить, сготовить невкусно, пропустить косточку; выглядеть неаккуратной - пыль, пятна на кафеле; быть не экономным)
- страх не иметь предметы роскоши, гаджеты, бытовую технику и т.п.
- страх быть плохой матерью\отцом
- страх быть не на высоте в постели или же напротив слишком развязанным сексуально
- страх не иметь партнера или супруга с соответсвующим статусом
- страх не иметь престижных друзей
- страх не иметь хорошего происхождения
- страх иметь какое-то заболевание, которое изменит внешний вид.
- страх проявить эмоции ( расплакаться или рассмеяться)
При этом хочу подчеркнуть, что это не просто считать, что вышеперечисленное неприятно, если вдруг случиться. Т.е. интересоваться мнением окружающих и их реакцией не плохо, и даже важно для установления контакта. Плохо когда этому придается слишком большое значение. Скажем даже что возможное отрицательное мнение или реакция становятся более важными, чем любой полезный контакт в принципе. Это когда, к примеру, хозяйку при виде пыли в дальнем углу охватывает страх, что вдруг кто-то что-то увидел и подумал. Она ждет подруг в гости, и у нее главная мысль не общение с ними, а устранение всех намеков на ее недостаточную хозяйственность. Некоторые женщины под страхом расстрела не выйдут на улицу без макияжа или будут страдать самым серьезным образом от того, что у них шуба прошлогоднего фасона. Им взаправду будет казаться, что все их осуждают и подсмеиваются. И в их голове будет постоянно крутиться мысль - « старая шуба-старая шуба). Во время прогулки по городу или магазинам с тревогой будут фиксироваться все встречные шубы « черт какая классная шубка, блин у меня не такая, какой позор»\ « «какая у этой тетки ужасная шуба, моя еще ничего, хотя у меня вот на рукаве на сгибе мех топорщится, а у нее нет - моя позорнее».
Если перевернуть ситуацию от пассивного восприятия фактов к активному превентивному поведению, то человек сразу оценивает, есть ли у его вероятного противника то, что относится к его болезненным темам, на каком уровне этот предмет. Если, к примеру, шуба, как болезненный пункт, у соперника имеется, то в ней тут же разыскиваются недостатки. Результаты поиска могут с удовлетворением проговориться про себя или в слух. Или же человек с удовольствием назовет вам с ходу 30 причин по которой подобный вид шубы иметь последняя глупость.
Откуда все это берется? Понятно, что частично из детства. Довольно важно, чтобы дети умели влиться в общество, подстроится под коллектив. Однако, не все родители правильно расставляли акценты на то, что же для общества важно и на сколько. Да, очень важно не икать и не хрюкать во время еды за столом. Но мир не развалится и люди не разбегутся в ужасе, если это вдруг случится. Ты чего-то не знаешь и в чем-то не компетентен? Конечно, приятнее знать больше, но если что-то не известно, так это дело наживное. Некоторые родители же придавали каким-то оплошностям детей чрезмерное значение - чавкнул нечаянно за столом - «позоооор. Если бы ты был в обществе, то все бы просто бы немедленно подумали, что ты отвратительная свинья и стали бы показывать на тебя пальцем и смеяться» Дети иногда не понимают гипербол и сгущения красок. Сказали все про тебя будут думать как про свинью? Надо очень сильно стараться не чавкнуть иначе жизнь погублена раз и навсегда.
В подростковом возрасте социальная тревога в определенной пропорции нормальна. Ребенку в этом возрасте довольно важно влиться в коллектив и коллектив чувствовать. При этом влиться самому, а не родителям. Потом тревога сходит на нет, потому что взрослый уже приобрел в идеале навыки и определился с ценностями. Однако опять как повезет. Некоторые дети изначально тревожнее других и попав под воздействия общества и окружающей среды связывают процесс принятия не совсем с правильными ориентирами.
Вспоминая разговоры по поводу худых и полных, можно сказать, что существует довольно серьезная прослойка населения, которая полагает, что любят только стройных. Кусок жира на боку по их мнению вызывает у всех окружающих приступ тошноты, мужчины сразу теряют потенцию на неделю, а потенциальные работодатели в спешке заколачивают входы и прячут по карманам объявления о работе. У них, как правило, в голове есть некоторый набор случаев, которые подтверждают их теорию и, понятно, когда такие дела творятся, нужно очень тщательно следить за переджвижениями всех жировых капель по организму.
Откуда такая идея? Ну так посмотрите на СМИ. Миллион историй « была я толстая и несчастная без работы и друзей, а потом похудела и теперь я счастливая мама 3-х детей президент фирмы с кучей друзей». История может быть правдой, но вопрос с похуданием может быть в ней совершенно не ключевым.
Про еду в ресторанах и неправильное использование порядка вилок, употребления внутрь омара и… конец истории типа «весь ресторан смотрел на меня в отвращении» масса. Как, собственно, и других историй, когда человек в чем-то прокололся и, общество выразило свое фу. Взрослые люди в массе своей как правило не очень сильно застревают на данных случаях. Ну там кто-то не ту вилку взял или не ту машину купил. Подумаешь проблема. Для подростка с его озабоченностью внешним эффектом такое может оказаться большим откровением, которое изменит всю жизнь.
И самое главное, социальные фобии часто лежат в основе таких явлений, как перфекционизм и прокрастинация. Нельзя быть уверенным что сделаешь все на 5+ и общество одобрит и все-все скажут «да» и в некоторых случаях лучше вообще не делать, чтобы не слышать от окружающих неодобрения. Процесс фобии работает неразрывно с черно-белым мышлением. Т.е. минимальное отклонение в сторону расценивается как провал. Именно поэтому человек стремится провал как-то избежать либо доведением работы до неведомого идеала, либо полным отказом от нее.